Слайд 1Инклюзивное образование в жизнь
Пучкова Наталья Сергеевна
МБУДО « Советская ДШИ»
ф.п. Пионерский
Слайд 2Джон Фицджеральд Кеннеди
Если мы не можем покончить с нашими отличиями, мы,
по крайней мере, в состоянии сделать мир местом, безопасным для многообразия»
Слайд 3По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в
Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Слайд 4Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными
возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению. Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети.
Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.
Слайд 5Правовые документы,
отражающие социальную поддержку детей
с ограниченными возможностями здоровья
Всеобщая декларация прав
человека;
Декларация прав инвалидов;
Декларация прав умственно-отсталых лиц;
Конвенция о правах ребенка.
Слайд 6Законодательные документы,
отражающие вопросы,
связанные с обеспечением надлежащих условий
для обучения
и воспитания детей
с отклонениями в развитии
Конституция РФ
Закон РФ «Об образовании»
Закон «Об образовании» утверждает государственные гарантии на получение образования лицам с отклонениями в развитии и гарантирует им:
воспитание и обучение;
социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Слайд 7В решении коллегии Министерства образования РФ от 18.01.2000г. №1-2 говорится:
«О повышении
роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья » говорится, что основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей данной категории, - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, к подготовке к полноценной жизни в обществе.
Слайд 8Коллегия, в частности, обращает особое внимание на:
интеграцию детей с ограниченными
возможностями здоровья в среду здоровых сверстников;
допрофессиональную подготовку детей с ОВЗ в целях обеспечения их социальной незащищенности;
разработать систему мер по активизации работы с детьми с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования детей;
усилить взаимодействие образовательных учреждений с семьями детей с ОВЗ;
активнее вовлекать детей с ОВЗ в подготовку и проведение массовых мероприятий с учащимися, участие в конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах и других формах дополнительного образования на муниципальном, федеральном и международном уровнях.
Слайд 9Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, что каждый человек
должен иметь возможность учиться.
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.
«Образование для всех»
Слайд 10ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) ОБРАЗОВАНИЕ
– это образование, при котором все дети, несмотря на
свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Слайд 11Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей
всех детей.
Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех.
Является динамичным процессом, который постоянно в развитии.
Признает, что все дети могут учиться.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Слайд 121.Создание инклюзивной культуры
Построение школьного сообщества
Принятие инклюзивных ценностей
2.Разработка инклюзивной политики
Развитие школы для
всех
Организация поддержки разнообразия
3.Развитие инклюзивной практики
Управление процессом обучения
Мобилизация ресурсов
Три аспекта развития инклюзии
Слайд 13Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек
способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Включающее образование базируется на восьми принципах:
Слайд 14Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
Большинство учителей и
директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах;
Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;
Архитектурная недоступность школ, учреждений
Существующие
барьеры:
Слайд 15Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ
1.Относитесь
к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
Слайд 164.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
Приемы:
Снятие страха - «Ничего страшного...»
Скрытая инструкция
- «Ты же помнишь, что...»
Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»
Говорите это искренне и уверенно.
Усиление мотива - «Нам это нужно для...»
(«Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»).
Педагогическое внушение - «Приступай же...
Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...»
(«Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)
Слайд 175.Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
Приемы:
Отмечайте достижения ребенка, а
не неудачи.
Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
Формируйте веру в успех.
Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас).
6. Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
Слайд 18Арт-терапия как метод коррекции и обучения детей с ОВЗ
Арт –терапия (термин был введен в 1938 Андрианом Хиллом) – использование всех видов искусства, все чаще рассматривается как инструмент помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализация на практике таких функций, как адаптационная, коррекционная, профилактическая, регулятивная, реабилитационная, мобилизующая.
Слайд 19Цель и задачи арт-терапии:
Цель: гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения
и самопознания.
Задачи:
Расширять эмоциональный опыт;;
Снижать импульсивность, тревогу, агрессию детей;
Снижать эмоциональное и мышечное напряжение;
Совершенствовать коммуникативные навыки и творческие способности;
Воспитывать межличностное доверие и групповое сотрудничество;
Развивать познавательные процессы;
Развивать чувственный аппарат на основе сенсорных эталонов
Слайд 21Музыкотерапия- это система
психоматической коррекции здоровья человека с помощью музыкально-акустических воздействий.
При
использовании музыкотерапии происходит:
- эмоциональная активизация ребенка – он получает заряд положительных эмоций;
- ребенок развивает навыки и способности к общению в совместной деятельности с родителями или друзьями;
происходит регуляция эмоционального
фона, настроения и самочувствия ребенка;
- формирование чувства прекрасного.
Слайд 22Это активная музыкотерапия предполагает активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс посредством
пения или вокалотерапии, движения или танцетерапия, а так же игры на музыкальных инструментах - инструментальная музыкотерапия.
КИНЕЗИТЕРАПИЯ
Слайд 23В основе ее лежат сказки с различным смыслом.
С помощью сказкотерапии можно оказать помощь детям с различными психологическими проблемами (агрессивным, пассивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств).
Сказка позволяет детям раздвигать рамки их обычной жизни, переживать сложные явления и чувств, в доступной форме постигать эмоциональный мир чувств и переживаний.
СКАЗКОТЕРПИЯ
Слайд 24Возможности песочной терапии:
-Расслабление и успокоение;
- Самовыражение и развитие творческих способностей;
- Возможность
высказать свои чувства;
- Развитие мелкой моторики, фантазии, развитие речи ребенка;
- Диагностика проблем ребенка;
- Мягкая психокоррекция.
Песочная терапия
Слайд 25Изотерапия дает возможность:
выход внутренним конфликтам;
помогает понять собственные чувства и переживания;
способствует повышению самооценки;
помогает в развитии творческих способностей
Изотерапия- это терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя; выразить свободно мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой.
Слайд 26Занятия с использованием арт-терапевтических техник и приёмов изображения не утомляют детей
с ОВЗ, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Применение нетрадиционных техник позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям с ОВЗ, учитывать их желания, интерес.
Использование арт-терапевтических методов и приёмов в поддержании и развитии детей с ОВЗ, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество. Это является исключительно важным для всех детей.