Слайд 1«Использование арт-терапии для создания психологического комфорта в детских объединениях».
муниципальное бюджетное
учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Автор: педагог
дополнительного образования Можейко Е.В.
г. Зверево
2018
Слайд 2В структуре личности каждого ребёнка эмоциональная сфера занимает значительное место. Эмоции
– это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира. Но если восприятие отражает реальный мир при непосредственном его действии на органы чувств, а мышление опосредованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями, то эмоции отражают эти предметы не сами по себе, а в их отношении к человеку, в их значении для его потребности и мотивов деятельности.
Слайд 3Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека
– от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Именно эмоции отражают личную значимость познания через вдохновение, одержимость, пристрастность и интерес.
Слайд 4Структура эмоциональных процессов существенно отличается от структуры познавательных.
Настроение – эмоциональное “
хроническое” состояние, окрашивающее все поведения человека
Стресс, это такое состояние душевного и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации
Чувство – высшая, культурно-обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.
Страсть – сильно выраженная увлечённость человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующими объектами
Аффект - кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации
“чистые” эмоции
включены во все психические процессы и состояния человека.
класс эмоций
Слайд 5Инновационный здоровьесберегающий подход - терапия искусством.
Арттерапия, является междисциплинарным подходом, соединяющим в
себе различные области знания – психологию, медицину, педагогику, культурологию, основой выступает художественная практика.
Драматерапия
Танцевально -двигательная терапия
Музыкальная терапия
Изотерапия (рисунок, лепка) – коррекция посредствам изобразительной деятельностью
Слайд 6Изотерапия – педагогическое направление рассчитано на потенциально здоровую личность, и на
первый план выходят задачи развития, воспитания и социализации – это забота об эмоциональном самочувствии, психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
Практическое значение применения
техник изотерапии в образовании
большое: участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей, чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей ребёнок очищается, и становиться терпимее, мудрее по отношению к другим
Слайд 7Стрессу особенно подвержены дети, подростки. Это связано с патологически протекающими возрастными
кризисами, неправильным воспитанием, непонимание со стороны окружающих. Занятия изотерапией, как пассивные так и активные , помогают человеку выстроить адекватную систему защиты. Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость.
Слайд 8.
Благотворное влияние искусства на жизнь и здоровье людей известно давно, поэтому
к нему стали настойчиво обращаться. Искусство помогало людям приобрести психическую устойчивость и активность. Психотерапевтические и развивающие функции искусства заключаются в самой его природе. Искусство не только приносит эстетическое удовлетворение, но и помогает ребёнку уберечься и защититься от того, что ему мешает нормально развиваться
Слайд 9Интерес к результатам творчества человека со стороны окружающих, принятие им продуктов
художественной деятельности повышает самооценку и самопринятие. Терапевтический эффект возникает как дополнительная функция искусства, помогающая избавиться от стрессов, страхов, и других психологических проблем.
Слайд 12Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки,
пастель;
для создания коллажей и объёмных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная фольга, коробки от конфет, открытки, тесьма, верёвочки, текстиль;
природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, ветки, мох, камешки;
для лепки - глина, пластилин, дерево, специальное тесто;
бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;
кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.
Слайд 13Техника
марания
.
В буквальном понимании «марать» – значит, «пачкать, грязнить». Здесь нет
категорий «правильно – неправильно». Такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка, приводит детей к собственным маленьким открытиям. Естественность такого рисования способствует тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и незаметно для себя может осмелиться на действия, которые обычно не делает. Далеко не все дети старшего возраста по собственной инициативе переходят на такое рисование. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений.
Слайд 14Штриховка,
каракули
Это графика. Самое доступное упражнение, для которого необходимы только бумага
и карандаш (ручка, фломастер). Человек свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ, можно играть в дорисовки, когда каракули дорисовываются до образа. Рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем, или карандашом с трёхцветным стержнем. Есть фломастеры, которые меняют цвет предыдущего рисунка. Это завораживает детей, вызывает желание экспериментировать. Используется при коррекции истерических состояний.
Слайд 15Техника
«Ниткография»
Если нитку (30–50см) опустить в краску, затем выложить на листе
по собственному усмотрению, оставив вне листа лишь кончик, а затем накрыть сверху другим листом, и придавив его рукой, вытянуть нитку из пространства между листами, то на обоих примыкавших к окрашенной нити поверхности останутся необычные отпечатки.
Слайд 16Кляксография
довольно известный способ рисования, развивает воображение, выполняется раздуванием капельки краски в
разных направлениях, трудности вызывает у детей, когда требуется оживить, додумать образ, задать нужное направление и силу выдоха при раздувании.
В качестве терапии используется при повышенной возбудимости.
Слайд 17Монотипия
Пейзажная: на гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой
глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Снимать бумагу можно по-разному: рывком, боком, раскачиванием. Получается оттиск с разными эффектами в зеркальном отражении.
На одной и той же основе можно делать несколько оттисков.
Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают гиперактивные и тревожные дети. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.
Это базовая графическая техника, не только развивает тактильные ощущения, воображение, снимает мышечное напряжение, но и доставляет радость.
Слайд 18Тестопластика полезна детям с аллергопатологией, гиперактивным детям, со страхами, тревожностью, а
также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии. И, что важно, изделия из теста достаточно прочны и с ними можно играть.
Очень похожа на тесто глина. Работая с глиной, агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенный в себе, занимаясь лепкой, учится контролировать ситуацию. Неусидчивым глина помогает научиться концентрироваться. Во время лепки глину можно рвать, кромсать, резать, ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый образ.
Слайд 19Интуитивное рисование
Почему же именно интуитивная живопись помогает обрести то комфортное, гармоничное
состояние, о котором многие люди в суете дней уже успели позабыть? Дело в том, что интуитивное рисование не требует от человека никаких специальных художественных навыков, умений и знаний. Здесь нет канонов и четких правил. Единственное, что нужно понимать и к чему стремиться – это дать полную свободу и волю своим чувствам, эмоциям и интуиции. В процессе такого рисования детки смогут дать своей душе и сердцу место для творческого и нестандартного самовыражения, отправляясь в увлекательное путешествие в глубину своего внутреннего мира.
Это дает просто потрясающие возможности для новых удивительных открытий, озарений и осознаний. Помимо того, что ребенок отлично отдыхает и расслабляется в процессе интуитивного рисования, он также может найти способы решения своих каких-то проблем, которые ранее не получалось разрешить.
Слайд 20Техника «Парное рисование»
Ход работы: группа делиться по парам, каждой из которых
раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы должны лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться. Группе предлагается разделиться на пары. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы.
Слайд 21Техника
«Рисуем эмоции»
Основной задачей данной техники является проработка различных эмоциональных
состояний ребенка (печали, злости, страха, радости, грусти и т.п.).
Слайд 22Изотерапия может способствовать достижению следующих целей:
Слайд 23Изотерапия может способствовать достижению следующих целей: