Слайд 1ОБЩЕНИЕ
В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Выполнила: студентка 115 группы,
Березина Юлия.
Преподаватель: Власенко Анна Борисовна.
Слайд 2ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен информации и (или) эмоциями между
медсестрой и пациентом.
Слайд 3ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:
ИНФОРМАЦИОННАЯ –
получение и сообщение
необходимой информации.
Медсестре необходима
информация о
самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.
Слайд 42. ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная).
Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного
тепла.
Слайд 53. РЕГУЛЯТИВНАЯ.
В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение
пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также
испытывает влияние
своих пациентов.
Слайд 6ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ МЕДСЕСТРЫ – процесс установления и развития контакта между ней
и пациентом, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий:
коммуникацию (передачу информации);
интеракцию (выработку стратегии взаимодействия);
перцепцию (восприятие и понимание партнерами друг друга).
Слайд 7Элементы
эффективного общения
канал
отправитель
получатель
подтверждение
сообщение
Слайд 8ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – реакция пациента на информацию, поступающая от медсестры и
наоборот.
Коммуникативные барьеры:
фонетический (собеседники говорят на разных языках, диалектах);
смысловой (употребление сленга);
стилистический (фамильярное поведение);
логическое непонимание («мужская», «женская» логика);
социокультурные барьеры (социальные, политические, религиозные различия);
барьеры отношений (недоверие к человеку распространяется и на передаваемую им информацию)
Слайд 9Выделяют два типа общения:
1. Словесный (вербальный) - общение между людьми с
помощью речи.
2. Бессловесный (невербальный) :
а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА.
Внешний вид и поведение отражает некоторые аспекты личности медработника, в частности степень его заботы, внимания к пациенту, способность к сопереживанию.
Слайд 10б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ («язык тела»).
Слайд 11в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ.
Соблюдайте дистанцию «психологического
комфорта»
Обычно выделяют четыре психологических расстояния:
• Интимное - менее 40 см,
• Личное - 40 см - 2 м,
• Социальное - 2 м - 4 м,
• Открытое - более 4 м.
Слайд 12Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя «вламываться» в
его интимную зону без разрешения, руководствуясь лишь своим желанием. На бессознательном уровне это вызывает резко негативную реакцию, будучи расценено как неуважение,
определенное насилие.
Для того, чтобы общение
между медсестрой и
пациентом было
комфортным, они должны
вступить друг друга в
свою личную зону.
Слайд 13Если пациент подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак
того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом, «не нависайте» над ним, лучше присядьте возле кровати. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на
одном уровне,
ни один
не доминировал
над другим.
Слайд 14г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.
Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с
медсестрой, которая торопиться, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту. (Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет ему необходимую помощь).
Слайд 15ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ОБЩЕНИЮ:
Советы пациенту или высказывание своего мнения медсестрой.
Резкая смена предмета
разговора.
Защита людей, которых критикует пациент.
Преуменьшение чувств пациента.
Обещания пациенту, отрицающие
реальность ситуации.
Поспешные заключения.
Культурные отличия: язык, нормы поведения.
Стили общения.
Разница в возрасте.
Слайд 16К не вербальному типу общения примыкают так называемые
ПАРАЛИГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:
• Пауза
• Интонация
• Возгласы и восклицания
• Тон, звучность, тембр голоса
• Дикция
• Скорость речи
Слайд 17Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:
1. Терапевтическое, эффективное.
2. Нетерапевтическое, неэффективное.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
- благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.
ЗАПОМНИТЕ!
ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ - ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.
Слайд 18Десять «ДА» терапевтического общения:
Обращайтесь к пациенту по имени-отчеству и на «Вы».
Начинайте
беседу с указания вашего имени-отчества и должности.
Смотрите пациенту в глаза, улыбайтесь;
если пациент лежит, присядьте на стул,
стоящий рядом.
Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы. Помните, что конфиденциальность является условием создания доверительных отношений с пациентом.
Слайд 195. Поощряйте вопросы вашего пациента.
6. Говорите неторопливо, доходчиво, пользуйтесь исключительно положительной
интонацией вашего голоса.
7. Соблюдайте принципы эффективного умения слушать.
8. Проявляйте мастерство общения медицинской сестры с пациентом.
9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологического микроклимата при общении с пациентом.
10. Будьте естественны при разговоре, создайте атмосферу взаимопонимания, доверия.