Слайд 1Характеристика закономерностей воспитания
Слайд 2Закономерность воспитания – это объективно существующие связи между педагогическими явлениями, устойчивые зависимости
между компонентами воспитательного процесса, которые оказывают наибольшее влияние на эффективность и качество воспитания.
Слайд 31. Социальная обусловленность воспитания.
Цель, задачи, содержание, методы и формы воспитательной работы
определяются объективными потребностями общества, социально-культурными нормами и традициями. Характер воспитания присуще конкретной эпохе, стране, нации.
Слайд 42. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания.
Логика воспитания заключается в том, что процесс
воспитания должен переходить в самовоспитание. Задача школьного воспитания – стимулировать внутренние силы ученика и направлять их на интеллектуальное, духовное, физическое развитие, оказывать педагогическую поддержку и помощь в работе растущего человека над собой.
Слайд 53. Зависимость результатов воспитания от гармоничной связи всех компонентов воспитательного процесса:
цели, задач, содержания, форм, методов, средств.
При организации воспитательной работы в школе, классе ставится цель как идеально представленный результат. На пути от цели к результату «выстраиваются» задачи и содержание воспитания. Содержание воплощается в конкретную организацию – соответствующие формы, способы и средства взаимодействия воспитателей и воспитанников.
Слайд 66. Зависимость результатов воспитания от учета влияния на личность школьника объективных
и субъективных факторов.
В каждом конкретном случае сочетание объективных и субъективных факторов, порой разнонаправленных, сильно влияет на результаты воспитания, часто осложняет решение воспитательных задач. Личность, подвергаясь одновременному воздействию разнохарактерных влияний, накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки.
Слайд 75. Зависимость продуктивности процесса воспитания от сложившихся воспитательных отношений.
В процессе общения
и взаимодействия между воспитателями и воспитанниками возникают определенные отношения, которые могут способствовать или затормаживать решение стратегических и тактических задач воспитания. Воспитательные отношения могут быть негативными, когда воспитанник не воспринимает воспитателя. «Сопротивление воспитанию» может проявляться по-разному: неприятие требований, игнорирование рекомендаций, советов, противостояние той модели поведения, которую предлагает педагог.
Слайд 86. Зависимость успешности решения воспитательных задач от оптимальной организации деятельности и
общения.
Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает организацию разнообразных видов их деятельности. Чем более разнообразные дела предлагаются ребенку (познавательные, спортивные, трудовые), тем больше шансов для его разностороннего развития. Ребенок успешно развивается в деятельности при условии его позитивного внутреннего состояния (наличии интереса, уверенности в уважении окружающих, при поддержке и доверии взрослых, испытании успеха, радостных достижений и т.д.).
Слайд 97. Зависимость качества воспитания от активности участников воспитательного процесса.
Чем активнее развивается
процесс взаимодействия, чем больше воспитатель и воспитанники проявляют интерес к предстоящим делам, событиям, мероприятиям, участвуют в их подготовке и проведении, совместно решают постоянные задача и идут к намеченным перспективам, тем выше продуктивность процесса воспитания.
Слайд 108. Зависимость планируемых результатов воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Даже
при очень хорошей организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя, так как воспитание – это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Нужно изучать проявления характера, интересы, привычки своих воспитанников, знать реальный уровень сформированности их личностных качеств и привлекать каждого воспитанника к воспитательной деятельности, обеспечивающей интеллектуальное, физическое, нравственное, эстетическое развитие.