Слайд 1СПС «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС»
Работу выполнила
студентка 3го курса
гр. ПСА-336
Анисимова Ангелина Максимовна
Слайд 2Все системы семейства «Консультант Плюс» имеют одинаковые программные оболочки, следовательно, принципы
работы с любой из систем одинаковы. Основные приемы работы с системами «Консультант Плюс» рассмотрим на примере СПС «Консультант Плюс: ВерсияПроф». Запуск программы «Консультант Плюс», как и запуск любого Windows-приложения, осуществляется двойным щелчком мыши по ярлыку Консультант Плюс. Чтобы открыть окно базы данных, надо подвести курсор к названию нужной базы и щелкнуть мышью по кнопке Открыть базу. Принцип работы с меню программы соответствует общему принципу работы Windows-приложения.
Слайд 3Выделяются три тапа работы с системой «Консультант Плюс»:
1.формирование запроса на поиск
набора документов;
2.работа со списком найденных документов;
3.работа с текстом документа.
Слайд 4Формирование запроса на поиск набора документов Первый этап работы с правовой
информацией заключается в поиске нужных документов, для чего в системах «Консультант Плюс» предусмотрено оставление соответствующего поискового запроса путем заполнения Карточки реквизитов, появляющейся автоматически после открытия окна База данных Любой документ имеет определенные реквизиты —дата принятия, название, вид документа и т.д., которые отличают данный документ от других, поэтому, чтобы найти необходимый документ, нужно указать эти характеристики. Для этого в СПС предусмотрено составление соответствующего запроса путем заполнения полей Карточки реквизитов.
Слайд 5Карточка реквизитов —основное средство поиска документов в информационных базах систем. Она
представляет собой таблицу с некоторым количеством поисковых полей. Для каждого поискового поля в системе предусмотрен словарь, автоматически заполняемый и корректируемый по мере поступления документов в информационную базу. При воде в систему каждого документа его реквизиты заносятся в соответствующий словарь.
Слайд 6Для поиска документов надо заполнить Карточку реквизитов, которая представляет собой некоторое
количество поименованных полей (реквизитов документа). Затем система просматривает все имеющиеся в информационном банке документы. Если содержимое всех заполненных полей из Карточки реквизитов совпадает с реквизитами документа, то документ считается найденным заносится в список. Сформированный список обладает следующим свойством: содержимое всех заполненных полей Карточки реквизитов идентично соответствующим реквизитам каждого документа из списка.
Слайд 7Основные способы поиска документов —это поиск по реквизитам документов, полнотекстовой поиск
и поиск по специализированным классификаторам. Различают поиск конкретного документа или поиск информации по определенному вопросу.
Слайд 8Поиск конкретного документа начинается с введения данных о документе. При этом
необходимо контролировать количество документов, соответствующих запросу. Поиск информации по определенному вопросу начинается с максимально широкого запроса, и используются тематический поиск, поиск по словам и словосочетаниям, входящим в текст документа, а также поиск по ключевым словам. Для исправления ошибочно заполненного поля или при формировании нового запроса необходимо очистить как отдельное поле Карточки реквизитов, так и все ее поля в целом.
Слайд 9При формировании запроса для поиска документов необходимо заполнить поля Карточки реквизитов.
Общие правила организации поиска документов. Перед началом работы по составлению запроса необходимо убедиться, что задана нужная раскладка клавиатуры —русская, а также очистить карточку реквизитов. В Карточке реквизитов следует стараться заполнять не более трех-четырех полей. По мере заполнения полей происходит последовательное сокращение количества соответствующих запросу документов. Это количество отражается в информационной строке Карточки реквизитов. Желательно, чтобы после заполнения Карточки реквизитов запросу соответствовало не более 30...50 документов. Итогом заполнения Карточки реквизитов является формирование списка найденных по запросу документов.
Слайд 10При поиске документов может возникнуть одна из двух основных ситуаций:
•известны какие-либо
реквизиты документа (например, название, номер, дата принятия);
•о документе практически ничего не известно —известна лишь тематика интересующего вопроса.
Слайд 11Алгоритм поиска строится в зависимости от типа ситуации. Заполнение Карточки реквизитов.
Поиск документов производится заданием различных реквизитов документа в Карточке реквизитов. В левой части Карточки реквизитов расположены названия полей для задания различных реквизитов документов: вида документа, его номера и даты принятия, названия и др. Самое большое отсечение при поиске производится по полю Номер, поэтому, если вам известен номер документа, то для поиска, как правило, достаточно набрать только этот реквизит.
Слайд 12Вводить вид документа можно только в том случае, если вы уверены,
что точно его знаете. К примеру, если документ на самом деле является не законом, как вам кажется, а постановлением, ошибка при заполнении поля Вид документа приведет к тому, что вы не найдете нужный правовой акт. При вводе вида документа необходимо выполнить двойной щелчок по полю Вид документа и в открывшемся окне начать набирать название вида документа, например слово «приказ».
Слайд 13Поисковый механизм программы произведет поиск набираемого слова и установит курсор в
словаре видов документов на нем. После чего необходимо нажать кнопку Выбрать или клавишу [Enter], Поле Поиск по статусу используется в тех случаях, когда необходимо отсечь документы, не актуальные на данный момент, т. е. недействующие варианты редакций документов и утратившие силу документы. Окно поля Ввод даты содержит два корешка: Словарь и Диапазон. Выбрав первый корешок Словарь, мы выбираем нужные даты из словаря, для чего на клавиатуре надо набрать нужную дату в формате ДД.ММ.ГГГГ.
Слайд 14Корешок Диапазон позволяет выбрать интервал дат При работе с этим корешком
можно, выбрав соответствующую строчку в окне, задать произвольную дату, произвольный диапазон дат, дату, заданную ранее, и диапазон дат, начиная с заданной по текущую. Дату можно набирать прямым набором с клавиатуры в соответствующем окошке, а также с использованием встроенного календаря При использовании встроенного календаря надо иметь в виду, что набор даты лучше начинать с набора месяца, так как в этом случае количество дней в окне День устанавливается соответственно данному месяцу. Для ввода слова из названия документа необходимо сделать двойной щелчок по полю Название документа, набрать слово и нажать кнопку Выбрать. Например, мы точно знаем, что в названии документа имеется слово «вексель», значит это слово нам и надо набирать в поле Название документа.
Слайд 15Если в названии документа присутствует несколько слов, что на практике встречается
намного чаще, то после набора каждого из слов названия их обязательно надо отмечать клавишей [Insert]. Так, в названии документа «Переводной вексель», каждое из слов «переводной» и «вексель» надо отметить клавишей [Insert], При этом выбранные слова переместятся в нижнюю часть окна в зону выбранных слов Словарь. Если о документе ничего не известно, кроме примерной тематики, то используется поиск по тексту документа (поле Текст документа).
Слайд 16Предположим, нам надо найти документы, в тексте которых говорится о налоге
на добавленную стоимость. После набора каждого из слов, присутствующих в тексте документов, их обязательно надо отмечать клавишей [Insert], При этом выбранные слова переместятся в нижнюю часть окна в зону выбранных слов. Далее установите условие связывания слов (и, или, рядом, кроме). Рубрикатор документов. Словарь поля Тематика содержит многоуровневый рубрикатор, базирующийся на «Общеправовом классификаторе отраслей законодательства». Наличие у рубрики подрубрик показано специальным символом, стоящим слева от названия рубрики. Для раскрытия (закрытия) рубрики используется клавиша пробел или мышь.
Слайд 17Выбор рубрик производится стандартным для всех словарей способом. Для того чтобы
раскрыть (закрыть) весь рубрикатор, используются комбинации клавиш [Сгт1]-[Серый плюс] (|Ctrl|-|Серый минус]). Для быстрого поиска фрагмента в рубрикаторе нажмите клавишу |F7| (или выберите кнопку Найти), введите нужный фрагмент и установите нужное направление поиска. Все доступные операции с рубрикатором представлены в локальном меню. Для вывода списка документов, полученных с последним пополнением, используется поле Когда получен.
Слайд 18Второй этап поиска документов в системах «Консультант Плюс» — выбор нужных
документов из сформированного списка. Чем меньше количество найденных по запросу документов, тем легче работать со списком. После заполнения Карточки реквизитов и нажатия клавиши [F9] (или выбора кнопки Построить список) на экране появляется список документов, найденных по запросу. В списке указаны названия и объем документов, а в нижней рамке окна списка документов приведены общее количество документов в списке, номер текущего документа, количество и объем отмеченных документов. Движение по списку документов осуществляется с помощью мыши, кнопок- стрелок, а также клавиш [Home], [End], [PgUp], [PgDn], Выход из списка осуществляется клавишей [Esc] или с помощью мыши.
Слайд 19Все операции могут производиться как с одним (текущим) документом из списка,
так и с группой отмеченных документов. Для отметки (снятия отметки) используются клавиши [Ins] или клавиши [Shift]-[стрелки]. Для отметки всех документов в списке используется клавиша [Серый плюс], а для снятия всех отметок — [Серый минус].Все доступные операции с текстом документа приведены в локальном меню, а наиболее важные —в пиктографическом и главном. Локальное меню доступно в любом месте программы и вызывается правой кнопкой мыши или сочетанием клавиш [Alt]-[F10], Запись документов в папку.
Слайд 20В системах «Консультант Плюс» имеется возможность занесения документов в папки. Для
этого необходимо отметить клавишей [Ins] (или |Shift|-|стрелки|) документы в списке, которые вы хотите занести в папку, а затем нажать клавишу [F5] для вызова окна с названиями всех папок в системе. После этого установите курсор на название нужной папки и выберите кнопку Занести, при этом программа помещает в вы бранную вами папку отмеченные документы. Следует отметить, что при этой операции целостность основной базы не нарушается. Если вы хотите занести документы в новую папку, необходимо сначала выбрать кнопку Создать, команду Группа папок или Папка документов, ввести с клавиатуры ее имя, а затем нажать кнопку Занести. Запись документа в Карман.
Слайд 21В СПС имеется особая папка с названием «Карман», которую нельзя удалить.
Для записи документов в Карман отметьте клавишей [Ins] (или |Shift|+|стрелки|) документы в списке, которые вы хотите занести в Карман, затем нажмите клавишу [F3] или воспользуйтесь соответствующими элементами пиктографического или локального меню. При этом занесенный в карман документ получает признак Карман, видимый в списке документов. Для удаления документа из Кармана используйте также клавишу [F3] либо соответствующие элементы пиктографического или локального меню. Запись документа в файл.
Слайд 22Для записи документа в виде файла необходимо отметить клавишей [Ins] (или
|Shift|-1стрелки |) документы в списке, которые вы хотите записать в файл, проверить настройку полей для печати и нажать клавишу [F2] или использовать соответствующий раздел локального меню для записи выбранных документов в файл. В появившемся окне записи в файл введите имя файла, выберите директорию для его записи и тип формируемого файла, Быстрый просмотр.
Слайд 23Режим быстрого просмотра позволяет одновременно просматривать список документов и текст текущего
документа. Для перехода в такой режим работы со списком выберите пункты Окна/Разделить главного меню и установите удобное положение разделителя окна.
Слайд 24В верхней части окна находится список документов, в нижней —текст текущего
документа. Двигаясь по списку, можно просматривать, например, тексты документов или справку к документу, выбрав нужный корешок нижнего окна. Вывод документа на печать.
Слайд 25В системах «Консультант Плюс» имеется возможность печати документов. Отметьте клавишей [Ins]
(или | Shift|-|стрелки|) документы в списке, которые вы хотите напечатать на принтере, проверьте настройку полей для печати, параметры печати, выбор принтера и макет страницы, затем нажмите клавиши [Ctrl]-[F2] или используйте соответствующий раздел локального меню для печати выбранных документов на принтере. Произойдет процесс печати документов.
Слайд 26Чтобы попасть в текст документа, достаточно сделать двойной щелчок мыши по
его названию из списка найденных документов, либо нажать клавишу [Enter], подведя курсор к названию документа. В результате мы попадаем в текст документа.
Слайд 27Для возвращения обратно в список документов воспользуемся клавишей [Esc] либо закроем
окно документа. Движение по тексту документа осуществляется с помощью полосы прокрутки или клавишами управления курсором, а с помощью клавиш [Ноте] и [End] возможно перемещение в начало или конец документа. В нижней части окна (панели состояния) расположены два числа, отделенные двоеточием —первое соответствует номеру строки в документе, на которой установлен курсор, а второе —общему числу строк в документе. Это позволяет сориентироваться, в какой части документа находится пользователь. Под текстом документа имеется ряд корешков, причем корешки Текст и Справка присутствуют обязательно.
Слайд 28Кроме того, документ может иметь корешки Оглавление, Респонденты, Корреспонденты, Редакции. Корешок
Текст выбирается программой по умолчанию и содержит текст документа. Выбрав корешок Справка, пользователь попадает в справку к Документу, содержащую важную дополнительную информацию о документе: источник публикации, примечания к документу, прямые и обратные ссылки.
Слайд 29В поле Примечание к документу содержится информация о порядке вступления документа
в силу, особенностях его применения, наличии редакций. Корешок Оглавление позволяет быстро перейти в нужный раздел документа, имеющего сложную внутреннюю структуру, а список всех редакций документа предоставит корешок Редакции. Непосредственно в тексте документа имеются ссылки на другие документы в информационном банке, выделенные другим цветом. Эти гипертекстовые ссылки позволяют переходить к указанным в них документам без заказа их через Карточку реквизитов, причем переход осуществляется в то место упоминаемого документа, которое указано в исходном документе. При работе с текстом часто возникает проблема быстрого поиска слов или словосочетаний в тексте. Для поиска фрагмента текста можно использовать клавишу [F7] или кнопку Поиск (в виде бинокля) пиктографического меню.
Слайд 30В тексте документа можно поставить электронную закладку по аналогии с обычными
бумажными закладками. Электронные закладки позволяют как мгновенно найти отмеченное в документ место, так и вызвать непосредственно документ с поставленной закладкой (на вкладке Закладки) Находясь в тексте документа, можно отпечатать как его фрагмент, так и текст целиком.
Слайд 31Для печати части документа необходимо отметить печатаемый фрагмент клавишей [Ins] либо
мышью. Если не отмечена ни одна строка, то по умолчанию печатается весь текст целиком. Текст перед печатью желательно просмотреть, используя, как в текстовом редакторе Word, кнопку Просмотр печати. Из текста документа, так же как и из списка, возможно сохранение в файл, при этом надо указать директорию для сохранения, набрать название файла и выбрать его тип.
Слайд 32При работе с документами иногда возникает необходимость экспорта фрагмента документа, найденного
в системе «Консультант Плюс», в текстовый документ пользователя. Программная оболочка «Консультант Плюс» позволяет копировать выделенный фрагмент текста или весь текст документа из информационного банка в пользовательский документ. Заключительные рекомендации по поиску документов' Приведем некоторые общие рекомендации по поиску документов в системах «Консультант Плюс».
Слайд 331.При заполнении Карточки реквизитов старайтесь заполнять минимальное число полей, поскольку чем
больше полей заполнено, тем больше риск потерять нужный документ по причине неверного задания его реквизитов.
Слайд 342.Помните, что самый быстрый поиск происходит при наборе номера документа, поэтому,
если вы знаете о документе все, включая его номер, то прежде всего наберите номер. Вполне возможно, что больше для поиска другие реквизиты документа вам не потребуются.
Слайд 353.Следует формировать несколько вариантов запроса как путем заполнения различных полей Карточки
реквизитов, так и выбирая различные значения в конкретном поле.
Слайд 364.При поиске документов с использованием поля Текст документа желательно задавать несколько
синонимов интересующего вас термина, поскольку в различных документах авторы зачастую используют близкие по значению, но не идентичные термины.
Слайд 375.Вид документа следует задавать в случае полной уверенности, что именно такой
вид имеет искомый документ.
6.Заполнение карточки реквизитов проводите до тех пор, пока количество найденных документов станет приемлемым. Считается, что поиск проведен хорошо, если сформированный список не превышает 30...50 документов.
Слайд 387.Большие списки, найденные по запросу Карточки реквизитов, начинайте просматривать с самых
свежих по дате принятия — это позволит избежать просмотра устаревших актов.
Слайд 398.Сохраняйте часто используемые документы в папках, а установка электронных закладок поможет
вам быстро найти нужное место в документе большого объема.
9.Используйте предварительный просмотр при печати документов.