Слайд 1 Методы обучения в современной школе
Презентация учителей начальных классов МБОУ «СОШ №31» г.Артема Богатинова Л.А.
«Хороших методов существует ровно столько,
сколько существует хороших учителей»
Д.Пойа
Слайд 2«Методы, используемые в учебной
деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения».
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Требования к методам обучения
Научность методов.
Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития
школьников.
Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом, на выполнения задач воспитания школьников.
Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.
Слайд 4Выбор методов обучения зависит:
От общих и конкретных целей обучения; содержания материала
конкретного урока.
От времени, отведенного на изучение того или иного материала.
От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей.
От уровня подготовленности учащихся.
От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.
От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
Слайд 5Особенности современного урока
Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.
Создается доброжелательная атмосфера.
Формируется высокий уровень мотивации.
Придаётся большое значение способам учебной
работы.
Уделяется специальное внимание развитию у
учащихся умений самостоятельной познавательной
деятельности, творческого отношения к учебному процессу.
Слайд 6 Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность
в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный. Учитель – консультант, наставник, партнер. Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.
Слайд 7Особенности современных методов обучения
Метод-это не сама деятельность, а способ её осуществления.
Метод
должен обязательно соответствовать цели урока.
Метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение.
Каждый метод имеет своё предметное содержание.
Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности.
(По Левиной М.М.)
Слайд 8 Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на
различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы.
Наиболее продуктивными считаю:
Игровые формы;
Организация групповой, парной и индивидуальной работы;
Организация самостоятельной деятельности учащихся;
Создание конкретных ситуаций, их анализ;
Постановка вопросов, активизирующих диалог.
Проблемное обучение.
Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество.
Л.Н.Толстой.
Слайд 9Игра
«Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям».
С. Френе
Дидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал.
Слайд 10Пары и группы
Этот метод даёт ученикам больше возможностей для
участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы.
Слайд 11Проблемные методы.
Не от знания к проблеме,
а от проблемы к знанию.
Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности.
Проблемный вопрос -вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения.
Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения.
Проблемные задания-задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.
Слайд 12Метод проектов
Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий
детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий. Использую в основном на уроках окружающего мира.
«В гости к зиме», «Мои домашние питомцы», «Тайна моей фамилии».
Слайд 13Метод дискуссии
Где человек творец – там он субъект.
Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта.
Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии. Учение идет от обучающихся, а учитель направляет коллективный поиск, подхватывает нужную мысль и подводит их к выводам. Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение. Для проведения дискуссии и принятия решений используются, например, такие методы, как «Светофор», «Мозговая атака».
Слайд 14ИКТ
Применение ИКТ учителями начальной школы в образовательном процессе позволяет:
развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
усилить мотивацию учения;
сформировать у школьников умение работать с информацией, развить - коммуникативную компетентность;
активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Слайд 15Методы релаксации
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, сделайте паузу,
вспомните о восстанавливающей силе релаксации!
Метод «Земля, воздух, огонь и вода».
Учащиеся по команде учителя изображают одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Я сама принимаю в этом участие, помогая при этом неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
«Веселый мяч».
«Физминутки для глаз».
Слайд 16Вывод
«Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно
не упускать случая сделать их немного занимательными»
Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе:
позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме;
способствуют лучшему усвоению знаний;
вызывают интерес к познанию;
формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.