Презентация, доклад на тему Обобщение опыта по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся через решение проблемно-творческих заданий.

Содержание

С одной стороны, развиваются демократические тенденции, школа становится более многогранной, изменяются содержание и форма работы. С другой стороны – налицо тенденция, связанная с отчуждением детей от

Слайд 1
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории через решение проблемно –

творческих задач
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории через решение проблемно – творческих задач

Слайд 2
С одной стороны,

развиваются демократические тенденции, школа становится более многогранной, изменяются содержание и форма работы.
С другой стороны – налицо тенденция, связанная с отчуждением детей от школы, снижением мотивации к обучению.

1

С одной стороны, развиваются демократические тенденции, школа становится более

Слайд 3
Древние говорили: «Познать, чтобы полюбить»…

Но как учить тех, кто не ищет знаний?

Развитие интереса к предмету – ключ к учению, познанию.



2

Древние говорили: «Познать, чтобы полюбить»…        Но как учить тех, кто

Слайд 41. Изучение и разработка рекомендаций по активизации умственной деятельности школьников
Изучение и

анализ понятия «интеллектуальная сфера».
Рассмотреть методологии активизации умственной деятельности школьников.



3

1. Изучение и разработка рекомендаций по активизации умственной деятельности школьниковИзучение и анализ понятия «интеллектуальная сфера».Рассмотреть методологии активизации

Слайд 5 Работа по выявлению индивидуальных особенностей личности:
Отношение к учению,

своим достижениям и неудачам.
Отношение к данному учебному предмету.
Интересы ученика.
Проявления эмоционально-волевой сферы в учении.
Развитости у школьника интеллектуальных умений (наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, делать самостоятельный вывод).
Контроль со стороны взрослых дома и т.д.

4

Работа по выявлению индивидуальных   особенностей личности:Отношение к учению, своим достижениям и неудачам.Отношение к данному

Слайд 6Условия для формирования учебной мотивации :
Создание проблемной ситуации, сочетание

трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью



5

Условия для формирования учебной мотивации :  Создание проблемной ситуации, сочетание трудности учебного материала и учебной задачи

Слайд 7Особый вид логических заданий, в процессе их решения учащиеся овладевают опытом

творческой деятельности, т. е. способностью при решении новой задачи находить свой оригинальный способ решения.



6

Особый вид логических заданий, в процессе их решения учащиеся овладевают опытом творческой деятельности, т. е. способностью при

Слайд 8Каковы могут быть требования к использованию проблемно-творческих задач?

3.Организация поисковой деятельности

для приобретения новых знаний

1.Выявление знаний и умений

2. Проведение тренировочных упражнений для усвоения знаний

4.Самостоятельная работа учащихся с учётом их индивидуальных особенностей

Основные цели использования проблемно-творческих задач



7

Каковы могут быть требования к использованию проблемно-творческих задач? 3.Организация поисковой деятельности для приобретения новых знаний1.Выявление знаний и

Слайд 9определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования
выдвижение гипотезы их решения
обсуждение

методов исследования

оформление конечных результатов

анализ полученных данных

подведение итогов

корректировка

получение выводов


Использование проблемно-творческих задач предполагает



8

определение проблемы, вытекающих из нее задач исследованиявыдвижение гипотезы их решения обсуждение методов исследованияоформление конечных результатованализ полученных данныхподведение

Слайд 10Событийно – проблемные – объяснение вопросов «почему», «получается, что знали, а

делали наоборот?»
Биографические – выяснение «кто есть кто»
Хрестоматийно – литературные – выяснить о ком или о чём идёт речь.



9

Событийно – проблемные – объяснение вопросов «почему», «получается, что знали, а делали наоборот?»Биографические – выяснение «кто есть

Слайд 11Задания на проверку понимания прочитанного: а) тесты с выбором ответов; б)

толковые словари темы
Анализ учебного текста и различение фактов: а) календарь событий (хронологическая таблица); б) хронологические задачи; в) задачи на определение последовательности (хронологический порядок)
Задачи на образную реконструкцию исторических фактов: иллюстрирование; словесные портреты, символическое изображение главной идеи.
Задания на формулирование и аргументацию личных оценочных суждений: диспут с автором учебника (составить план – конспект научного спора)



10

Задания на проверку понимания прочитанного: а) тесты с выбором ответов; б) толковые словари темыАнализ учебного текста и

Слайд 121 этап – организационный
2этап – решение проблемно – познавательных задач (самостоятельная

работа с памяткой)
3 этап – обсуждение готовых решений (участие всего класса, анализируют эксперты)
4 этап – подведение итогов (результативность занятия)

Структура практических занятий

Формы урока с использованием познавательных задач :




11

1 этап – организационный2этап – решение проблемно – познавательных задач (самостоятельная работа с памяткой)3 этап – обсуждение

Слайд 13Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.
Начните обдумывать данные

в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос.
Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.
Своё решение докажите. Если из условия задачи следует несколько выводов, каждый из них попробуй доказать.
Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ?





12

Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что

Слайд 14 уроки - лекции
семинарские занятия
комбинированные уроки
урок

изучения нового материала
повторительно – обобщающие уроки




13

Формы урока с использованием познавательных задач

уроки - лекции семинарские занятия комбинированные уроки урок изучения нового материала повторительно – обобщающие уроки 13Формы

Слайд 15 намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
искать пути

их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;
осуществлять и аргументировать выбор;
предусматривать последствия выбора;
действовать самостоятельно
корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат

Главное помнить,что

Процесс этот нужно организовывать и моделировать так, чтобы учащиеся научились:




14

намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи; искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при

Слайд 16Познавательную активность
Формирует логическое, научное мышление
Формирование мотивации учения
Развитие исторического мышления
Развивает творческие задатки
Повышение

заинтересованности учащихся предметом

Работа над проблемой стимулирует:



15

Познавательную активностьФормирует логическое, научное мышлениеФормирование мотивации ученияРазвитие исторического мышленияРазвивает творческие задаткиПовышение заинтересованности учащихся предметомРабота над проблемой стимулирует:

Слайд 17Этот метод позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в

деятельности и не могут быть усвоены вербально, например, через рассказ или пояснение

В первую очередь, это относится к групповой работе, когда действует небольшой коллектив
К таким качествам можно отнести
умение работать в коллективе,
брать на себя ответственность за выбранное решение,
анализировать результаты деятельности.
И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.
Участие в работе позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения



16

Этот метод позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены

Слайд 18Использование проблемно-творческих задач в работе требует от учителя и временных, и

интеллектуальных затрат, но и результат такой работы более высок, чем обычная система домашних заданий и опросов на уроках, так как, занимаясь исследовательской деятельностью,


учащиеся изучают разнообразные литературные источники,

обращаются к музейным фондам,

сведениям из сети Интернет,

выходят далеко за рамки школьных учебников
раскрывают разнообразные способности, что даёт возможность быть успешными и в жизни, и в профессиональной деятельности



17

Использование проблемно-творческих задач в работе требует от учителя и временных, и интеллектуальных затрат, но и результат такой

Слайд 19

Результаты в работе:

Виды работ учащихся

Выход
на новый
творческий уровень


18

Результаты в работе:Виды работ учащихсяВыход на новый творческий уровень18

Слайд 20Результаты в работе:

Уровень успеваемости – 100%
Уровень качества

знаний по истории – от 50% до 65%
Уровень качества знаний по обществознанию – от 57% до 70%
Рост мотивации к изучению истории и обществознанию



19

Результаты в работе: Уровень успеваемости – 100% Уровень качества знаний по истории – от 50% до 65%

Слайд 21
Коллективная работа учащихся на уроке истории «Загадка гибели царевича Дмитрия»


20

Коллективная работа учащихся на уроке истории «Загадка гибели царевича Дмитрия» 20

Слайд 22
ЛИТЕРАТУРА


21
1. Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в России: на

пути к новой парадигме// Моё Отечество. №1, 1997.
2. Вяземский Е.Е. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1999.
3. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. М.: Просвещение, 2001.
4. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2005.
5. Искровская Л.В. Познавательные задачи и формирование знаний об особенностях мировосприятия в средние века// Преподавание истории и обществознания в школе. №5, 2003.
6. Лернер И.Я. Задачник по истории Отечества. 6-7 класс. М.,1996.
7. Лернер И.Я. Развитие мышления в процессе обучения истории. М., 1982, гл. 4,5.
8. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000.
Степантщев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времён до наших дней. М.: Дрофа, 2001.
Шкарлупина Г.Д. Преподавание истории и обществознания. Р.: Феникс, 2006.
ЛИТЕРАТУРА 211.  Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в России: на пути к новой парадигме// Моё Отечество.

Слайд 23Спасибо, творческих вам успехов !


22

Спасибо, творческих вам успехов ! 22

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть