Слайд 1Организация работы с детьми ограниченных возможностей в условиях дополнительного образования
Педагог дополнительного
образования Маслова Л.А
Слайд 2Лицо с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – лицо, имеющее физический и/или
психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
Слайд 3ДЕТИ С ОВЗ – ЭТО ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
начать специальное
обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Слайд 4
Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:
Ценность человека не зависит от
его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 6Правила общения при работе с детьми ОВЗ
не сравнивать с остальными
детьми;
не стоит стремиться сделать его более «удобным» и внешне адекватным;
не навязывать себя ребенку, если решили с ним поиграть или чему-то научить;
быть эмоционально приветливым не только внешне, но и внутренне;
не фиксировать внимание на неудачах;
использовать разные формы несловесной поддержки ребенка – улыбку, подбадривающее пожатие руки, поглаживание по голове, подмигивание, обнимание за плечи и т.п., что подскажут ваши руки и сердце;
избегать длинных объяснений или бесед, т.к. зачастую они просто недоступны детям.
учить ребенка доводить начатое дело до конца;
быть терпимым к «необычному поведению» ребенка;
к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.
Слайд 7Роль дополнительного образования с детьми ОВЗ
интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья
в среду здоровых сверстников;
разработка системы мер по активизации работы с детьми с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования детей;
усиление взаимодействия образовательных учреждений с семьями детей с ОВЗ;
активное вовлечение детей с ОВЗ в подготовку и проведение массовых мероприятий с учащимися, участие в конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах и других формах дополнительного образования на муниципальном, федеральном и международном уровнях.
Слайд 8Что дает дополнительное образование ребенку с ОВЗ
Дополнительное образование дает реальную возможность
выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.
Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.
Дети обучаются навыкам общения, способам саморегуляции, умению анализировать ситуацию и делать правильный выбор.
Слайд 9ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Отклонения в развитии ребенка
его выпадение из социально и культурно обусловленного образовательного пространства затруднен процесс передачи социального и культурного опыта;
цель специального образования – введение в культуру ребенка опыта, по разным причинам выпадающего из нее; нужны специальные методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Слайд 10Конвенция о правах инвалидов
24 сентября 2008 года Российская Федерация
подписала Конвенцию о правах инвалидов, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 года. Конвенция направлена на защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией и обеспечение полного участия людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества.
Слайд 11Понятие дети с особыми образовательными потребностями шире понятия дети с ОВЗ.
К детям с особыми образовательными потребностями относятся и одаренные дети и дети, социально незащищенных слоев населения ( дети из неблагополучных семей, дети семей мигрантов и т. д.).
Слайд 13Система оценивания достижений
Выработаны критерии оценивания достижений каждого ребенка с
ОВЗ в соответствии с индивидуальным учебным планом.
Возможность самооценивания обеспечена и реализуется.
Используется критериальный, дифференцированный подход при оценивании компетенций ребенка в соответствии с его индивидуальным учебным планом.
Слайд 14Результаты работы
ребенок с особыми образовательными способностями имеет и общие для
всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке;
ребенок должен вести жизнь в максимальной степени приближенной к нормальной;
учиться могут все дети, а значит, всем им должна быть предоставлена возможность получить и дополнительное образование.