Презентация, доклад на тему Использование арт-терапии для создания психологического комфорта в детских объединениях

Содержание

В структуре личности каждого ребёнка эмоциональная сфера занимает значительное место. Эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты

Слайд 1«Использование арт-терапии для создания психологического комфорта в детских объединениях».
муниципальное бюджетное

учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества

Автор: педагог
дополнительного образования Можейко Е.В.

г. Зверево
2018

«Использование арт-терапии для создания психологического комфорта в детских объединениях». муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образованияДом детского творчестваАвтор: педагогдополнительного образования

Слайд 2В структуре личности каждого ребёнка эмоциональная сфера занимает значительное место. Эмоции

– это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира. Но если восприятие отражает реальный мир при непосредственном его действии на органы чувств, а мышление опосредованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями, то эмоции отражают эти предметы не сами по себе, а в их отношении к человеку, в их значении для его потребности и мотивов деятельности.
В структуре личности каждого ребёнка эмоциональная сфера занимает значительное место. Эмоции – это особый класс субъективных психологических

Слайд 3Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека

– от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Именно эмоции отражают личную значимость познания через вдохновение, одержимость, пристрастность и интерес.
Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до

Слайд 4Структура эмоциональных процессов существенно отличается от структуры познавательных.
Настроение – эмоциональное “

хроническое” состояние, окрашивающее все поведения человека

Стресс, это такое состояние душевного и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации

Чувство – высшая, культурно-обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.

Страсть – сильно выраженная увлечённость человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующими объектами

Аффект - кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации

“чистые” эмоции
включены во все психические процессы и состояния человека.

класс эмоций

Структура эмоциональных процессов существенно отличается от структуры познавательных.Настроение – эмоциональное “ хроническое” состояние, окрашивающее все поведения человекаСтресс,

Слайд 5Инновационный здоровьесберегающий подход - терапия искусством.
Арттерапия, является междисциплинарным подходом, соединяющим в

себе различные области знания – психологию, медицину, педагогику, культурологию, основой выступает художественная практика.

Драматерапия

Танцевально -двигательная терапия

Музыкальная терапия

Изотерапия (рисунок, лепка) – коррекция посредствам изобразительной деятельностью

Инновационный здоровьесберегающий подход - терапия искусством.Арттерапия, является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию,

Слайд 6Изотерапия – педагогическое направление рассчитано на потенциально здоровую личность, и на

первый план выходят задачи развития, воспитания и социализации – это забота об эмоциональном самочувствии, психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Практическое значение применения
техник изотерапии в образовании
большое: участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей, чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей ребёнок очищается, и становиться терпимее, мудрее по отношению к другим

Изотерапия – педагогическое направление рассчитано на потенциально здоровую личность, и на первый план выходят задачи развития, воспитания

Слайд 7Стрессу особенно подвержены дети, подростки. Это связано с патологически протекающими возрастными

кризисами, неправильным воспитанием, непонимание со стороны окружающих. Занятия изотерапией, как пассивные так и активные , помогают человеку выстроить адекватную систему защиты. Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость.
Стрессу особенно подвержены дети, подростки. Это связано с патологически протекающими возрастными кризисами, неправильным воспитанием, непонимание со стороны

Слайд 8.
Благотворное влияние искусства на жизнь и здоровье людей известно давно, поэтому

к нему стали настойчиво обращаться. Искусство помогало людям приобрести психическую устойчивость и активность. Психотерапевтические и развивающие функции искусства заключаются в самой его природе. Искусство не только приносит эстетическое удовлетворение, но и помогает ребёнку уберечься и защититься от того, что ему мешает нормально развиваться
.Благотворное влияние искусства на жизнь и здоровье людей известно давно, поэтому к нему стали настойчиво обращаться. Искусство

Слайд 9Интерес к результатам творчества человека со стороны окружающих, принятие им продуктов

художественной деятельности повышает самооценку и самопринятие. Терапевтический эффект возникает как дополнительная функция искусства, помогающая избавиться от стрессов, страхов, и других психологических проблем.
Интерес к результатам творчества человека со стороны окружающих, принятие им продуктов художественной деятельности повышает самооценку и самопринятие.

Слайд 10Функции арт-терапии

Функции арт-терапии

Слайд 11Формы арт-терапии

Формы арт-терапии

Слайд 12Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки,

пастель;
для создания коллажей и объёмных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная фольга, коробки от конфет, открытки, тесьма, верёвочки, текстиль;
природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, ветки, мох, камешки;
для лепки - глина, пластилин, дерево, специальное тесто;
бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;
кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель;для создания коллажей и объёмных композиций

Слайд 13Техника
марания

 .
В буквальном понимании «марать» – значит, «пачкать, грязнить». Здесь нет

категорий «правильно – неправильно». Такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка, приводит детей к собственным маленьким открытиям. Естественность такого рисования способствует тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и незаметно для себя может осмелиться на действия, которые обычно не делает. Далеко не все дети старшего возраста по собственной инициативе переходят на такое рисование. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений.
Техника марания .В буквальном понимании «марать» – значит, «пачкать, грязнить». Здесь нет категорий «правильно – неправильно». Такой способ

Слайд 14Штриховка,
каракули
Это графика. Самое доступное упражнение, для которого необходимы только бумага

и карандаш (ручка, фломастер). Человек свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ, можно играть в дорисовки, когда каракули дорисовываются до образа. Рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем, или карандашом с трёхцветным стержнем. Есть фломастеры, которые меняют цвет предыдущего рисунка. Это завораживает детей, вызывает желание экспериментировать. Используется при коррекции истерических состояний.
Штриховка, каракулиЭто графика. Самое доступное упражнение, для которого необходимы только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Человек свободно,

Слайд 15Техника
«Ниткография»
Если нитку (30–50см) опустить в краску, затем выложить на листе

по собственному усмотрению, оставив вне листа лишь кончик, а затем накрыть сверху другим листом, и придавив его рукой, вытянуть нитку из пространства между листами, то на обоих примыкавших к окрашенной нити поверхности останутся необычные отпечатки.
Техника «Ниткография»Если нитку (30–50см) опустить в краску, затем выложить на листе по собственному усмотрению, оставив вне листа

Слайд 16Кляксография
довольно известный способ рисования, развивает воображение, выполняется  раздуванием капельки краски в

разных направлениях, трудности вызывает у детей, когда требуется оживить, додумать образ, задать нужное направление и силу выдоха при раздувании.  
В качестве терапии используется  при  повышенной возбудимости.
Кляксографиядовольно известный способ рисования, развивает воображение, выполняется  раздуванием капельки краски в разных направлениях, трудности вызывает у детей,

Слайд 17Монотипия  
Пейзажная: на гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой

глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Снимать бумагу можно по-разному: рывком, боком, раскачиванием. Получается оттиск с разными эффектами в зеркальном отражении.  
На одной и той же основе можно делать несколько оттисков.
Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают гиперактивные и тревожные дети. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.
Это базовая графическая техника, не только развивает тактильные ощущения, воображение, снимает мышечное напряжение, но и доставляет радость.
Монотипия  Пейзажная: на гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой

Слайд 18Тестопластика полезна детям с аллергопатологией, гиперактивным детям, со страхами, тревожностью, а

также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии. И, что важно, изделия из теста достаточно прочны и с ними можно играть.
Очень похожа на тесто глина. Работая с глиной, агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенный в себе, занимаясь лепкой, учится контролировать ситуацию. Неусидчивым глина помогает научиться концентрироваться. Во время лепки глину можно рвать, кромсать, резать, ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый образ.
Тестопластика полезна детям с аллергопатологией, гиперактивным детям, со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет

Слайд 19Интуитивное рисование 
Почему же именно интуитивная живопись помогает обрести то комфортное, гармоничное

состояние, о котором многие люди в суете дней уже успели позабыть? Дело в том, что интуитивное рисование не требует от человека никаких специальных художественных навыков, умений и знаний. Здесь нет канонов и четких правил. Единственное, что нужно понимать и к чему стремиться – это дать полную свободу и волю своим чувствам, эмоциям и интуиции. В процессе такого рисования детки смогут дать своей душе и сердцу место для творческого и нестандартного самовыражения, отправляясь в увлекательное путешествие в глубину своего внутреннего мира.
Это дает просто потрясающие возможности для новых удивительных открытий, озарений и осознаний. Помимо того, что ребенок отлично отдыхает и расслабляется в процессе интуитивного рисования, он также может найти способы решения своих каких-то проблем, которые ранее не получалось разрешить.
Интуитивное рисование Почему же именно интуитивная живопись помогает обрести то комфортное, гармоничное состояние, о котором многие люди в

Слайд 20Техника «Парное рисование»
Ход работы: группа делиться по парам, каждой из которых

раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы должны лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться. Группе предлагается разделиться на пары. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы.
Техника «Парное рисование»Ход работы: группа делиться по парам, каждой из которых раздается по листу бумаги, коробке красок,

Слайд 21Техника
«Рисуем эмоции»
Основной задачей данной техники является проработка различных эмоциональных

состояний ребенка (печали, злости, страха, радости, грусти и т.п.).
Техника «Рисуем эмоции» Основной задачей данной техники является проработка различных эмоциональных состояний ребенка (печали, злости, страха, радости,

Слайд 22Изотерапия может способствовать достижению следующих целей:

Изотерапия может способствовать достижению следующих целей:

Слайд 23Изотерапия может способствовать достижению следующих целей:

Изотерапия может способствовать достижению следующих целей:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть