Презентация, доклад на тему Классный час на тему: ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ НОТНОЙ ГРАМОТЫ

Нотная грамота существовала не всегда. Сначала музыку пели и играли по памяти, и так она переходила от одного музыканта к другому. Но со временем произведение искажалось, и люди искали способ, как передать музыку такой, какой сочинил

Слайд 1Классный час подготовила преподаватель НО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Ачмиз

Шамсет Сафербиевна

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ НОТНОЙ ГРАМОТЫ

2017-2018 уч.г.

Классный час подготовила преподаватель НО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Ачмиз Шамсет СафербиевнаИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ НОТНОЙ ГРАМОТЫ2017-2018 уч.г.

Слайд 2Нотная грамота существовала не всегда. Сначала музыку пели и играли по

памяти, и так она переходила от одного музыканта к другому. Но со временем произведение искажалось, и люди искали способ, как передать музыку такой, какой сочинил ее автор.
Самая древняя из сохранившихся записей музыки - хурритский гимн богине Никкаль, который был найден в 1950-х гг. на раскопках Угарита (совр Сирия). По нумерации табличек он так и называется - Хурритский гимн №6, датируется 1400 гг. до н.э.
"Ноты" вместе со словами песни и пояснениями, как исполнять, были записаны клинописью на глиняных табличках.
Гимн исполнялся на девятиструнной арфе.
Нотная грамота существовала не всегда. Сначала музыку пели и играли по памяти, и так она переходила от

Слайд 3К 900 году н.э. придумали более удобный способ. Знаки стали писать

на определенном расстоянии выше или ниже горизонтальной красной черты, которая означала по высоте звука ноту «фа». Такая запись показывала, где нужно петь высоко, а где — низко.
К 900 году н.э. придумали более удобный способ. Знаки стали писать на определенном расстоянии выше или ниже

Слайд 4У разных народов были свои способы записи музыки.
В Древней Греции

нотами служили буквы,
а в григорианской музыке сложилась особая система записи звуков – невма.

Древнегреческая нотация

Невмы

У разных народов были свои способы записи музыки. В Древней Греции нотами служили буквы, а в григорианской

Слайд 5Невмы передавали только музыкальное направление произведения и точная высота звука не

указывалась. Они обозначали число звуков в одном слоге и незначительное украшение мелодии, а все детали музыкального произведения исполнитель мог придумывать сам. Такой нотной грамотой записывали только вокальную музыку. Невмы напоминали точки, запятые и разные черточки, в беспорядке разбросанные по бумаге и певцы нередко путались из-за неразборчивости символов.

Невмы передавали только музыкальное направление произведения и точная высота звука не указывалась. Они обозначали число звуков в

Слайд 6Вся эта путаница прекратилась в начале XI века. Итальянский монах, музыкант

и учитель пения Гвидо Аретинский — Гвидо д’ Ареццо нарисовал линии, на которых разместились ноты.
Гвидо д’Ареццо (992 – 1050 гг.) или Гвидо Аретинский был бенедектинским монахом, служившим в монастыре в небольшом городе Ареццо близ Тосканы во Флоренции. Он занимался обучением певчих исполнению церковных песнопений.
Переехав из  обители Помпоза в Ареццо, он обнаружил недостаточный уровень подготовки здешних певчих.  Песнопения разучивались с каждым певцом  поочередно на слух, и разучивание мессы могло занимать около 10 лет.

Гвидо д’Ареццо (992 – 1050 гг.)

Памятник Гвидо Аретинскому в Ареццо (1882)

Вся эта путаница прекратилась в начале XI века. Итальянский монах, музыкант и учитель пения Гвидо Аретинский —

Слайд 7Гвидо Аретинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota –

знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.

Гвидо Аретинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на

Слайд 8Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi,

fa, sol, la, si. Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.
Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это –

Слайд 10Ноты следующей октавы называются так же, но поются более высоким или

более низким голосом. При переходе от одной октавы к другой частота звука, обозначаемого одной и той же нотой, увеличивается или уменьшается вдвое. Например, музыкальные инструменты настраивают по ноте ля первой октавы. Этой ноте соответствует частота 440 Гц. Ноте ля следующей, второй, октавы будет соответствовать частота 880 Гц.
Ноты следующей октавы называются так же, но поются более высоким или более низким голосом. При переходе от

Слайд 11Об этой деятельности Гвидо свидетельствуют четыре трактата, дошедшие до нас: «Микролог»,

«Пролог к Антифонарию», «Правила в стихах» и «Послание о незнакомом пении».

Мемориальная доска в Ареццо на улице Рикасолли на доме, в котором родился Гвидо. На ней изображены квадратные ноты.

Статуя Гвидо Аретинского во Флоренции неподалеку от галереи Уффици

Об этой деятельности Гвидо свидетельствуют четыре трактата, дошедшие до нас: «Микролог», «Пролог к Антифонарию», «Правила в стихах»

Слайд 12Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно

петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь).
Этот переход традиционно приписывается итальянскому теоретику музыки Джованни Батиста Дони в его труде (на французском языке) «Nouvelle introduction de musique» (1640). Последняя нота октавы, si – сокращение двух слов последней строки гимна, Sancte Ioannes.
В англоязычных странах название ноты «си» заменили на «ти», чтобы не путать с буквой С, также используемой в нотной записи.

Джованни Батиста Дони (1595-1647)

Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и

Слайд 13Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил

их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.
Гвидо также неточно приписывается изобретение, названное в честь него — гвидонова рука – механический способ облегчить чтение нот, обозначив их названия на суставах и конечностях пальцев.
Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть

Слайд 14Археомузыка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lilac2012.livejournal.com/479243.html (дата обращения 11.08.2018).

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ

НОТНОЙ ГРАМОТЫ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/erisena/post301156396 (дата обращения 11.08.2018).
Богриенко И. Ю. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НОТНОЙ ГРАМОТЫ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru (дата обращения 11.08.2018)

Источники

Археомузыка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lilac2012.livejournal.com/479243.html (дата обращения 11.08.2018).ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ НОТНОЙ ГРАМОТЫ. [Электронный ресурс]. – Режим

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть