Слайд 1Раздел: Методология геологических наук
2.1. Определение понятия “наука”, объект, предмет и
задачи научного исследования
Автор: Павлова Вероника Юрьевна
Старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга»
Слайд 2“Наука” – “цивилизация”
Предпосылкой и условием возникновения научного мышления послужило общественное разделение
труда.
Наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функцией которой являются выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Слайд 3Наука
Это одна из форм общественного сознания, представляющая собой исторически сложившуюся и
непрерывно развивающуюся на основе практики систему знаний о природе, обществе и мышлении, об объективных законах их развития.
Слайд 4По способу изучения научные исследования:
Теоретические.
Эмпирические.
Слайд 5Теоретические исследования – направлены на создание теоретических моделей объектов или явлений,
которые в логической форме отображают объективные связи объективно-существующего мира.
Слайд 6Эмпирические исследования – включают в себя все формы познавательной деятельности, осуществляемой
с помощью экспериментов и наблюдений, в целях получения новой научной информации об изучаемом объекте.
Слайд 8По области использования результатов научные исследования
Фундаментальные.
Прикладные.
Слайд 9Фундаментальные:
Собственно фундаментальные – открытие основополагающих законов природы, и целенаправленные фундаментальные
исследования, ориентированные на конкретные изыскания и разработки новых способов и средств познания процессов и явлений.
Слайд 10Открытие может обладать значительной фундаментальностью, но не иметь в данный исторический
момент никакого практического приложения, вследствие чего в науке планируется не открытие, а направление ведения поиска.
Слайд 11Результаты целенаправленных фундаментальных исследований, как правило, могут быть непосредственно использованы при
проведении работ прикладного характера.
По оценкам специалистов, вероятность получения практически применимых результатов составляет 50-70 .
Научная ценность определяется внутри самой науки.
Слайд 12Прикладные:
Направлены на непосредственное создание новых теоретических средств, технологий, предметов потребления, имеющих
конкретное практическое применение в различных отраслях науки и техники.
Прикладные исследования базируются на результатах фундаментальных исследований, т.е. на уже известных законах.
Слайд 13При проведении научного исследования необходимо наметить объект, способ его изучения и
целевое назначение изысканий.
Любой материальный объект обладает бесконечным числом переменных характеристик и представляет собой интегральную систему, в которой взаимодействуют составляющие его компоненты.
Слайд 14Предмет исследования – отдельные характеристики объекта.
Слайд 15Научное исследование должно быть целенаправленным!
Исследователь должен знать, что именно нужно изучать,
какую решать проблему, сформулировать задачу и наметить пути и средства, необходимые для ее решения в рамках существующей проблемы.
Слайд 16Задача
Проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь.
То, что требуется
сделать для решения поставленной цели.
Слайд 17Условия задачи: осознанная проблемная ситуация с выделенными условиями (данными) и требованием
(целью).
В задаче:
Элементы ситуации;
Правила преобразования ситуации;
Требуемое решение (цель).
Слайд 18Метод
Способ исследования явлений, которые включает в себя различные теоретические и технические
средства познания, ведущие к получению новой информации.
Выделяют методы исследования: общие и частные (специальные).
Слайд 19Методика
Совокупность методов, направленных на проведение какого-либо исследования.
Слайд 20Методология
Учение о приемах и методах любого научного исследования, принципах построения, формах
и способах познавательной деятельности.
Определяет логическую систему (структуру) познания действительности, адекватное отражение ее в сознании в виде понятий, суждений, гипотез, теорий.
Слайд 21Она устанавливает и формирует общие черты научной деятельности и является составной
частью интеллектуальной культуры специалиста.
Слайд 22Методологическая деятельность
Если ученый предпринимает специальные усилия, чтобы поставить новую задачу или
ищет новый метод ее решения, если он дает новую формулировку предмета науки или определяет новое правило для некоторой исследовательской работы, создает новые исследовательские программы.
Слайд 23ВКР
Примерная структура дипломной работы включает:
титульный лист,
оглавление,
введение,
литературный обзор,
характеристику объекта исследования,
методику исследования,
описание полученных результатов,
обсуждение результатов,
выводы,
список использованной литературы,
приложения.
Слайд 24введении – раскрывается актуальность работы, формулируются объект и предмет
исследования, цель, задачи, приводится формулировка гипотезы (предположение о том, что будет получено в результате исследования), методологическая основа научного исследования, характеристика теоретических исследований (обзор соответствующей отечественной и зарубежной литературы по вопросам), практическая значимость т.е., во введении дается общая характеристика выпускной квалификационной работы, ориентированной на выявление профессиональных знаний, умений и навыков.
Слайд 25В актуальности исследования обязательно должно быть определено какое-то противоречие, появившееся при
анализе материала по данной теме. Проблема исследования следует из выделенного противоречия и формулируется чаще всего в виде вопроса, на который ищется ответ в ходе исследования.
Слайд 26Объект – та часть практики или научного знания, с которой исследователь
имеет дело; при его определении обычно следует дать ответ на вопрос что рассматривается.
Предмет – та сторона или аспект объекта, который исследуется.
Цель исследования – тот научный результат, который должен быть получен.
Слайд 27Задачи исследования – определяются целью и выступают как частные самостоятельные цели
по отношению к общей.
Гипотеза – научное предположение, которое следует доказать в ходе исследования. Она формулируется в окончательном виде не сразу, обычно сначала выдвигаются рабочие гипотезы, которые переходят в категорию актуальной после подтверждения (не подтверждения).
Методы исследования – включает в себя подходы, принципы и методы.
Слайд 28Научная новизна, практическая и теоретическая значимость – те конкретные результаты, которые
получены при проведении исследования и их значение для теории и практики.
Обзор литературы по теме дипломной работы, в котором должны быть освещены различные точки зрения по затронутым в работе дискуссионным вопросам и обязательно сформулировано авторское отношение к ним; позиция автора по этим вопросам должна быть обоснована;