Правовые основы и основные методы государственного регулирования деятельности субъектов права в сфере охраны труда.
Структура органов государственного управления охраной труда.
Органы Государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
Государственный инспектор по охране труда и его права.
Для эффективного осуществления государственного регулирования в сфере охраны труда необходима правовая основа, которую составляют законодательные акты и иные нормативные правовые по охране труда.
Конституция РФ Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».
организации труда и управлению трудом;
трудоустройству у данного работодателя;
профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
разрешению трудовых споров.
ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
продолжение
ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:
Постановлениями Правительства Российской Федерации регламентируются наиболее важные вопросы в области охраны труда, в частности постановлениями Правительства Российской Федерации:
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ методы обеспечивают:
координацию деятельности в области охраны труда,
реализацию федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
проведение государственной экспертизы условий труда;
привлечение общественности к контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
организацию мероприятий по профилактике несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
подготовку специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;
обучение охране труда и проверка знаний требований охраны труда.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ методы вводят:
ПРАВОВЫЕ методы направлены на принятие и реализацию:
участия государства в финансировании мероприятий по охране труда;
обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
установления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
проведения эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ методы предусматривают осуществление:
государственную статистическую отчетность об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
функционирование единой информационной системы охраны труда.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ методы вводят:
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
продолжение
Основные принципы
правового регулирования трудовых отношений
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
продолжение
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
продолжение
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
Основные принципы
правового регулирования трудовых отношений
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
продолжение
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
Основные направления действия трудового законодательства
организации труда и управлению трудом;
трудоустройству у данного работодателя;
профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
разрешению трудовых споров.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
Разработка НПА, вводящих гос. нормаивные требования
охраны труда
Статистическая отчетность по вопросам обеспечения безопасных условий труда и по несчастным случаям
Создание службы охраны труда
Не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой, ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением материалов
Связаны с вредными или опасными условиями труда
Связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой, ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением материалов
Профессиональная подготовка работников по охране труда
I. УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
Планирование мероприятий по охране труда
II. ОБУЧЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
продолжение
Сохранение здоровья женщин и молодежи до 18 лет
Оказание медицинской помощи пострадавшим
Обязательное соц. страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний
Расследование несчастных случаев и профессиональных заболеваний
Защита работников от воздействия вредных произв-ных факторов
(производственная санитария)
Защита работников от воздействия опасных производственных факторов (ТБ)
Государственная экспертиза
условий труда
Сертификация работ по охране труда
Cпец. оценка рабочих мест по условиям труда
Разработка инструкций по охране труда
V. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО НЕСЧАСТНЫМ СЛУЧАЕМ ИЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ
III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
Федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Структура органов государственного управления охраной труда.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
рекомендации о структуре и численности работников службы охраны труда в организации;
правила по охране труда и типовые инструкции по охране труда, стандарты безопасности труда;
методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;
типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда.
ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В ОРГАНИЗАЦИЯХ издаются локальные нормативные акты.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
ВЫСШИЙ Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
ст. 353. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».
Общественный контроль
(Ст. 370-372 ТК РФ)
ПРОКУРАТУРА РФ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ТРУДА
Государственный инспектор
труда и иные должностные
лица
Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору
(Ростехнадзор)
Промышленный
Экологический
Энергетический
Санитарно-эпидемиологический
Объединения профессиональных
союзов
Правовые и технические инспекции
труда
Профсоюзные инспекторы труда
Уполномоченные (доверенные) лица
по ОТ профсоюзов и иных
уполномоченных работниками
представительных органов.
Комитеты (комиссии) по ОТ
организации
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Профсоюзы
Роструд осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы, уполномоченные на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, —государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ (РОСТРУД)
Полномочия Роструда осуществляет посредством:
проверок, обследований;
выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;
составления протокола об административных правонарушениях в пределах полномочий;
подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ (РОСТРУД)
Деятельностью федеральной инспекции труда руководит заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации - главный государственный инспектор труда Российской Федерации.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА выполняют следующие функции:
участвуют в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению законодательства … о труде и охране труда;
обобщают опыт применения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;
ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав;
готовят отчеты о результатах деятельности инспекции.
ст. 357. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».
продолжение
ст. 357. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».
продолжение
Государственные инспектора имеют право
ст. 357. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».
Основные права государственных инспекторов труда
Ежегодный сводный план проверок составляется Генеральной прокуратурой и размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры.
Согласно Кодекса Административных Правонарушений рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 ст. 5.27-34, 44 вправе:
Ст. 19. ФЗ от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"
ПП РФ от 30 июля 2004 г. № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
Является уполномоченным ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ОСУЩЕСТВЛЯЕТ:
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;
прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;
другие полномочия.
Руководство деятельностью Федеральной службы осуществляет Правительство РФ.
ПП РФ от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА (ГПС)
Входит в систему МЧС России.
Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:
организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;
организация и осуществление государственного пожарного надзора;
тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;
профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.
ПП РФ от 30.06.2004 N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения"
остановление Правительства РФ от 20.06.2005 № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы»
ПП РФ от 30 июля 2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»
Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуется - Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МВД
Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 "Об утверждении Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения»
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть