Слайд 1Кризис 7 лет у ребенка
Что это такое и каковы причины?
Четырнадцать
советов родителям
Слайд 3 Старший дошкольный возраст (6–7 лет) традиционно выделяется в психологии как переходный,
критический период детства, получивший наименование «кризиса семи лет». Он был описан в литературе раньше остальных и всегда связывался с началом школьного обучения. Старший дошкольный возраст — это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Что же происходит с ребенком и как ему помочь?
Слайд 4 Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется
и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.).
Слайд 5Как проявляется возрастной кризис 7 лет?
Наряду с этим появляются специфические для
данного возраста особенности:
нарочитость
нелепость
искусственность поведения
паясничанье
вертлявость
клоунада.
Слайд 6 Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из
себя шута.
Слайд 7 Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости,
шутить, передразнивать, подражать животным и людям — это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.
Слайд 8Каковы причины кризиса?
К концу дошкольного возраста дети утрачивают непосредственность и ситуативность
реакций. Их поведение становится более независимым от различных воздействий среды, более произвольным.
Слайд 9Манерничание и кривляние тоже связаны с произвольностью
— ребенок сознательно принимает на
себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, видимо, не всегда адекватную ситуации, и затем ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, и неустойчивость, непоследовательность эмоций, и беспричинные смены настроения.
Слайд 11 Останется же способность действовать не только под диктатом наличной ситуации, но
и внеситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией.
Слайд 12 Останется сама внутренняя свобода выбора той или иной позиции, свобода конструировать
свое личное отношение к различным жизненным ситуациям.
Слайд 13 Останется внутренний мир личности, мир чувств, пространство внутренних действий и работы
воображения.
Слайд 14 Кризис семи лет подготавливается всем предшествующим развитием ребенка в стабильном возрасте.
Слайд 15 Тем самым, генезис переходного периода оказывается связанным с центральным психологическим новообразованием
стабильного периода развития, которое, по мысли Л.С. Выготского, ответственно за «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной».
Слайд 16 Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая «определяет целиком
и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным».
Слайд 17 Развитие новообразования в стабильном возрасте представляет собой исходный момент для всех
динамических изменений «Я».
Слайд 18 Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С.Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода
развития является воображение.
Слайд 19 Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества,
связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе.
Слайд 21 Таким образом, проблема «кризиса семи лет», или, другими словами, проблема психологической
готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности в данном возрастном периоде.
Слайд 22 Применительно к интересующему нас возрасту эта проблема начинает звучать как проблема
перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.
Слайд 23Как справиться с кризисом семи лет?
Советы для родителей
Прежде всего нужно помнить,
что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
Слайд 242. Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе,
пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха — доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
Слайд 25 Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям
и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности
Слайд 264. Измените свое отношение к ребенку: он уже не маленький, внимательно
отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
Слайд 275. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять,
а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
Слайд 296. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных
скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте ребенка к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
Слайд 30Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
Создайте условия для развития
интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
Слайд 31Поощряйте общение со сверстниками.
Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего
поведения; есть специальные игры и упражнения).
Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
Слайд 32 Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской),
какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).
Слайд 33 Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых
родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спецкласс с повышенной нагрузкой, параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).
Слайд 34 Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это
всегда помогает!
Слайд 37Использованная литература:
Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учебное пособие. Челябинск,
изд-во ЮУрГУ, 2000. 32 с.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с. (Подготовка детей к школе)
Урунтаева. Г.А. Психология Дошкольника: Хрестоматия. М.: ,1997
Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов – н/Д:, 2005
Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста. М.: Педагогика, 1988.
Презентацию выполнила
Гершуненко Н.М. учитель начальных классов