Слайд 1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детская художественная школа»
«Наше наследие» Художественная
керамика, как деятельный этнокультурный инструмент для творческой самореализации учащихся в условиях детской художественной школы
Автор проекта преподаватель высшей квалификационной категории Хажилова Н.В.
Слайд 2Цель проекта:
формирование этнокультурной компетенции, активизации творческих способностей учащихся в детской художественной
школе через предмет художественная керамика.
Слайд 3Задачи проекта:
способствовать возрождению культурных традиций предшествующих поколений;
формирование у каждого обучающегося системы
знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение к народному искусству на фоне сведений о культуре других народов;
формировать этнокультурную компетентность, актуализировать знания учащихся в контексте изучаемой дисциплины художественная керамика, познакомить с наиболее яркими образцами этнической культуры русского народа и народов, населяющих регион, страну, мир, которые могут быть использованы в образовательной практике художественной школы;
формировать у учащихся чувство любви к малой и большой Родине, гражданского самосознания, способствовать становлению этнической и культурной толерантности, культуры межэтнического общения через предмет художественная керамика;
изучение технологии традиционной и современной художественной керамики;
приобретение учащимися опыта создания изделий из глины традиционной керамики;
введение инновационных технологий, форм, методов обучения на уроке и во внеурочной деятельности для активизации мышления, раскрытия творческих способностей в области художественной керамики;
интеграция исконных технологий, новых материалов в современных изделиях на основе дизайн-подхода
Слайд 4Актуальность проекта
В современных гуманитарных исследованиях каждый регион России рассматривается как уникальная
социальная сфера, интегрирующая неповторимые особенности национально-демографического, культурно-исторического, духовно-нравственного и педагогического характера.
Это вызывает необходимость обоснования региональной системы обучения и воспитания школьников на базе тех учебных предметов, основой которых является предметно-практическая деятельность с ориентацией на творческое, духовно-нравственное развитие обучающихся. В данном случае «Художественная керамика» в полной мере является этнокультурным инструментом для творческой самореализации учащихся.
Слайд 5
- СОЗДАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ С УЧЕТОМ
ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА, РАЗРАБОТКУ АВТОРСКИХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ, УЧИТЫВАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ (ОБЩЕРОССИЙСКУЮ), НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНУЮ И МЕСТНУЮ (ЛОКАЛЬНУЮ) СПЕЦИФИКУ;
- РАЗРАБОТКА И УЧЕБНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КУРСОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИИ;
- ПРИОБЩЕНИЕ ИНДИВИДА К ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ, НАСЛЕДИЮ, НОРМАМ И ТРАДИЦИЯМ СВОЕГО ЭТНОСА.
Перспективы и эффективные подходы в обучении:
Слайд 7Проектная деятельность учащихся
Багмут Александра, защита проекта «Север»
Слайд 8Выставочная деятельность (конкурсы, выставки, фестивали)
Уровни выступлений:
окружной,
всероссийский,
международный
Слайд 9Методы обучения
Проектный метод обучения
Технология эвристического обучения
Методы решения творческих задач
( мозговая атака, метод фокальных объектов, синектика,кейс-метод, метод ассоциаций)
Слайд 10Формы организации учебной деятельности
лекции и семинары с элементами дискуссий;
самостоятельное выполнение заданий,
с обработкой информации;
дизайн-проекты;
практические работы;
экскурсии;
выставки.
Слайд 11Межпредметные связи:
Рисунок
Живопись
Композиция
Скульптура
Этнография
Беседы об изобразительном искусcтве
Компьютерная графика
Слайд 12Результативность:
сохранение и поддержка этнической и национально-культурной
самобытности народов
России, коренных народов Севера,
гуманистических традиций их культур, через предмет
художественная керамика;
формирование у учащихся гражданского сознания, этнической и этнокультурной толерантности, культуры межэтнического общения через предмет художественная керамика;
формирование этнокультурной компетентности;
актуализирование знания у учащихся в контексте изучаемой дисциплины «Художественная керамика».
интеграция исконных технологий, и как конечный практический результат- выполнение на основе традиционных этнических и новых материалов в современных изделиях на основе дизайн – подхода, т.е создание собственных уникальных АРТ-изделий из керамики.
Участники проекта:
Обучающиеся 12 – 15 лет ДХШ
Слайд 14 Сроки реализации
проекта :
сентябрь 2008г. – май 2016 г.
Слайд 15Основные этапы реализации проекта
I этап - подготовительный
планирование работы
II этап -
основной
обучение по программе
«Художественная керамика»
III этап- заключительный (итоговый)
работа учащихся над своими проектами
презентация детских творческих работ.
выставки, конкурсы.
Слайд 16 Этапы выполнения исследовательского, творческого проекта:
Поиск материала по выбранной теме:
подбор теоретической информации, исследование;
Составление эскиза на бумаге;
Работа в глине над деталями композиции, применяя комбинированные моделировки форм в техниках пластины и т.д.;
Сушка изделий;
Работа с глазурями или ангобами над выразительностью композиции;
Обжиг;
Оформление работы в общую композицию, применяя разнообразные природные фактурные материалы: лён, дерево.
Слайд 17Творческий проект «Песня шамана» Шевела Надежды дважды побеждал на конкурсах «Северная
фантазия» (г. Ханты-Мансийск), «Рождественская» (г. Тобольск)
Слайд 18Работа «Югра» Шевела Надежды неоднократно становилась призером окружных, всероссийских конкурсов
Слайд 19Проект Копысовой Юлии «Богиня Торум»
Слайд 20Защита проекта
Юдин Савва, тема проекта «Олимпийские игры»
Слайд 21Устилимов Дмитрий, проект «Хантыйское стойбище» (шахматы)
Слайд 22Багмут Александра призёр окружных, всероссийских конкурсов: «Золотая АрхИдея» (г. Тюмень);
Слайд 23Открытый конкурс «Волшебная глина» (г. Нижневартовск, 2010-2011 г.г.)
Слайд 24Проект Штрак Елены «Северный олень» (окарина)
Слайд 25Проект Гаджиева Сайгида «Город гончаров»
Слайд 26Проект Гаджиева Магомеда
«Любимый город Мегион»
Слайд 27Программа
« Художественная керамика»
Трехгодичная программа предмета по выбору
для обучающихся 1–3
классов художественной школы.
Слайд 28 Программа «Художественная керамика» реализуется в общеобразовательном цикле дисциплин учебного плана
предмета по выбору художественной школы, интегрируясь с другими предметами федерального компонента: рисунок, живопись, скульптура, беседы об изобразительном искусстве, композиции станковой, композиции прикладной и школьного компонента: этнографии, рассматривающие художественно-эстетические, духовно-нравственные вопросы посредством выразительных средств различных видов искусств. Программа предусматривает углубленную подготовку учащихся основам керамики для поступления в средние и высшие учебные
заведения.
Слайд 29Цель программы:
Развитие творческой активности детей через создание оптимальных условий
для пробуждения и реализации художественно-творческих способностей в процессе обучения художественной керамики.
Слайд 30Задачи:
- заложить фундамент единых представлений, лежащих в основе человеческой деятельности в
искусстве керамики;
- выявлять и развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка путем индивидуального образовательного маршрута оптимально возможного усвоения программы;
- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- познакомить с историей и современными направлениями развития художественной керамики;
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться достижения поставленных целей;
- научить рационально: использовать время занятия и материал;
- учет индивидуально – психологических особенностей ребенка;
- создание ситуаций творческого успеха каждого учащегося.
Слайд 31Принципы, лежащие в основе программы:
Доступности
Наглядности
Демократичности и гуманизма
Научности
«От простого к сложному»
Слайд 32Формы учебной работы с детьми:
Фронтальная
Индивидуальная
Групповая