Слайд 1МКОУ ДО ДДТ Здвинского района
«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
Подготовила: Никитенко Полина,
детское объединение «Горница»
Руководитель:
Бенцак К.Е.
с.Здвинск, 2019г.
Слайд 2Содержание:
Игры для детей
Мужские игры
Девичьи игры
Совместные игры
Календарные
игры
Вывод
Список использованных источников
Слайд 3«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский, советский педагог-новатор, детский писатель.
Слайд 4ЦЕЛЬ - воспитание национального самосознания детей и подростков, путем приобщения их
к русской традиционной культуре через народную игру.
Слайд 5ЗАДАЧИ :
* Определить значение игры в жизни русского народа;
* Классификация
русских народных игр;
* Знакомство с русскими народными играми.
Слайд 6ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА
Слайд 7Народные игры – это та сфера жизни этноса, в которой выражена
его история, ментальность и практически вся система ценностей.
Слайд 8Русские народные игры своими корнями достигают глубокой древности.
Они передавались из
поколения в поколение,
совершенствуясь и
вбирая в себя лучшие
традиции нации .
Слайд 9Через игру передавался ценный жизненный опыт народа.
Ко всему прочему игра
способствовала физическому развитию.
Как вывод: игра служила мощным фактором укрепления тела и духа.
Слайд 10Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества:
доброту,
благородство, взаимовыручку,
самопожертвование
ради других.
Слайд 11После тяжелого
трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх
детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Слайд 12КЛАССИФИКАЦИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР
Слайд 13На основе исследований Капицы О. И. и Науменко Г. М. игры
условно можно разделить на виды:
* подвижные игры;
* обрядовые (календарные);
* по отношению к природе
(природные);
* трудовые (бытовые)
* с ведущим (водящим);
* драматические (с элементами
театрализованных действий).
Слайд 14Русские народные игры
разделялись на несколько категорий:
* игры для детей;
* девичьи;
* мужские;
* совместные;
* календарные.
Слайд 15Игры для детей
С раннего детства, как
только младенец начинал
проявлять активность,
мама или бабушка начинали играть потешки и прибаутки
с проговариванием стишков.
Слайд 16Это способствовало привыканию к речи, её развитию и одновременно массаж всего
тела ребёнка.
Слайд 17Чтобы накормить ребенка, мама говорила ему:
В лесочке, в лесочке избушка на
кочке.
Блинами обита, оладьями покрыта,
Ограда кругом - пироги с творогом.
Сидит кошка у окошка, ежик Антошка
Пряники жует, песенки поет.
Слайд 18Когда ребенка причесывали, приговаривали:
Как растаял месяц,
Золотые рожки,
Как у нашей Тани
Солнышко в окошке,
Яркие у солнышка
Лучики горят,
Русые у Танюшки
Косыньки висят.
Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
Слайд 19- Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
- В лесок по мошок:
Избушку мшить,
Чтобы не
холодно жить!-
Наша Катя маленька,
Катенька удаленька
Пройди, Катя, по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой!
Приговаривали, когда учили ребенка ходить:
Слайд 20
Когда ребенок проспался, его поглаживали по животу и говорили:.
Потягушечки, потянись,
Поскорей, скорей
проснись.
Тянись, тянись, маленький.
Тянись, тянись, хорошенький,
Вырастешь большой.
Тянись, тянись, детка,
Стань большим и красивым.
Слайд 21ЛАДУШКИ
Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки.
Что ели? – кашку.
Что пили? –
бражку.
Кашка сладенькая,
Бражка младенькая,
Попили, поели,
Ши-и-и! Полетели,
На головку сели!
Ладушки-ладушки,
Испекли оладушки.
На окно поставили,
Остывать оставили.
Воробушки прилетали,
Оладушки расклевали.
Хлоп-хлоп – полетели,
На головку сели!
Ладушки, ладушки,
Курочки – рябушки.
Ладушки, ладушки,
Курочки-кладушки.
Петушок с хвостом,
Гребешок торчком.
Крылышками – хлоп-хлоп!
А мы их – хоп-хоп!
И поймали!
Ладушки-ладушки,
Пекла бабушка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше – два, Паше – два.
Ване – два, Тане – два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!
Слайд 22Мужские игры
«Мяч об землю и об стену»
Двое из играющих меряются палкой.
Один из них бьет об землю мяч так, чтобы от удара он делал бы высокие скачки, и во время скачков ловит его через ногу и руку и продолжает до тех пор, пока сделает промах.
Игра об стену состоит в том,
чтобы бить мячом об стену и
отскакивающий мяч подхватывать
через ногу или руку и не дать
упасть ему на землю.
Эти мячи набивают конским волосом,
обтягивают кожей, иногда разноцветной.
Слайд 23«Бабки»
В качестве инвентаря для игры использовались Бабки- очищенные кости нижних надкостных
суставов домашних животных (коров, свиней, овец) и одна большая кость, используемая в роли биты, обычно для тяжести её заливали свинцом или чугуном.
Участвовать в игре могли от двух до десяти детей, каждый со своей битой и несколькими бабками.
На ровной поверхности расчерчивалось игровое поле, в специальном окне (линия кона) расставлялись кости (бабки) в определенной последовательности, каждую из которых нужно было выбить битой определенным образом.
Слайд 24«Воробьи»
В этой игре используется мяч.
Выкапывают небольшую в
земле ямочку, кладут
мяч
на деревянной дощечке и
бьют по ней палкой. Кому
раньше бить, бросают жребий,
т. е. меряются на палке, и чья
рука остановится на верхушке,
тому начинать, остальные идут
в поле. Поймавший мяч сменяет играющего.
Слайд 25Девичьи игры
«Без соли соль»
Девушки бросают между собой жребий, кому из них
сидеть с завязанными глазами, а кому ловить и перескакивать через
ноги с закрытыми глазами. Кому выпала участь
сидеть, садятся друг против друга с
протянутыми ногами, зажмурив глаза и заложив
за спину руки.
Остальные девушки, приговаривая:
«Без соли соль», перескакивают
через вытянутые ноги сидящих
девушек.
Сидящие должны ловить. Пойманная
садится на место поймавшей, и игра
продолжается снова.
Слайд 26«Сижу посижу»
Ведущая с закрытыми глазам ходит по кругу и говорит:
«Душенька сестрица,
Миленький братец, Приймите меня!»
Ей отвечают: «Садись с нами, миленькая сестрица». В других местах говорят: «Иди, садись с нами».
Она идет, садится кому-либо на колени и говорит:
«Сижу посижу».
У кого она сидит, тот должен молчать, а остальные спрашивают:
«У кого она сидит?»
Если отгадает, то тому играть сижу-посижу. Случается, что девушка сидит да посиживает на коленях милого ее сердцу, притворяясь, что не знает,— женское лукавство!
Слайд 27«Лычки»
Эта игра изобретена деревенскими девушками, чтобы целоваться с парнями.
Одна из
девушек берет по
числу парней лыки, перегибает
их поперек через указательный
палец и спутывает концы.
Потом подзывает к себе парней
и девушек и предлагает им
выбирать любой конец. После
того как все концы разобраны,
те, которые держатся за концы,
должны целоваться.
Слайд 28Совместные игры
Такие игры способствовали знакомству и сплочению людей, вырабатывали в них
чувство крепкого товарищества, взаимной поддержки, верности и конечно внимательности и ловкости.
Слайд 29«Лапта»
Русская игра, в которой использовались бита (она была лопатообразной, отсюда и
название игры) и мяч.
Проводилась она на открытом естественном пространстве, разделенном на две стороны: «город» и «кон», занимаемые разными командами.
Игра заключалась в том, что игрок одной
команды должен был ударить мяч битой
посильнее в сторону принадлежащую
противнику, чтобы он улетел подальше и
пробежаться за это время в стан «врага» и
обратно, причем, чтобы тебя не «осалили»
мячом, пойманным игроками команды
противника.
Удачная пробежка приносила команде очко,
у кого было их больше, тот и победил.
Слайд 30«Городки»
(по другому «Рюхи», «Чушки», «Свинки»).
С определенного расстояния специальной битой
на расчерченной площадке выбивались расставленные «городки» - фигурки из нескольких деревянных чурок, сделанных из березы, липы, бука и т.д.
Основной задачей было выбивание 15-ти основных фигур, каждая из которых имела свое название, используя минимальное количество бросков.
Соревнования по выбиванию фигур могут быть как личные, так и командные.
Слайд 31«Ручеек»
Участники игры становились друг за другом парами, брались за руки и
поднимали их высоко над головой, образуя длинный коридор из сцепленных рук.
Игрок, которому пара не досталась,
проходил внутри своеобразного
коридора-ручейка и, разбивая пару,
уводил в конец коридора своего
избранника или избранницу.
Человек, оставшийся один, шел
в начало, выбирая себе новую пару.
Таким образом «ручеек» постоянно
находится в движении, чем больше
людей, тем игра веселее и
увлекательнее.
Слайд 32«Прятки»
Старинное и популярное по сей день
детское развлечение, отличающееся
веселостью, азартностью
и подвижностью,
она способствует развитию смекалки,
выдержки и находчивости, учит работать
в команде. Играть в неё можно как вдвоем,
так и командой.
Выбирают водящего, который становится
лицом к стене и закрывает глаза, остальные
убегают и прячутся, водящий должен их найти
и назвать по имени.
Слайд 33«Взятие снежного городка»
Это часть игрищ на Масленицу. «Городок» (представлял собой
две стены с воротами, украшенными фигуркой петуха, бутылки и рюмки) строился из снега на открытом пространстве (в поле или на площади), обливался водой для придания ему большей неприступности.
Две команды: «осажденные» - внутри снежной крепости, другие «осаждающие» - нападали с целью захватить снежный городок и разрушить его (кстати, им разрешалось быть на конях).
Защитники городка (они были пешие) оборонялись с помощью веток и метелок, лопатами засыпали атакующих снегом и закидывали их снежками. Первый, кто ворвался в ворота снежной крепости, считался победителем.
Слайд 35Календарные игры
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес
не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая
представление о повседневной
жизни наших предков — их быте,
труде, мировоззрении. Игры
были непременным элементом
народных обрядовых праздников.
Слайд 36«Масло с санками»
Играют на просторной площадке, где можно маневрировать с санками.
Число участников — от 5 до 10 человек.
Выбирают двух водящих. Одного сажают на санки — «масло», а другой возит его.
Остальные игроки стараются
«отведать масла», то есть
запятнать сидящего на санках.
Возница защищает «масло» и
тоже может пятнать играющих.
Кого он запятнает, тот становится
«маслом», а тот, кто был «маслом», возит его.
Слайд 37«Верба-вербочка»
Дети водят хоровод и поют:
Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая.
Расти, верба, на меже
Как
царевна во дворце.
После пения дети останавливаются парами, берутся за руки, образуя воротики. Ведущий змейкой ведет детей за собой. Как только змейка распадается, игра заканчивается.
Слайд 38«Березка»
Двое водящих берутся за руки,
став лицом друг к другу, а
остальные играющие по очереди
становятся между их руками.
При этом ставщего между руками
водящих спрашивают:
“К солнцу или лешему?”.
Ответившего проверяют,
то есть водящие кладут его к себе на руки и трясут. Если он при этом улыбнулся, то его ставят на сторону “лешего”, даже если он говорит “к солнцу” и наоборот. Если он при тряске не улыбнулся, то ставят его на сторону солнца.
Слайд 39
Вывод
Русские народные игры насчитывают многовековую историю и отражают все сферы
жизнедеятельности человека. Они несут в себе мудрость русского народа, формируют связь между поколениями, воспитывают нравственность и способствуют физической активности, учат доброте и взаимовыручке.
Приобщаясь к русской традиционной культуре через народную игру, современные дети и подростки воспитывают в себе национальное самосознание, перенимают опыт и знания предков.
Слайд 40Список использованных источников:
http://allforchildren.ru/kidfun/poteshki04.php
http://sportlib.info/Press/FKVOT/2002N1/p41-42.htm
https://schci.ru/russkie_narodnie_igry.html
http://www.itishistory.ru/1kb/1_igra_9.php
http://www.itishistory.ru/1kb/1_igra_5.php
https://bosichkom.com/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9/%D1%80%D1%83%D1%87%D0%B5%D1%91%D0%BA
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/06/17/kartoteka-russkie-narodnye-kalendarnye-igry