Слайд 1Имидж современного учителя в историческом аспекте
Слайд 2Каждый человек за свою жизнь много раз побывает в роли ученика,
воспитанника, и в роли учителя, воспитателя, (преподавателя, наставника, инструктора и т.п.).
Педагог – профессия особенная. Это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними находятся воспитанники, коллеги, родители.
Внешний вид педагога один из факторов, успешности педагогической деятельности.
Слайд 3Имидж – целенаправленно формируемый образ, признанный оказать эмоционально психологическое воздействие на
кого-либо в целях популяризации рекламы и т. п..
Имидж педагога – это эмоционально окрашенный устойчивый образ учителя в сознание воспитанников, коллег, социального окружения, способный оказать влияние на их поведение.
Слайд 4Античное общество внесло огромный вклад в представлении человека о важности собственного
имиджа.
Античные философы сформулировали целый ряд общих положений и замечаний, которые и сегодня лежат в основе этики общественных отношений. Так, Аристотель советует «при обхождении с людьми держать себя как равный с равными. и воздавать каждому по достоинству».
Слайд 5Слово «педагог» известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек,
который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому. Первый лицей появился в Афинах более двух тысячелетий назад. Возможно, тогда и появилась профессия учителя.
Слайд 6Наряду с Лицеем немного раньше появился знаменитый Гимнасий – школа физического
совершенства. Лицей же стал школой мысли и духа. С этого момента возник и имидж учителя, который раньше назывался образом.
Первая школа в Росси была открыта в 863 году Кириллом и Мефодием. Первые педагоги назывались «мастерами грамоты». В начале XVIII века были созданы первые светские школы, где и сформировался преподавательский класс.
Слайд 7Проанализируем развитие педагога в Российском государстве
Издавна традицией на Руси было, что
учитель всегда был почитаемым человеком в обществе, чьё мнение было авторитетным, а сам он – эталоном поведения.
После Октябрьской революции педагог выполнял роль «двигателя», катализатора общественного прогресса.
Слайд 8В 30-е годы образ «хорошего» учителя был связан со знанием своего
предмета и методикой его преподавания, с высокой нравственностью, то есть на первое место выдвигается внутреннее содержание.
В 40-е годы в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию политическую зрелость, высокую нравственность. То есть вновь на первое место выходит внутреннее содержание.
Слайд 9В 60-е годы – кроме знания предмета ценилась воля, авторитет, приятная
наружность, умение говорить логично и выразительно. Внешнее содержание потихоньку начинает проявлять себя.
В 70-е годы – авторитетный, умный, приветливый, хороший организатор.
В 80-е годы – сочетание строгости с душевной добротой, эрудиция, аккуратность.
В 90-е годы – доброта, внимательность, чувство юмора, такт.
Слайд 10Получается, что в 30-40-е годы ученики высоко ценили общую эрудицию и
высокую нравственность, то в 90-е годы – личные качества учителя, такие как искренность, доброжелательность, умение общаться и отстаивать свою точку зрения.
Слайд 11Важнейшими направлениями деятельности, значимыми для формирования имиджа современного учителя, является: визуализация
( зрительное ощущение профессионального качества ), вербализация( демонстрация с профессионального качества с помощью слов) и создание события, позволяющего проявить данные качества.
Слайд 12Создание имиджа педагога- сложный и длительней процесс. Приступая к формированию имиджа,
следует начинать с рефлексии, проанализировать сущность педагогической деятельности собственное восприятие образа учителя. Для кого-то это будет определенный внешний вид манера поведения, для других- своеобразная коммуникация, для третьих продукты его труда.
Слайд 13Имидж для педагога важен больше чем для любого другого специалиста, потому
что именно он влияет на формирование представлений, установок, ценностей воспитанников и в свою очередь способствует формированию имиджа учащихся. Его основой являются личностные и профессиональные качества педагога - коммуникабельность, рефлексивность, эмпатия, самообладание и др.
Слайд 14Надо помнить, что и в одежде и в манере поведения человека
всегда присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе человека («Что приличествует Юпитеру, то не приличествует быку»,— гласит древняя поговорка). И на основе внешнего впечатления формируется изначальный и нередко устойчивый стереотип восприятия педагога.
Слайд 15Отношение к имиджу у самих преподавателей разное. Учителя старшего поколения воспринимают
его как маску. Они считают, что внутреннее содержание должно быть приоритетным над внешним. Но у этой проблемы есть другая сторона – педагог, который занимается созданием собственного имиджа, лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает.
Слайд 16Выводы
Правильно подобранный имидж позволит учителю проявить свою индивидуальность, поможет одержать
победу над своими страхами, почувствовать свои силы и увлечь за собой учеников, воспитывать детей не только учёным словом, но и собственным жизненным примером!