Слайд 2Запорная арматура
Запорная арматура предназначена для полного перекрытия или открытия потока рабочей
среды и может находиться только в полностью закрытом или открытом положении.
К запорной арматуре относятся: задвижки, запорные клапана (вентили), краны, поворотные затворы.
Вид запорной арматуры и место ее установки определяют конкретные особенности эксплуатации арматуры, а также характер требований предъявляемых к ней. Так, запорная арматура на линейной части магистральных нефтепроводов подавляющую часть времени своего функционирования находится в открытом положении, при этом через нее идет поток транспортируемой нефти. Такая арматура закрывается только тогда, когда надо отсечь тот или иной участок магистрали, например, для проведения ремонтных работ. При этом арматура должна обеспечивать полную герметичность.
Слайд 3Задвижки: общие положения
К задвижкам относятся запорные устройства, в которых запорный элемент
при открытии и закрытии проходного сечения перемещается в направлении, перпендикулярном направлению движения потока транспортируемой нефти. Запорный элемент в задвижке перемещается при помощи системы «винт–гайка».
Задвижки широко применяют для перекрытия потоков газообразных и жидких сред в трубопроводах диаметром Ду от 50 до 2000 мм при рабочих давлениях 4 – 200 кгс/см² и температурных средах до 450 °С.
Слайд 4Преимущества задвижек
В сравнении с другими видами запорной арматуры задвижки имеют следующие
преимущества:
незначительное гидравлическое сопротивление при полностью открытом проходе (в 30 – 40 раз меньше, чем у запорных клапанов) – малое гидравлическое сопротивление достигается тем, что при вращении шпинделя запорный элемент полностью выдвигается в верхнюю часть корпуса;
отсутствие поворотов потока рабочей среды;
возможность применения для перекрытия потоков среды большой вязкости;
простота обслуживания;
относительно небольшая строительная длина;
возможность подачи среды в любом направлении.
Слайд 5Классификация задвижек
На линейной части магистральных нефтепроводов используют различные виды задвижек, которые
различаются по нескольким признакам:
По степени проходимости различают: полнопроходные и неполнопроходные (суженные), в последних диаметр отверстия уплотнительных колец меньше диаметра трубопровода.
По типу соединения с трубопроводом различают: фланцевые и под приварку.
По металлу, из которого изготовлена задвижка различают: чугунные задвижки, стальные задвижки и задвижки изготовленные из цветных сплавов.
По способу изготовления задвижки различаются на: литые, сварные, штампосварные и кованые.
По управлению механизмом задвижки они подразделяются на: ручные, с редуктором, приводные.
По форме запорного элемента задвижки бывают с: клиновым, параллельным и шланговым затворами.
В зависимости от конструкции системы «винт–гайка» и ее расположения различают задвижки: с выдвижным и невыдвижным шпинделем.
Слайд 6Клиновые задвижки
Клиновая задвижка относится к запорной арматуре и предназначена для управления
потоками рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу.
Принцип работы основан на перекрытии потока среды затвором в виде двухдиского клина, перемещающегося в плоскости, перпендикулярной оси потока. Седла и их уплотнительные поверхности в клиновых задвижках параллельны уплотнительным поверхностям затвора и расположены под углом к направлению перемещения затвора. Затвор в задвижках такого типа обычно называют «клином».
Все клиновые задвижки по конструкции затвора могут быть:
с цельным клином;
с упругим клином;
с составным клином.
Слайд 7I. Задвижки с цельным клином
Клин данных задвижек представляет жесткую конструкцию, надежную
в рабочих условиях и применяется для перекрытия потоков при довольно больших перепадах давления на затворе.
Задвижка состоит из литого корпуса, в который ввинчены уплотнительные седла. Клин имеет две кольцевые уплотнительные поверхности и шарнирно через сферическую опору подвешен к шпинделю. Верхняя крышка соединяется с корпусом посредством болтов или шпилек.
Для предотвращения перекосов шпинделя в верхнюю часть крышки запрессовывается направляющая втулка.
Слайд 8II. Задвижки с упругим клином
Конструкция затвора задвижек этого типа обеспечивает лучшее
уплотнение прохода в закрытом положении без индивидуальной подгонки, так как затвор выполнен в виде разрезанного (или полуразрезанного) клина, обе части которого связаны между собой упругим (пружинящим) элементом (упругим ребром), который позволяет уплотнительным поверхностям клина поворачиваться относительно друг друга на некоторый угол, что обеспечивает лучшее их прилегание к уплотнительным поверхностям седел. Эта особенность упругого клина уменьшает опасность заклинивания.
В задвижках этого типа повышена надежность при высоких температурах (вследствие уменьшения опасности неравномерного теплового расширения, приводящего к заклиниванию затвора).
Слайд 9III. Задвижки с составным клином
Затвор данных задвижек состоит из двух дисков,
между которыми размещен разжимной элемент, выполненный в виде грибка с шаровой поверхностью. Грибок упирается в подпятник, закрепленный на другом диске. Во избежание распада диски при открывании прохода размещают в обойме. Усилие от нажатия шпинделя передается при помощи внутреннего диска.
Часто встречаются конструкции без подпятника. При этом грибок сферическим концом упирается во внутреннюю поверхность одного из дисков. Усилие от привода передается через обойму на внутренний диск. При движения шпинделя из открытого положения в закрытое диски не разжимаются и трение между седлами и затвором отсутствует. В момент касания нижних кромок дисков с седлами усилие привода передается на разжимной элемент и проход герметизируется.
Слайд 10Шиберные задвижки
У шиберных задвижек уплотнительные поверхности седел параллельны друг другу и
расположены перпендикулярно к направлению потока рабочей среды. Затвор у этих задвижек обычно называют «диском», шибером» или «ножом».
Преимущества такой конструкции:
простота изготовления затвора;
легкость сборки, разборки и ремонта;
отсутствие заедания затвора в полностью закрытом положении.
Шиберные задвижки по своей конструкции подразделяются на:
однодисковые;
двухдисковые (параллельные).
Слайд 11Однодисковые шиберные задвижки
В однодисковых шиберных задвижках затвор (шибер) выполнен в виде
щита с кольцом, имеющим в нижней части отверстие, равное диаметру прохода, которое при закрытии задвижки смещается вниз. Проход перекрывается глухой частью шибера. Герметичность прохода обеспечивается прижатием затвора давлением среды к уплотнительным поверхностям седла со стороны низкого давления.
Шиберные задвижки достаточно легко обслуживаются и ремонтируются. Величина износа очень легко компенсируется при ремонте путем смещения (вывертывания) седел.
Шиберные задвижки применяют в основном тогда, когда не требуется высокая герметичность прохода.
Слайд 12Шиберные задвижки
Шиберные задвижки типа УК 19001 по ТУ 647 РК-05772090-032-97 предназначены
для установки в качестве запорных устройств на линейной части магистральных нефтепроводов и на технологических трубопроводов НПС.
Конструкция шиберной задвижки предусматривает постоянное расчетное прижатие седла к шиберу с помощью специальных пружин, не зависящих от перепада давления на шибере.
Шибер выполнен из углеродистой стали с покрытием, обеспечивающим надежность при работе в нефти. Надежность этих шиберных задвижек соответствует современным требованиям.
Выпускаются также двухдисковые параллельные задвижки, которые обеспечивают хорошее уплотнение в затворе в закрытом положении. Их применяют тогда, когда требуется надежная герметизация прохода.