Слайд 1БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕСИИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОРЛОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
История русских народных танцев
Разработчик:
Педагог дополнительного образования
Коростылева М.С.
Орел, 2019 г.
Слайд 2Русский народный танец – это танец богатой и насыщенной историей.
Русский народный
танец берет свои истоки еще со времен Древней Руси.
Его образованию послужили народные массовые пляски и гуляния, веселые большие хороводы и т.п.
Все эти задорные мероприятия были неотъемлемой частью жизни русского человека. Без них не проходил ни один праздник, ни одна ярмарка или другая увеселительная программа.
Зародился русский танец в 907 году, на празднике у Вещего Олега, где выступали танцоры, переодетые в медведей и наоборот. Танцы с медведями на Руси считаются традиционными.
Русские народные танцы – веселье, пляски, гуляния, юмор, красивые национальные костюмы. Это характеристика русского человека яркий и от всей души танец под веселую и заводную музыку.
Слайд 3Отличительные характеристики и особенности русского народного танца
Русский народный танец –
это задорные пляски с прыжками и активными движениями, которые неизменно сопровождаются бесконечным юмором и смехом;
Обязательный атрибут этого танца являются национальные костюмы – не менее яркие и красивые, чем сами пляски;
Русский народный танец очень богат на самые разнообразные хореографические па, в его основе лежит сразу несколько видов танца, а именно: пляска, хоровод и кадриль.
Слайд 4Танец - это особый вид народного искусства.
Не поддаётся счету, сколько различных
танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России.
Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются ("Камаринская", "Сени"), иногда по количеству танцоров ("Парная", "Четвёрка"), иногда название определяет картину танца ("Плетень", "Воротца").
Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.
Слайд 5Русская пляска - вид русского народного танца.
К Русским пляскам относятся хоровод,
импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.).
В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8.
Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Хороводы бывают женские и смешанные. Исполняются чаще по кругу, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Перепляс носит характер соревнования.
Для женского танца характерны плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком; пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором.
Слайд 6Хороводы
Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и
по сословиям. Весна и осень, два времени, в которые поселяне более всего веселятся. Принимая разделение хороводов на весенние, летние и осенние, можно увидеть настоящую картину русской жизни.
Бывают хороводы праздничные и обыкновенные. Праздничные хороводы есть самые древние: с ними сопряжено воспоминание прошлого, незапамятного народного празднества. Для таких хороводов поселяне и горожане приготавливаются заранее, сзывают дальних гостей и соседей, красят желтые яйца, пекут караваи, яичницы, пироги, варят пиво, мед и брагу. Девушки богатых отцов выходят повеселиться на свой двор, куда сбираются к ним подруги. Все это бывает вечером, с окончанием работ.
Слайд 7Пляски-импровизации
Большой популярностью в народе пользуются пляски-импровизации, пляски-соревнования.
В них танцоры
не скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен.
Среди таких танцев широко известны следующие: "Барыня", "Веселуха", "Топотуха", "Плескач", "Вензеля", "Казачий пляс", "Городецкие ворота", "Балалайки", "Чеботуха", "Сибирская потеха", "Полянка", "Журавель", "Гусачок", "Тимоня", "Валенки", "Болтушки", "Во саду ли", "Круговая-плясовая", "Матрёшки", "Северные заковырки", "Полька" и другие.
Форма плясок-импровизаций, плясок-соревнований в наше время получила дальнейшее развитие. Они стали динамичнее, появились острые ритмы, сложные танцевальные элементы, разнообразные комбинации.
Слайд 8Игровые танцы
Особое место принадлежит танцам, в которых проявляется наблюдательность народа: либо
о явлениях природы ("метелица", "пурга"), либо о каких-либо животных или птицах ("Бычок", "Дергач", "Медведь).
Эти танцы можно назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей или птиц, а старается придать им черты человеческого характера.
Очень важно, чтобы созданию образа танца были подчинены все компоненты: движения и рисунки, то есть хореографическая образная пластика, музыка, костюм, цвет. При этом выразительные средства танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли. Завершенность всего этого достигается синтезом всех составных.
Слайд 9ТРЮКИ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
На западе принято считать, что диковинные прыжки и
ужимки традиционного русского танца являются следствием холодного климата северной страны. Дескать, "Присядка", "Арабский", "Коза", "Разножка", "Чёрт", "Пистолет", "Кольцо", "Бочёнок", "Щучка", "Бедуинский", и другие трюки были придуманы русскими, исключительно чтобы согреться.
Действительно, большинство традиционных русских праздников справлялись осенью и зимою, когда заканчивались работы в поле.
Слайд 10Русский народный костюм
Русская народная одежда красива, ярка по краскам, богата украшениями,
вышивкой. В создании одежды народ проявил столько же таланта и художественного вкуса, сколько и в создании песен и плясок.
Для мужского костюма характерен особый покрой рубашки - косоворотки (разрез воротника не на середине груди, а сбоку). Косоворотка не имела пошивного ворота-стойки: ворот и разрез просто обшивались узкой полоской кумача. Штаны шили из холста, украшали узорами или полосками. Позже стали шить гладкие штаны темного цвета.
Для девичьего костюма типичен сарафан. Его носили и на Севере, и в средне-русских и южных областях. Девичьи прически и головные уборы заметно отличались от женских. Девушки заплетали волосы в одну косу, носили на голове ленты и различные повязки.
Слайд 11Русский народный танец исторически сложился из определенной идеи и композиции, положенной
на мелодию, и национального костюма. В современной России традиции русских народных танцев не только сохранились, но и приобрели актуальные формы.