Слайд 1Наставничество в образовании:
траектория развития образования для достижения результатов
подготовила зам. директора
МУ ДО «ЦЮТ» г.Ухты
Зверева Светлана Сергеевна
г. Ухта, 2019 г.
Слайд 2Наставничество
форма участия опытных профессионалов в подготовке и воспитании молодежи по соответствующей
профессии.
Суть наставничества – передача богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки.
Слайд 3Наставник
– человек, осуществляющий наставничество (педагог, учитель). Наставники были уже в Древнем
Риме, там так называли домашних учителей. В России эта форма начала развиваться с 30-х годов, достигнув расцвета в 70-х годах ХХ столетия.
Смысл наставничества – провести своего подопечного (подшефного) «над пропастью», по «бездне» как через самые сложные моменты профессиональной деятельности
Слайд 4ИСТОРИЯ Наставничества
Освоить новые знания и обрести профессиональные навыки без наставников было
невозможно, поэтому феномен наставничества стал закономерностью цивилизационного процесса.
Слайд 5ИСТОРИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА
Форма взаимоотношений между учителем и учеником существовала уже в первобытном
обществе в виде обряда инициации - имянаречения. Для подготовки к этому обряду выделялись специальные наставники, которые обучали молодых людей определенным ритуальным правилам и умениям.
С разделением труда длительное время наставничество существовало в форме профессионального обучения - подмастерья (мастер - ученик). Наставничество в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования.
В отечественной практике получило развитие массовое движение наставничества в системе профессионально-технического образования и производственного обучения (с конца 50-х гг.). осуществлялось как шефство опытных передовых работников над учащимися и молодыми рабочими, пришедшими в трудовой коллектив. В обязанности наставника входило не только обучение молодого человека специальности, но его политическое и нравственное воспитание.
Слайд 6ИСТОРИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА
Сократ считал, что главная задача наставника – пробудить мощные душевные
силы ученика. Исходя из главного положения Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю», ученик и учитель находятся на одной ступени, и в их споре рождается истина.
Платон говорил, что учителя становятся своего вида правителями, ибо они имеют власть над умами тех, кого они ведут. Хорошие учителя, как и хорошие философы, должны быть умеренными, не алчными, мелочность не совместима с созерцанием всего пространства и времени.
К.Д. Ушинский, будучи основоположником научной педагогики в России, считал, что гордиться своим опытом воспитательной деятельности нельзя, это превращает педагога в машину, призванную лишь задавать уроки и спрашивать их. Теоретические знания и опыт должны не замещать, а дополнять друг друга.
Слайд 7ПРИНЦИПЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Принципы наставничества – добровольность, гуманность, соблюдение прав человека, конфиденциальность, ответственность,
искреннее желание изменить жизнь подопечного к лучшему, способность видеть в ученике личность.
Слайд 8СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО
Совместная наставническая деятельность – межличностное общение между наставником и обучаемым
в процессе
взаимодействия, организация совместной деятельности по обмену опытом. Имеет обоюдных характер.
МОЛОДОЙ
СПЕЦИАЛИСТ
НАСТАВНИК
КОЛЛЕКТИВ
КОЛЛЕГ
совместная наставническая деятельность
Слайд 9Основные категории процесса наставничества
Развитие - процесс становления его личности под
влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов;
Воспитание - целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности;
Профессиональная адаптация - процесс приспособления (привыкания) человека к содержанию, условиям, организации и режиму труда, к коллективу. Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации трудовой деятельности.
Слайд 10Типы наставничества
Прямое - непосредственный контакт с учеником, общение с ним не
только в рабочее время, но и в неформальной обстановке;
Опосредованное – наставничество проявляется только формально, путем советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму, а также влияние на его окружающую среду;
Коллективное - наставничество распространяется на весь коллектив учеников.
Слайд 11Типы наставничества
Скрытое - когда наставник воздействует на ученика незаметно для второго;
Открытое
- двустороннее взаимодействие наставника и воспитуемого;
Индивидуальное - когда все силы направлены на воспитание одного ученика.
Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность ученика, воспитанника. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия.
Слайд 12Процесс наставничества
Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия:
обучаемого
самого наставника
организации–работодателя
Молодой специалист получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него – и со всей адаптивной средой; приобретает информацию о деятельности организации, в которой он работает.
Наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.
Организация, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками
Слайд 13ЭТАПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
НАСТАВНИКА И МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Прогностический - определение целей взаимодействий, выстраивание
отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, полномочий субъектов, выявление недостатков в умениях и навыках молодого специалиста.
Практический - разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого специалиста.
Аналитический - определение уровня профессиональной адаптации молодого специалиста и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Слайд 14КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Заинтересованность организации–работодателя в профессиональном росте сотрудников.
Конкретные цели, задачи, программы
деятельности субъектов, включенных в систему наставничества.
Процесс профессиональной адаптации молодого специалиста.
Межличностное общение между наставником и обучаемым в процессе взаимодействия.
Наставническая деятельность – одна из важнейших форм самовыражения человека, которая наряду с медицинской, правоохранительной и несколькими другими видами деятельности отвечает за само существование человека и выполняет особую функцию общества – воспитание личности.
Слайд 15СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Наставник – партнер, соратник, помощник.