Презентация, доклад на тему МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание

Образование - единый целенаправленный процесс -воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностно-смысловых установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема

Слайд 1МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Громак Н. И., зав. отделом

анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  Громак Н. И., зав. отделом анализа и методического сопровождения среднего общего образования

Слайд 2Образование - единый целенаправленный процесс -
воспитания и обучения, являющийся общественно значимым

благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностно-смысловых установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях физического, интеллектуального, личностного, духовно-нравственного, творческого, социального и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Закон Донецкой Народной Республики
«Об образовании»
Статья 2.
Образование - единый целенаправленный процесс -воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,

Слайд 3Дополнительное образование -
вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей

человека в физическом, интеллектуальном, личностном, и (или) профессиональном совершенствовании и не
сопровождается повышением уровня образования.

Закон Донецкой Народной Республики
«Об образовании»
Статья 2.

Дополнительное образование -вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в физическом, интеллектуальном, личностном, и

Слайд 4Международный стандарт
Основополагающим стандартом серии стандартов качества являются документы
Международной организации по

стандартизации 
(International Organization for Standardization, ISO)
Серия стандартов в диапазоне номеров 9000-11000 была определена для стандартов по системам
управления качеством
Международные сравнительные исследования качества образования (PISA, PIRLS, TIMSS и другие)

Международный стандартОсновополагающим стандартом серии стандартов качества являются документы Международной организации по стандартизации  (International Organization for Standardization, ISO) Серия

Слайд 5Система менеджмента качества -  
совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых

для общего руководства качеством.

Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на республиканском и мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации.
Система менеджмента качества -  совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она предназначена

Слайд 6Донецкая Народная Республика «Закон об образовании»
Качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности

и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы

Результаты

Стандарт ISO 9000

Условия достижения результатов

Стандарт ISO 9000

Качество – степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям

Менеджмент качества – это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству

Донецкая Народная Республика «Закон об образовании»Качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень

Слайд 7 Управление качеством системы и процессом её функционирования и развития
Образовательный процесс

Результат
Управление качеством системы  и процессом  её функционирования и развитияОбразовательный процесс Результат

Слайд 8 Качество образования - это

многомерное понятие

Повышение качества образования, наряду с обеспечением его доступности и эффективного использования ресурсов, является важнейшей задачей государственной образовательной политики
Донецкой Народной Республики

Образование формирует: интеллектуальное,
культурное, духовное состояние общества

Качество образования - это

Слайд 9Мониторинг системы оценки качества образования –
процедура, предполагающая определения соответствия систем оценки

качества образования на уровне
РЕСПУБЛИКАНСКОМ
МУНИЦИПАЛЬНОМ
УРОВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Мониторинг системы оценки качества образования –процедура, предполагающая определения соответствия систем оценки качества образования на уровнеРЕСПУБЛИКАНСКОММУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Слайд 10Web-коллегиум креативной педагогики

Web-коллегиум креативной педагогики

Слайд 11Web-коллегиум креативной педагогики

Web-коллегиум креативной педагогики

Слайд 12Среди приоритетных проблем оценки качества в системе дополнительного образования можно назвать

следующие:
Среди приоритетных проблем оценки качества в системе дополнительного образования можно назвать следующие:

Слайд 13Внешняя оценка качества дополнительного образования детей осуществляется в процессе:
экспертных проверок;
мониторинга

качества образовательной и
педагогической деятельности;
аттестации педагогических и руководящих
кадров;
оценки результатов отдельных детских объединений и обучающихся;
и в других ситуациях.
Внешняя оценка качества дополнительного образования детей осуществляется в процессе:экспертных проверок; мониторинга качества образовательной и   педагогической

Слайд 14Что отслеживается в процессе аттестации ОДО?
соответствие дополнительных образовательных программ, реализуемых в

учреждении требованиям к ним – по структуре, целям, содержанию, формам и методам организации образовательной деятельности, результатам;

уровень реализации программ – по срокам реализации, возрасту детей; направленности реализации программ – по количеству направленностей, реализуемых дополнительными образовательными программами;

уровень сохранности контингента – по возрасту и годам обучения;
качество подготовки выпускников – по результативности участия воспитанников и коллективов ОДО в конкурсах, олимпиадах, выставках, концертах, соревнованиях, конференциях и т.д.

Что отслеживается в процессе аттестации ОДО?соответствие дополнительных образовательных программ, реализуемых в учреждении требованиям к ним – по

Слайд 15Внутренняя оценка качества дополнительного образования детей осуществляется в процессе:

Внутренняя оценка качества дополнительного образования детей осуществляется в процессе:

Слайд 16Мониторинг – это:

Мониторинг – это:

Слайд 17Мониторинг – это:

Мониторинг – это:

Слайд 18Субъект и объект мониторинга в ОДО
Субъектом мониторинга является не

только тот, кто собственно выполняет оценочную деятельность, но и тот, результат чьей деятельности оценивается

Объектом мониторинга
может быть, например:
цель деятельности,
результаты обучения,
воспитания,
развития детей,
результаты реализации социально -педагогических функций

Субъект и объект мониторинга в ОДО  Субъектом мониторинга является не только тот, кто собственно выполняет оценочную

Слайд 19Трудности организации мониторинговой деятельности:

Трудности организации мониторинговой деятельности:

Слайд 20Трудность в работе с целями и результатами деятельности:
многие результаты дополнительного образования

детей трудно определить, для их фиксации нужны специальные измерения, описания, характеристики, параметры;
дополнительное образование детей само по себе должно являться комплексным результатом, интегрирующим результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
многие результаты дополнительного образования детей отсрочены во времени, поэтому в ходе образовательной деятельности не могут быть зафиксированы;
часто образовательную деятельность невозможно оценить как положительную или отрицательную для ребенка;
многие результаты зависят от огромного числа факторов, в том числе и случайных.
Трудность в работе с целями и результатами деятельности:многие результаты дополнительного образования детей трудно определить, для их фиксации

Слайд 21Критерии и показатели мониторинга
Критерий – мерило, оценка, суждение; правило, признак, на

основе которого можно судить о достоверности или ценности чего-либо. Показатель – данные, по которым можно судить о состоянии или развитии чего-либо.

Для упрощения работы с разными критериями и показателями, их можно объединить в две группы:
продуктивность, которая чаще выражается в единицах продукции, соотнесенных с затратами на ее производство;
удовлетворенность, которая понимается как психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний человека и возможностью его осуществления.

Удовлетворенность будет выражаться в том, насколько субъекты дополнительного образования разделяют его цели,
участвуют в реализации, довольны результатами

Критерии и показатели  мониторингаКритерий – мерило, оценка, суждение; правило, признак, на основе которого можно судить о

Слайд 22Показатели мониторинга
1 группа – количественные показатели, которые дают частичное представление

о результатах деятельности УДО. К ним можно отнести: охват детей, сохранность контингента, достижения детей и педагогов, продолжительность обучения, а также количественные показатели ресурсного обеспечения (финансового, кадрового, хозяйственного) и другие показатели.
2 группа – показатели, характеризующие соответствие деятельности стандартам или заявленным программам. К ним можно отнести: выполнение нормативов нагрузки, выполнение санитарных норм и правил, полнота реализации образовательных программ и другие показатели.
3 группа – качественные показатели, к которым можно отнести, например, творческий потенциал педагогических кадров, ценности детей и педагогов, морально-психологический климат в коллективе, удовлетворенность детей и родителей условиями обучения и другие показатели.
Показатели мониторинга 1 группа – количественные показатели, которые дают частичное представление о результатах деятельности УДО. К ним

Слайд 23Алгоритм разработки мониторинга





Цель






Результат 1

Результат 2

Результат 3

Критерий 1.1.

Критерий 1.2.

Критерий 2.1.

Критерий 3.1.

Критерий 3.2.

Технология 1.1.1.

Технология 1.1.2.

Технология 1.2.1.

Технология 1.2.2.

Технология 2.1.1.

Технология 2.1.2.

Технология 2.2.1.

Технология 3.1.1.

Технология 3.1.2.

Технология 3.2.1.

Технология 3.2.2.

Критерий 2.2.

Алгоритм  разработки мониторинга           Цель

Слайд 24Роль целеполагания в мониторинговой деятельности
Цель является не просто центральным понятием в

педагогике, а центральным объектом отслеживания

Цель образования – это предельно конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно и количественно образ желаемого результата, которого ребенок, образовательное учреждение могут достичь к строго определенному моменту времени

Цель и результат должны быть охарактеризованы, описаны и измерены в одних единицах, или параметрах

Цель должна отвечать таким требованиям, как реальность, достижимость, измеримость, диагностичность
Роль целеполагания в мониторинговой деятельностиЦель является не просто центральным понятием в педагогике, а центральным объектом отслеживанияЦель образования

Слайд 25Технология организации мониторинговой деятельности

Технология организации мониторинговой деятельности

Слайд 261 этап. Выявление возможностей и условий мониторинговой деятельности
Методы и способы:


изучение литературных источников по проблеме организации мониторинговой деятельности в системе образования в целом и системе дополнительного образования детей в частности;
изучение и обобщение передового опыта по организации мониторинга результатов деятельности в ОДО;
ретроспективный анализ собственного опыта отслеживания результатов деятельности;
собеседование с управленческими и педагогическими кадрами ОДО на предмет возможностей и готовности к участию в мониторинговой деятельности;
организация деятельности временных творческих групп по ведению исследования первоначального состояния деятельности ОДО и разработке модели организации мониторинга в ОДО;
организация просвещения управленческих и педагогических кадров по проблемам организации мониторинга результатов деятельности.
1 этап. Выявление возможностей и условий мониторинговой деятельности Методы и способы: изучение литературных источников по проблеме организации

Слайд 27Результаты 1 этапа
получение информации о возможностях
проведения мониторинговой деятельности

в ОДО;

повышение квалификации кадров учреждения в вопросах мониторинга результатов деятельности;

обеспечение положительной мотивации кадров учреждения к участию в мониторинговой деятельности;

проведение первоначального анализа состояния деятельности ОДО;

разработка критериев эффективности деятельности и развития ОДО.
Результаты 1 этапаполучение информации о возможностях  проведения мониторинговой деятельности в ОДО; повышение квалификации кадров учреждения в

Слайд 28Индикаторы деятельности УДО
Это - доступные наблюдению и измерению характеристики изучаемого объекта

Индикаторы деятельности УДОЭто - доступные наблюдению и измерению характеристики изучаемого объекта

Слайд 29Критерии и показатели результативности по субъектам деятельности организации дополнительного образования


Критерии и показатели результативности по субъектам деятельности организации   дополнительного образования

Слайд 30Критерии и показатели результативности по субъектам деятельности организации дополнительного образования


Критерии и показатели результативности по субъектам деятельности организации   дополнительного образования

Слайд 31Критерии и показатели результативности по субъектам деятельности учреждения дополнительного образования

Критерии и показатели результативности по субъектам деятельности  учреждения дополнительного образования

Слайд 32Критерии и показатели результативности по субъектам деятельности организации дополнительного образования


Критерии и показатели результативности по субъектам деятельности организации   дополнительного образования

Слайд 33Критерии и показатели результативности по субъектам деятельности организации дополнительного образования


Критерии и показатели результативности по субъектам деятельности организации   дополнительного образования

Слайд 34Индикаторы результативности по достижениям ОДО

Индикаторы результативности по достижениям ОДО

Слайд 35 Индикаторы результативности по соответствию нормативным показателям
Критерий
Состояние учебных помещений ОДО

Показатель
уровень

соответствия деятельности санитарно- гигиеническим нормам;
уровень обеспеченности образовательного процесса в соответствии с требованиями предмета или направленности деятельности;
и др.

соответствие деятельности ОДО требованиям к типу и виду;
уровень качества деятельности ОДО;
уровень самоанализа деятельности ОДО;
и др.

Успешность прохождения аттестации ОДО

Индикаторы результативности по соответствию нормативным показателямКритерий  Состояние учебных помещений ОДОПоказательуровень соответствия деятельности санитарно- гигиеническим

Слайд 362 этап. Разработка программы мониторинговой деятельности
Источники мониторинга:
цели и задачи деятельности

ОДО, обозначенные в нормативных документах;
приоритеты деятельности ОДО;
проблемы деятельности ОДО, его слабые стороны.

Методы и способы:

подбор и анализ нормативных документов;
выявление объектов мониторинга;
разработка форм и объема мониторинга, расчет времени на его разработку;
оценка необходимости полученных результатов;
предположение возможных управленческих решений, которые будут получены на основе имеющейся информации.

2 этап. Разработка программы мониторинговой деятельностиИсточники мониторинга: цели и задачи деятельности ОДО, обозначенные в нормативных документах; приоритеты

Слайд 37Результаты 2 этапа:
определение объектов мониторинга, т.е. результата который будет отслеживаться;


разработка программы мониторинговой деятельности;
разработка возможных вариантов управленческих решений, которые могут быть приняты по итогам проведения программы мониторинга.

Результаты 2 этапа: определение объектов мониторинга, т.е. результата который будет отслеживаться; разработка программы мониторинговой деятельности; разработка возможных

Слайд 383 этап. Создание банка информации по реализации программы мониторинга
создание временных

творческих групп по разработке структуры банка информации и показателей ее сбора;
организация обсуждения промежуточных результатов работы над структурой банка с заместителями или директором;
проведение совещаний, педагогических советов по разработке и согласованию информационных потоков в банк мониторинга учреждения.
3 этап. Создание банка информации по реализации  программы мониторинга создание временных творческих групп по разработке структуры

Слайд 39Результаты 3 этапа.
структура банка информации ОДО;
система показателей информации;
система

информационных потоков учреждения, формы, процедуры и правила предоставления информации в банк мониторинга;
банк первичной информации;
пакет специальных компьютерных программ обработки информации.

Результаты 3 этапа. структура банка информации ОДО; система показателей информации; система информационных потоков учреждения, формы, процедуры и

Слайд 40При создании банка данных о функционировании и развитии ОДО нужно выполнить

как минимум два условия:

Сохранение системности деятельности учреждения, то есть сбор информации о реальном состоянии каждого из компонентов системы и их взаимосвязях.
Полнота базы показателей реального состояния: учет всех количественных, качественных показателей и показателей, характеризующих соответствие деятельности стандартам или заявленным программам.

При создании банка данных о функционировании и развитии ОДО нужно выполнить как минимум два условия:Сохранение системности деятельности

Слайд 414 этап. Разработка инструментария (технологий) мониторинга
Содержание деятельности:
изучение существующих технологий результатов

деятельности удод;
выявление предметов мониторинга;
изучение источников литературы для выявления существующих в науке и практике технологий;
разработка необходимых технологий мониторинга;
обучение педагогических и управленческих кадров использованию или разработке новых технологий;
апробация вновь созданных технологий.
Методы работы: масстер-классы, педагогические мастерские и другие формы обмена опытом использования разных технологий; временные творческие группы по разработке новых технологий мониторинга; индивидуальная работа с педагогами и управленцами по разработке и освоению инструментария мониторинга.

4 этап. Разработка инструментария (технологий) мониторингаСодержание деятельности: изучение существующих технологий результатов деятельности удод;выявление предметов мониторинга;изучение источников литературы

Слайд 42Требования к выбору технологий отслеживания результатов дополнительного образования детей:
рассмотрение образовательного процесса

как целостной системы, системообразующим фактором которой является цель, заявленная в дополнительной образовательной программе;
определение сторон образовательного процесса и его результатов, подлежащих отслеживанию (эти стороны, скорее всего, будут определяться задачами педагогической деятельности);
анализ основных связей внутри объекта мониторинга;
определение количественных и качественных характеристик предмета мониторинга.

Требования к выбору технологий отслеживания результатов дополнительного образования детей:рассмотрение образовательного процесса как целостной системы, системообразующим фактором которой

Слайд 43Классификация технологий мониторинга по компонентам (задачам) мониторинга:
методы отслеживания и фиксирования

образовательных результатов: наблюдение; конспектирование («фотография»);видеофиксация; ведение журналов отчета; дневники педагогического наблюдения и самонаблюдения; книга успехов и достижений, банк достижений и т.п.);
аналитико-оценочные методы: анализ занятия; типологическая характеристика образовательного процесса; собственно метод анализа по заданным или выбранным параметрам; методы педагогической оценки и самооценки обучающихся;тестирование;
шкалирование и др.
методы обобщения результатов: методическое или практическое обобщение опыта, описание моделей эффективности образовательных процессов, аналитический отчет; к формам обобщения относятся матрицы, свободные таблицы, графические формы, систематизированный видеофонд и методический фонд.
Классификация технологий мониторинга по компонентам (задачам) мониторинга:  методы отслеживания и фиксирования образовательных результатов: наблюдение; конспектирование («фотография»);видеофиксация;

Слайд 44Классификация технологий мониторинга по направленности мониторинга:
внешний мониторинг (аттестационные процедуры, открытые

занятия; занятия - мастерские, совместный анализ занятия с педагогами и т.д.);
внутренний мониторинг (самоанализ; дневник самонаблюдений; коллективный анализ дела; решение проблемных ситуаций; взаимотестирование; зачетные книжки и т.п.)
По количеству участвующих субъектов:
групповые способы
коллективные способы
индивидуальные способы
Классификация технологий мониторинга по  направленности мониторинга: внешний мониторинг (аттестационные процедуры, открытые занятия; занятия - мастерские, совместный

Слайд 455 этап. Проведение мониторинговых исследований
Содержание деятельности:
проведение диагностических исследований в соответствии

с инструментарием, разработанным на предыдущем этапе;
занесение данных исследований в банк информации, наполнение банка информацией, необходимой для проведения мониторинга;
организация обсуждения предварительных результатов исследования.
Методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, устный опрос, анализ документов и др.
Результаты: пакет материалов по программе исследования: заполненные анкеты или тесты, дневники наблюдений, статистические и другие материалы.
5 этап. Проведение мониторинговых исследованийСодержание деятельности: проведение диагностических исследований в соответствии с инструментарием, разработанным на предыдущем этапе;

Слайд 466 этап. Обработка и анализ результатов исследования
Содержание деятельности:
обработка результатов исследования;


организация обсуждения результатов на административном уровне и уровне коллектива ОДО;
подготовка результатов анализа в виде графиков, диаграмм, таблиц;
оформление результатов анализа документально в виде аналитической записки; занесение результатов в банк мониторинга.
Методы: коллективный анализ, круглые столы, деловые игры, методы экспертных оценок, «Мозговой штурм», SWOT-анализ и др.
Многократный анализ результатов разными группами специалистов позволит учесть большее число мнений и повысить объективность аналитических выводов
6 этап. Обработка и анализ результатов исследованияСодержание деятельности: обработка результатов исследования; организация обсуждения результатов на административном уровне

Слайд 477 этап. Разработка комплекса управленческих мероприятий (решений) по результатам реализации программы

мониторинга

Результат: документальное оформление комплекса решений, позволяющих повысить эффективность использования результатов мониторинга в управленческой деятельности.
Условия организации мониторинговой деятельности:
кадровые
материально-технические
научно-методические
информационные
мотивационные
нормативные
организационные

7 этап. Разработка комплекса управленческих мероприятий (решений) по результатам реализации  программы мониторинга Результат: документальное оформление комплекса

Слайд 48Фиксирование оценок

Фиксирование оценок

Слайд 49РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫМИ СТОРОНАМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫМИ СТОРОНАМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

Слайд 50Мониторинг является необходимой составляющей «живого педагогического процесса», в котором он обеспечивает

обратную связь через систематическое отслеживание состояний объекта с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных в соответствии с диагностически значимыми критериями и показателями.
Мониторинговая информация может использоваться в управленческой деятельности, выступать основанием для принятия решений, поскольку мониторинг является информационной, диагностической, научной, прогностической системой

Педагогический мониторинг обладает особой значимостью в нескольких
взаимосвязанных аспектах

Мониторинг является необходимой составляющей «живого педагогического процесса», в котором он обеспечивает обратную связь через систематическое отслеживание состояний

Слайд 51СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть