Слайд 1Презентацию подготовила педагог дополнительного образования Симутина М.А.
Категорийный мерчендайзинг
Слайд 2Категорийный мерчендайзинг
Являет собой работу специалистов с продукцией одной категории и в
одном отделе, но с разнообразными брендами. Данный вид мерчендайзинга можно считать оптимальным методом взаимодействия между розничными торговыми точками, дистрибьюторами и производителями товара, который основывается на регулировании таких взаимоотношений мерчендазинговым агентством.
Слайд 3Категорийный мерчендайзинг создан с целью заключения сделки торговой сети с определенными
поставщиками, в которых оговариваются все правила выкладки товаров, а задача магазинов – лишь контролировать все торговые процессы и поддерживать необходимый ассортимент продукции в торговых залах
Слайд 4-выкладка товара по планограмме определенной сети и согласно требованиям заказчика;
-выкладка товара
в промо-зоне;
-контроль товарных запасов;
-составление отчетности;
-размещение и своевременное обновление POS-материалов и ценников;
-оптимизация полочного пространства;
-мониторинг цен и анализ конкурентной деятельности;
-расширение фейсинга.
Фейсинг (фэйсинг, facing) в мерчендайзинге – процесс, задача по выкладке на полке товарных единиц продукции (фейсов), видимых и доступных покупателю в магазинах самообслуживания с полочной выкладкой продукции
Категорийный мерчандайзинг выполняет следующие услуги:
Слайд 5
Основное отличие категорийного мерчендайзинга заключается в том, что при выкладке продукции
в первую очередь отталкиваются от интересов категории, а не брендов. Это, в свою очередь, является отражением прямых интересов управления в розничной торговле и становится первым шагом к новому видению менеджмента розничных сетей, в рамках которого совокупное предложение товарных групп стает удобным и привлекательным для покупателей.
Слайд 6Зачем создаются товарные категории?
Товарная категория — совокупность товаров, объединение которых в
группу для совместной продажи и управления отвечает целям и задачам розничного торговца.
Слайд 7Ключевой идеей мерчендайзинга является
организация комплексных продаж, когда один товар способствует продаже
другого без привлечения дополнительных инвестиций.
Например, при размещении орешков или чипсов рядом с пивом основной товар (пиво) способствует увеличению продаж сопутствующего товара.
Товары, совместное размещение и продажа которых способны принести дополнительный положительный эффект в процессе реализации, называют категорией.
Слайд 8
Понятно, что если вино разместить в одном конце зала, а сыр
— в другом, увеличить число комплексных покупок вряд ли получится. Следовательно, товары необходимо объединять в категории не только на бумаге, но и в пространстве торгового зала.
В одну категорию могут объединяться товары, принадлежащие к разным товарным группам, подгруппам или видам.
Например, отдельная товарная категория может включать сыры (группа молочных товаров), вино (группа вкусовых товаров) и фрукты или шоколадные конфеты. Основным признаком формирования товарных категорий в магазине должно стать увеличение продаж и прибыли розничного торговца.
Слайд 91) что логично для потребителя;
2) функциональные и практические выгоды потребителя;
3) фактор потребительских предпочтений;
4)
чем легко управлять;
5) за счет чего реализуется добавленная стоимость;
6) прочие признаки, в наибольшей степени соответствующие целям мерчендайзинга.
Современный ритейлер при выборе способов объединения товаров в категории должен руководствоваться следующими признаками:
Слайд 10
Английское слово retail переводится на русский язык как «розничный». Ритейл – это реализация продукта конечному
потребителю, или розничная торговля. Фирмы, которые занимаются этим видом деятельности, называются ритейлерами.
Слайд 11Формирование категорий: принцип совместного размещения
Слайд 12При формировании товарных категорий следует использовать данные, получаемые с помощью сканирующих
кассовых устройств. С помощью современных кассовых терминалов можно получить не только общие сведения об обороте товаров, но и не менее важную почековую информацию, анализ которой позволяет установить состав покупательской корзины и взаимосвязи продаж отдельных, на первый взгляд, полярных по назначению товаров.
Слайд 13Анализ покупательской корзины позволяет выявить, какие продукты приобретаются вместе чаще всего;
какие продукты в каждой корзине являются основными; а также типы, содержание и прибыльность разных корзин. Данные, полученные в результате анализа почековой информации, должны быть положены в основу стратификации товарных категорий.
Слайд 14
Рассмотрим наиболее распространенные признаки, положенные в основу классификации товарных категорий:
Слайд 15
1. Категория товаров, удовлетворяющих потребности определенной группы покупателей.
В одну категорию могут
быть включены такие товары, как кофе в зернах, фильтры для кофеварок, китайский чай, какао, экзотические пряности, шоколадные конфеты и кондитерские изделия. В этом случае мерчандайзер имеет возможность удовлетворять потребности индивидуального потребителя; он быстрее реагирует на изменения во вкусах и пожеланиях потребителей; а существующие связи и взаимозависимости между товарами одной категории представляют наилучшие возможности для эффективного управления
Слайд 16
2. Также в одну категорию могут объединяться товары, приобретаемые разными группами покупателей
для удовлетворения схожих потребностей.
По этому признаку формируется большинство товарных категорий в продовольственных магазинах.
Например, в товарную категорию «Пиво» входит продукция разных производителей; пиво темное и светлое, баночное и бутылочное, в бочонках и пластиковых бутылках; а также чипсы, орешки и прочие товары, ориентированные на потребителя с разными вкусами, доходами, привычками и предпочтениями. Преимуществом подобной классификации будет то, что мерчендайзер всегда в курсе тенденций по данной категории; он имеет возможность отслеживать появление новинок, внедрять новые технологии и т. д. Мерчендайзер быстрее замечает рыночные тенденции, оперативно реагирует на действия поставщиков и конкурентов.
Слайд 173. Признак потребительских предпочтений, положенный в основу классификации товаров, основывается на
том, что в самом акте совершения покупки преобладают гедонические (субъективные и эмоциональные) выгоды. Люди подсознательно совершают свои покупки в том месте, где существует потенциальная возможность приобретения некоторого товара, обладающего для них повышенной субъективной ценностью.
В задачи мерчендайзера входит отслеживание и выявление таких «эмоциональных» товаров и формирование категорий на их основе (вокруг них).
Недостатком такого подхода является то, что, во-первых, формирование категорий на основе «эмоционального» товара подходит не для всех групп товаров; во-вторых, существует определенная сложность соотнесения «эмоционального» товара с определенной категорией товаров.
Слайд 18
4. Категории товаров могут формироваться на основе потребительских свойств продукции или
особых условий ее хранения. Компоновка товаров в категории осуществляется с учетом требований к температурному режиму, влажности воздуха, освещенности и т. д. В этом случае целесообразно дополнить основную выкладку товара дополнительной точкой продаж сопутствующего товара.
Так, приправы и специи, размещенные в отделе бакалеи, могут быть продублированы на прилавках мясного и гастрономического отделов.
Слайд 19Сезонный мерчендайзинг: управление сезонными продажами
Сезонный мерчендайзинг — это комплекс мер по
планированию и продвижению торгового ассортимента на основе взаимосвязанных продаж товаров повышенного спроса в каждое время года.
Слайд 20В мерчендайзинге принято выделять следующие четыре сезона:
• «весеннее» время (апрель, май, июнь);
•
«летнее» время (июль, август, сентябрь);
• «осеннее» время (октябрь, ноябрь, декабрь);
• «зимнее» время (январь, февраль, март).