Слайд 1
МБОУ « Тыловайская средняя общеобразовательная школа»
Формирование у школьников ценностных ориентаций через
приобщение к культурному наследию своего народа
Бегенеева Елена Рудольфовна,
педагог дополнительного образования,
учитель изобразительного искусства
МБОУ «Тыловайская СОШ»
Слайд 3МБОУ «Тыловайская СОШ»,
Тыловайский краеведческий музей
Программы
«Мир музея»
«Музееведение»
«Путешествие в
мир музея»
Слайд 4Музееведение
Цель: воспитание патриотизма, любви к своей малой родине, познание истории,
культуры и природы родного края.
Задачи:
Создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся.
Формирование духовно-нравственных ценностей, уважительного отношения к прошлому Родины, родного края и культурным традициям посредством музейной деятельности
Формирование социальной активности обучающихся, интеллектуального развития путем вовлечения в поисково-исследовательскую, краеведческую деятельность.
Развитие коммуникативных навыков через вовлечение учащихся в экскурсионную деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах и проводимых мероприятиях.
Развитие интереса к выполнению творческих работ, защите на конкурсах и практическому применению в экспозиционной деятельности.
Слайд 5Актуальность
Особое место в современных образовательных организациях России отводится школьным музеям,
которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Слайд 6Отличительные особенности программы
Обучающиеся подробно знакомятся с поисково – исследовательской, экскурсионной и
музейной работой. Творческие работы представляются на конкурсы, олимпиады различных уровней.
Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, национальной удмуртской культурой, традициями и обрядами, приобщить к художественной культуре.
Слайд 7Адресат программы –
музееведы
Программа рассчитана на творческую группу детей 11 -16
лет, прошедших ранее обучение по программе «Мир музея». Обучающиеся являются участниками, краеведческих мероприятий и конкурсов школьного, районного, республиканского и всероссийского уровней, среди которых есть победители и призеры. Ребята – активисты музея, ведущие работу с его фондами, сбором экспонатов, организацией выставок и экскурсий. Ведется поисковая и исследовательская деятельность.
Слайд 8Сроки и режим занятий:
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Занятия проводятся 2
раза в неделю по 2часа на базе МБОУ «Тыловайская СОШ» и краеведческого музее.
Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время, в летнее время-практикум в музее.
Слайд 9Формы проведения занятий
индивидуальные, групповые:
- лекции, беседы, экскурсии, походы, встречи, игры,
выставки, практические и семинарские занятия, конкурсы рисунков, школьные и районные мероприятия, конкурсы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, создание мини- проектов, творческие задания, деловые и ролевые игры, выездные тематические занятия, внеаудиторные самостоятельные занятия, другие виды учебных занятий и учебных работ.
Слайд 10На занятиях дети знакомятся:
- с историей музея, родного края;
- национальной удмуртской
культурой, искусством, традициями, обычаями;
- музейными экспонатами;
- музейной работой (экскурсионной и фондовой деятельностью, оформлением экспозиций…);
- поисково - исследовательской деятельностью;
Слайд 11Результаты освоения программы:
- начальные умения по оформлению тематических альбомов организации
тематических выставок;
- навыки организации и проведения экскурсий в музее, селе;
- умения написания исследовательских и творческих работ;
- умения публичного выступления (высказываться, рассуждать);
- навыки работы самостоятельно и в группах;
- навыки работы с музейным и архивным материалом;
- навыки работы на компьютере, ЭОР и ЦИОР;
- навыки работы с библиотечным, архивным материалами;
- навыки работы с респондентами.
Слайд 12Результаты конкурсов 2005-2011гг.
Районный праздник «Герой живет рядом» - грамота (кол-в «Музееведение»)
Конкурс
«Самая старая фотография»- грамота (кол-в «Музееведение»)
Районный праздник «Легенды и были моей стороны»- 1 место (кол -в «Музееведение»)
Научно-практическая конференция «Дебесы, как историческое село» -грамота (Ложкина Ольга)
Районный конкурс экскурсоводов «История одного экспоната» -1 место (Сташков Антон)
Районный конкурс экскурсионных маршрутов «Родные просторы» -1 место (Сташковы Валерия, Евгения, Антон)
Районный праздник «Расскажу о своей деревеньке» - грамота (кол-в «Музееведение»)
Районная олимпиада по краеведению - 3 место Сташковы Валерия и Евгения
Районный очно - заочный конкурс «Калык сямен – удмурт шомын» - 2 место (кол-в «Музееведение»)
Республиканская олимпиада по краеведению (исследовательская работа)
- благодарственное письмо Корепанова Мария
Районный конкурс исследовательских работ «Красно-белая трагедия» - грамота (кол-в «Музееведение»)
Районная научно-практическая конференция «Героев наши имена» - грамота участника конференции Корепанова Мария, Сташков Антон
Районная олимпиада по краеведению - 1 место Корепанова Мария, 3 место Первушина Дарья
Республиканский конкурс исследовательских работ «Сплетались времена – сплетались страны» – сертификат Корепанова Мария
Республиканский конкурс «Моя малая родина» - сертификат Корепанова Мария
Республиканская олимпиада по краеведению – 1 место Корепанова Мария
Всероссийская олимпиада по краеведению – участник Корепанова Мария
Республиканский конкурс «Моя школа в годы Великой отечественной войны»- сертификат Протопопова Ксения
Республиканский конкурс «Музей семьи в Удмуртии – виртуальный музей будущего» – 2 место Первушина Дарья
Районная научно-практическая конференция «Моя родословная» - 1 место Корепанова Мария
Районная научно-практическая конференция школьников – грамота Корепанова Мария
Слайд 13Результаты конкурсов 2014-2017
Юферева Елизавета
Районная НПК учащихся. Исследовательская работа. 1 и
2 места
Районный конкурс История одного экспоната – 1 место
НПК учащихся «История Тыловайского музея» - 2 место
Всероссийский конкурс Конкурс «Салют Победа» Исследовательская работа - 3 место
Районная краеведческая олимпиада «Моя малая родина – Дебесский район» - 2 место
Республиканский конкурс Виртуальный музей памяти, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 -1 место
Республиканский конкурс Виртуальный музей памяти «Черная быль – светлая память» -4 место
Районный конкурс по защите проектов, посвященный 75-летию Победы в ВОВ - 1 место
Районный тур 18 Республиканской олимпиады по школьному краеведению – 1место
Лучший экскурсовод года – 1 место в районе, 4 в республике
Всероссийский Конкурс творческих работ «Что такое Родина?» - 3 место
Районный конкурс «Во славу Отечества» – 1, 2 место
Республиканский Конкурс творческих работ «Бессмертный полк» - 3 место
Республиканский Конкурс «Краеведческие чтения «Моя Удмуртия» - 1 место, путевка в ВДЦ «Смена», Анапа
Районный тур 20 Республиканской олимпиады по школьному краеведению -1 место
ВДЦ «Смена» Гражданско-патриотический форум. Конкурс «Первые шаги в науке» - 1 место
Всероссийский Конкурс исследовательских краеведческих работ «Отечество» - 1 место в заочном туре
Республиканский конкурс исследовательских работ «Моя малая родина» - 3 место
Районная олимпиада по краеведению «Моя малая родина – Дебесский район» - 2 место
Слайд 142014-2017
Корепанова Валентина
Районная НПК учащихся. Исследовательская работа. 2 место
Краеведческие чтения Республиканского туристско
– краеведческого движения «Моя Удмуртия – 2 место
ВДЦ «Смена» Гражданско-патриотический форум. Конкурс «Лучшая экспозиция» -1 место
Районная олимпиада по краеведению «Моя малая родина – Дебесский район» - 1 место
Хохрякова Ольга - районный тур 20 Республиканской олимпиады по школьному краеведению -2 место
Районная олимпиада, проекты Юферева Елизавета, Галичанина Екатерина, Первушина Анастасия. Проект «Лапти» - 1 место
Районный конкурс «Игровые традиции моего народа» - грамота (коллектив «Музееведение»)
Республиканский Фестиваль «Певец земли удмуртской» - диплом (коллектив «Музееведение»)
Самые юные участники Краеведческой конференции учащихся начальных классов «Людей неинтересных в мире нет» - 1 место Обатнина Алиса, 2 место Кардапольцева Дарья.
Слайд 15 Работа с архивными материалами позволяет обучить ребенка методам и приемам
самостоятельного поиска информации, методикам работы с печатными и электронными документами, позволяет сформировать навык работы с различными видами документов.
Слайд 17Проводя экскурсии для учеников и посетителей музея, учащиеся используют разные типы
и методы проведения экскурсий: монологическая речь, диалог в формате ответов на вопросы, демонстрация материалов, хранящихся в музее, мультимедийные презентации. Здесь ребята уже активно проявляют себя в роли экскурсоводов.
История школы.
Слайд 18
Таматическая экскурсия «Эх, лапти вы, лапти мои…»
Слайд 19
Экскурсия с элементами
театрализации
Слайд 20
С применением мультмедийной презентации
Слайд 21Оформление тематических выставок
Слайд 22Музейные выставки также пополняются экспонатами и работами, выполненными кружковцами:
макеты школьных
корпусов и кирпичного здания школы,
декоративные панно…
Слайд 23Работа с фондами музея
Анализируя и систематизируя материалы, учащиеся получают большой объем
данных об истории своего края, это развивает интерес к дальнейшим поискам за пределами музея. При работе с электронными ресурсами формируется метапредметная связь между историко-культурным и информационным компонентом.
Слайд 24Ведется большая работа по восстановлению рукописей, оформлению материалов по истории края
и его земляках.
Готовится материал по истории школы к 140-летнему юбилею, оформляются тематические альбомы.
Слайд 2550 – летний юбилей музея
Встреча гостей
Слайд 27Ребята ежегодно участвуют в месячнике гражданско– патриотического воспитания, неделе добра, митинге,
посвященном Победе Советского народа в Великой Отечественной войне, встречах с участниками трудового фронта, строителями железной дороги Ижевск – Балезино, акциях «Письмо солдату», «Георгиевская ленточка», «Подарок ветерану», «Бессмертный полк», День памяти и скорби»…
Слайд 29
Бессмертный полк
22 июня - День памяти и скорби
«Мы помним!»
Слайд 30Участие в проектной и исследовательской деятельности
Победитель и призер районной научно-практической
конференции
Юферева
Елизавета и Корепанова Валентина
Слайд 31Районная научно – практическая конференция
Слайд 32Республиканский конкурс краеведческие чтения «Моя Удмуртия». Победитель - Юферева Елизавета и
призер – Корепанова Валентина
Слайд 33Победитель и призер НПК учащихся начальной школы
Обатнина Алиса и Кардапольцева Дарья
(справа на лево)
Слайд 41В походе на родину Г.М. К-Камского
Слайд 42Музей и его работа – это не просто одна из традиционных
форм воспитательной работы в школе. Это инструмент для формирования огромного комплекса умений, которые всегда будут актуальны и востребованы. Но особенно эффективным этот инструмент становится в рамках внедрения ФГОС ООО, полностью меняющего наше представление о целях и задачах образования. Предоставляется возможность использования всего потенциала, который имеет музей для формирования развитой личности ребенка в новых исторических условиях. Формирование поколения, способного жить и работать в гражданском обществе, построенном и основанном на синтезе достижений науки.
Работа в музее помогает многим школьникам выбрать будущую профессию. Глубокое изучение истории нашего села, края, народного хозяйства, иногда определяют интересы ребят на всю жизнь. Все виды воспитательной работы, которые ведутся в нашей школе на базе музея, способствуют формированию личности учащихся, воспитывают у них патриотизм, любовь к родному краю, общественную активность, формируют ценностные ориентации через приобщение к культурному наследию своего народа.