Слайд 1
Инклюзивное образование:
проблемы, перспективы
Научный руководитель: д.м.н. , профессор Тебенова К. С.
Курмангалиева
А. Р.
Слайд 2«Первый признак мыслящего человека – это умение видеть проблему там, где
она есть.» С.Л.Рубинштейн
«Для того, чтобы было легко жить
с каждым человеком, думай о том,
что тебя соединяет, а не о том, что
тебя разъединяет с ним»
Л.Н.Толстой.
«Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество, потому
что они могут нас чему-то научить»
Жан Ванье «Из глубины»
Слайд 3 Актуальность:
В период демократизации системы образования Республики Казахстан, утверждения гуманистических
подходов к воспитанию, развитию и обучению подрастающего поколения особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для творческого развития, самообразования, профессионального самоопределения всех детей, в том числе детей из уязвимых групп: среди них детей с ограниченными возможностями развития и детей, сталкивающихся с различного рода трудностями в обучении.
Слайд 4Проблема:
В Казахстане в последние годы наблюдается
увеличение числа детей, нуждающихся в специальном обучении.
В республике на январь 2009 года по данным республиканской психолого-медико-педагогической консультации выявлено 149246 детей с ограниченными возможностями в развитии.
Обучение детей данной категории осуществляется в 35 специальных детских садах и 228 специальных группах в организациях дошкольного образования общего назначения, в 101 специальной (коррекционной) школе и 820 специальных классах при общеобразовательных школах.
Для детей с ВОЗ не хватает мест в специализированных учреждениях или специальных классах в общеобразовательных школах.
Дети с ВОЗ, которые обучаются в общеобразовательных классах плохо адаптируются к школьным программам, чувствуют себя изгоями: постоянное не успевание , ситуации « неуспеха»
Слайд 5Инклюзивное образование. Что это такое?
Инклюзия (от inclusion - включение) –
Процесс,
при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого.
Процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.
Проблема (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения.
Опыт - то прежде всего совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает.
Слайд 6Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:
Ценность человека не зависит
от его способностей и достижений
Каждый человек способен чувствовать и думать
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
Все люди нуждаются друг в друге
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Слайд 7Неверные представления об инклюзии:
Фокусирование не на целях, а на действиях
Когда
основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию
Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно
Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
Существующие барьеры:
Архитектурная недоступность школ
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки
Слайд 8 Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Данная группа детей имеет весьма неоднородный состав. В нее входят различные категории детей с нарушением развития.
В каждой группе есть дети, которые способны при определенных условиях обучаться вместе с другими сверстниками, а также дети, которым по медицинским показаниям или в силу ограниченности в движении необходима индивидуальная программа обучения. Это 6 основных групп:
Слайд 9Дети с ограниченными возможностями
нарушение речи
Слайд 10Формы инклюзивного образования:
Школа будущих первоклассников.
Класс полной интеграции (из 20 учащихся 3-4
ребенка с ОВЗ)
Специальный(коррекционный) класс частичной интеграции
Школа надомного обучения
Семейное обучение, экстернат
Слайд 11Приемы работы с детьми ВОЗ:
1.
Учет возрастных психологических особенностей.
2. Диагностика индивидуальных особенностей.
3. Рефлексия. Индивидуальные карты достижений.
4. Интересное, доступное, личностно - и практико- ориентированное содержание программы обучения.
5. Технические средства обучения ( ИКТ, ЭУ.)
6. Использование различных видов наглядности, опорные схемы, пособия.
7. Физкультминутки и упражнения на развитие пальцевой моторики
Слайд 12Приёмы формирования детского действия контроля и оценки:
Создание психологически комфортных условий, формирование
доверия, общей самооценки школьника;
Создание ситуаций недоопределённости. Развивать умение знать о своём знании и незнании.
Введение схематических средств контроля и оценки.
Представление разделов и тем учебного предмета в виде набора умений, которые необходимо усвоить.
Постоянное использование средств фиксации продвижения ребёнка в предмете.
Организация самостоятельной диагностико-коррекционной работы школьников на уроке (работы над ошибками)
Проведение специальных видов работ для выращивания у ребят способности самостоятельного оценивания
Использование прогностической и процессуальной оценки.
Слайд 13Формирование детского действия контроля и оценки.
Безотметочное оценивание строится на следующих принципах:
Ориентация
на личные достижения каждого ребёнка.
Предельная дифференцированность содержательной оценки.
Выработка шкал оценивания детьми совместно с учителем.
Самооценка ребёнка должна предшествовать оценке учителя.
Содержательное оценивание производится на основе действия контроля.
Предоставление школьникам права на самостоятельный выбор сложности и объёма заданий.
Использование особых форм оценки творчества и инициативы школьников.
Слайд 14
Организацию учебной деятельности проводить с учётом:
строгой дозировки учебной нагрузки,
построения урока с
учётом динамичности учащихся, их работоспособности;
соблюдения гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещённость, чистота);
благоприятного эмоционального настроя.
Отказ от дифференциации в обучении способствует не делить детей на «сильных и слабых». Все ученики находятся в равных условиях и получают одинаковые задания. Оценка выполненной работы зависит от количества выполненных заданий.
Все учащиеся стимулированы к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ, что является антистрессовым моментом на уроке.
Слайд 15Индивидуальные планы работы для детей с особыми образовательными потребностями, которые основываются
на возможностях, сильных сторонах развития и интересах учащихся.
Таблица 1
Индивидуальный учебный план
Слайд 16Результаты инклюзии:
У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех
мероприятиях общеобразовательного процесса
Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
Существуют процедуры оценки эффективности
Учащиеся с ВОЗ влияют на школьную среду, создавая территорию толерантности, ценности любой личности.
Слайд 17
Выводы:
Для успешного внедрения инклюзивного образования в преподавание истории необходимо:
Создать инклюзивную среду в каждой школе, в каждом классе.
Эффективно применять индивидуальные образовательные маршруты для инклюзивных детей
Проводить регулярную оценку, планирования и мониторинг достигнутых результатов, с привлечением всех субъектов образовательного процесса.
Слайд 18Заключение: При внедрении инклюзивного образования в общеобразовательный процесс у детей
повышается жизненный тонус, активная общественная позиция, появляется шанс достигнуть определенных положительных результатов в развитии. Создаются оптимальные условия для творческого развития, самообразования, профессионального самоопределения всех детей.