Слайд 1
Что представляет собой Lesson Study
«Тот, кто учится не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении. Тот, кто учится, размышляя, находит вдохновение»
Конфуций
.
Слайд 2
«Подход Lesson Study представляет собой процесс, включающий не менее трех циклов
уроков Lesson Study, совместно планируемых, преподаваемых/наблюдаемых и анализируемых группой учителей»
(Lesson Study UK, руководство, Пит Дадли, 2011, страница 6).
Слайд 3 Этапы :
-конкретизация проблемы с помощью методов исследования (наблюдение, беседа,
интервью, анкетирование, социометрический опрос);
-планирование, (перепланирование) уроков-исследований;
-преподавание уроков-исследований учителем и наблюдение наблюдателей за действиями исследуемых АВС учащихся во время последующих трех уроков;
-обсуждение и анализ проведенных уроков-исследований;
- рефлексия (обдумывание и рассуждение).
Слайд 4Из каких этапов состоит один цикл Lesson Study
Один цикл Lesson Study состоит
из 4 этапов:
Этап №1 Совместное планирование урока-исследования.
Этап №2 Проведение урока-исследования и наблюдение за уроком.
Этап №3 Опрос учащихся.
Этап №4 Обсуждение урока-исследования и первоначальное планирование следующего урока-исследования.
Как проводится первичное заседание
группы Lesson Study
- Группа заинтересованных учителей:
- сформирует команду из 3-6 человек. Самое главное, учителя должны быть заинтересованы и мотивированы в совместной работе по улучшению их качественного преподавания учащихся.
- должна быть ознакомлена с руководством Lesson Study и дополнительными ресурсами по теме исследования, прежде чем начать исследовательскую практическую работу совместно.
- разрабатывает основные правила, позволяющие команде работать плодотворно по принципу доверительных отношений, где все члены команды равны между собой и имеют право быть услышанными, не чувствуют жесткой критики и строгого контроля;
Слайд 6 - распределяет роли между собой: модератор, наблюдатели, секретарь, тайм кипер
т.д. Команда назначает секретаря для ведения записи на каждой встрече. Целесообразно создать портфолио, включающее в себя все документы трех циклов урока-исследования в качестве доказательной базы;
- выбирает класс для исследования, тему для исследования, которая основана на решении проблемы данного класса на протяжении трех циклов Lesson Study;
- определяет ключевую проблему в обучении определенного класса, анализируя сбор данных: интервью, опрос, наблюдения за действиями исследуемых учащихся;
- вырабатывает общие цели, задачи обучения и ожидаемые результаты Lesson Study по разделу урока выбранного предмета;
- составляет план и график работы по Lesson Study.
Как проводится совместное
планирование урока-исследования №1
Команда:
- определяет тему и вырабатывает цель и задачи урока-исследования №1;
- размышляет над тем, как улучшить урок и заинтересовать детей к самостоятельному поиску знаний, как добывать информацию различными путями (учитель, друг, интернет, сотовый телефон, книга, родители, газета, журнал и т.д.);
- проектирует урок, обмениваясь мнениями, составляет среднесрочный и краткосрочный планы урока, предлагая те учебные стратегии, которые дают исследуемым ученикам возможность преодолевать трудности в их обучении;
- использует флипчарты, маркеры, стикеры и т. д. при планировании урока-исследования №1;
- выбирает трех учащихся для исследования наблюдателями на протяжении трех уроков:
Слайд 8
- выбирает трех учащихся для исследования наблюдателями на протяжении
трех уроков: учащихся, имеющих высокие (уровень А), средние (уровень В) и ниже среднего (уровень С) показатели в учебных навыках;
-решает, кто за каким учеником будет наблюдать во время урока. Каждый наблюдатель записывает ожидаемые результаты каждого исследуемого ученика в схему планирования, наблюдения и обсуждения урока. (По окончании урока ученик A будет……. По окончании урока ученик B будет……. По окончании урока ученик C будет…….);
-решает, какие ресурсы будет использовать во время урока, какие вопросы будут заданы ученикам, одним словом, проектирует урок, обращая внимание на каждую мелочь.
-оформляет документы: лист согласования с директором школы о проведении практического исследования, лист согласования с родителями учеников выбранного класса для исследования.
Слайд 9 Проведение и наблюдение
за уроком-исследованием №1
- Один из учителей в команде будет проводить урок, остальные будут наблюдать за действиями своих исследуемых учеников, используя схему планирования, куда уже внесены ожидаемые результаты каждого ученика наблюдателями при планировании урока;
- Наблюдатели письменно фиксируют в схеме планирования ответы и действия своих учеников на разных этапах урока, определяют, как общая атмосфера в классе влияет на исследуемого ученика, выявляют степень активности исследуемых АВС учащихся;
Слайд 10 - В центре внимания является не учитель, который проводит урок,
а ученики, находящиеся под наблюдением;
- Наблюдатели не вмешиваются в естественный процесс урока, то есть не помогают ученикам решить проблему. Им разрешается двигаться по классу и общаться с учениками время от времени в случае необходимости;
- По возможности наблюдатели отмечают время каждого комментария в схеме планирования;
- В конце урока наблюдателям следует привести доказательства прогресса каждого ученика, сопоставляя ожидаемые результаты исследуемых учеников;
- Кроме членов команды могут присутствовать другие заинтересованные лица: администрация школы, учителя и педагоги из других школ в качестве внешних наблюдателей
Слайд 11Опрос учащихся после проведения урока-исследования №1
— Что ты узнал
сегодня на уроке?
— Чему ты научился?
— Какие трудности ты испытывал во время урока?
— Как выходил из трудностей? Кто тебе помог? Что тебе помогло?
— Что бы ты изменил на сегодняшнем уроке?
— А что тебе не понравилось на уроке?
— Что тебе больше всего понравилось на уроке? и т.д.
- Опрос должен быть кратким, не более пяти (5) минут.
- Желательно проводить опрос сразу после урока, когда дети могут четко выразить свои мнения по уроку.
- Наблюдателям следует записать их ответы, снимать своих исследуемых учащихся на видео, фотографировать их в качестве доказательства сбора данных по исследовательской работе.
Слайд 12 Как команда учителей проводит обсуждение, анализирует проведенный урок-исследование
№1
Команде следует проводить обсуждение и анализ урока Lesson Study, после того как они немножко отдохнут, соберутся с мыслями или обсуждение проводится не позднее, чем через 24 часа после урока
Слайд 13Важные аспекты в ходе исследовательского процесса Lesson Study
Внимание! В течение исследовательского процесса Lesson
Study команда:
- не проводит эксперимент над учениками, а развивает практику преподавания путем исследования в действии;
- улучшает взаимоотношения учителей и учащихся в коллаборативной среде;
- обменивается опытом работы, привлекает молодых учителей для совместной командной работы;
- улучшает обучение учащихся на основе совместного планирования, проведения уроков Lesson Study, наблюдения, рефлексивного анализа и оценивания учащихся;
- учится на собственных ошибках и на ошибках других;
- моделирует успешные уроки, отвечающие требованиям современного образования;
- способствует созданию других команд Lesson Study в школе;
- использует подход Lesson Study в качестве открытого диалога и дискуссий по улучшению качества обучения учащихся и преподавания учителей в рамках профессионального обучающего сетевого сообщества.
Слайд 14 Какие документы следует включить в портфолио Lesson Study для сбора доказательной
базы
План процесса Lesson Study в трех циклах.
График плана работы по подходу Lesson Study.
Лист согласования с директором школы о проведении практического исследования.
Лист согласования с родителями учеников выбранного класса для исследования.
Среднесрочное планирование уроков (3).
Краткосрочное планирование уроков (3).
Заполненные схемы планирования, наблюдения и обсуждения наблюдателей во время Lesson Study №1, №2, №3.
Таблица записи обсуждения исследуемых АВС учащихся по итогам каждого урока-исследования.
Рефлексивные отчеты проведенных уроков Lesson Study №1, №2, №3.
Слайд 15Образцы рефлексивного дневника учителя, поводившего урок-исследование.
Протоколы заседаний проведенного процесса Lesson Study
в трех циклах.
Образцы работ учащихся.
Анкетирование учащихся.
Опрос исследуемых учащихся.
Видеозаписи уроков, заседаний и интервью учащихся.
Записи интервьюирования учащихся.
Фотографии уроков-исследований, заседаний.
Мониторинг качества знаний учащихся до и после проведения процесса Lesson Study.
Мониторинг сравнительного анализа проведенных анкет, вопросников учащихся до и после проведения процесса Lesson Study.
Проекты, выступления членов команды по распространению накопленного опыта работы.
Публикации: статьи, брошюры по реализации подхода Lesson Study в школьную практику.