Презентация, доклад на тему Формирование навыков исследовательской и проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время в условиях внедрения ФГОС

Содержание

Исследовательская деятельностьИсследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. В результате учащиеся приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у

Слайд 1Формирование навыков исследовательской и проектной деятельности на уроках биологии и во

внеурочное время в условиях внедрения ФГОС


Сусид И.П.,
учитель МБОУ «СШ № 9 с УИОП»
г. Нижневартовска

Формирование навыков исследовательской и проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время в условиях внедрения ФГОС

Слайд 2Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов

с соблюдением процедур и этапов, адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. В результате учащиеся приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.

Исследовательская деятельностьИсследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, адаптированных

Слайд 3Важнейшая задача современной системы образования
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование

универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Исследовательская технология служит для развития познавательных навыков учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования универсальных учебных действий.

Важнейшая задача современной системы образованияВажнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам

Слайд 4Связь УУД с общими исследовательскими умениями и навыками
Связь универсальных учебных действий

с общими исследовательскими умениями и навыками представлена в таблице:


Связь УУД с общими исследовательскими умениями и навыкамиСвязь универсальных учебных действий с общими исследовательскими умениями и навыками

Слайд 5Связь УУД с общими исследовательскими умениями и навыками

Связь УУД с общими исследовательскими умениями и навыками

Слайд 6Значимая задача общего образования
В настоящее время наиболее значимой задачей общего образования

является его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта. Основной путь достижения этого – творческая созидающая деятельность учащихся. Глобальные процессы неизбежно приводят к информатизации образования, вызывают потребность в поиске новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, способствующего самореализации и саморазвитию личности школьника. Это, в свою очередь, определяет перспективы создания глобальной информационной образовательной среды, обеспечивающей широкие возможности для образовательной деятельности, влияет на перераспределение ролей между ее участниками.

Значимая задача общего образованияВ настоящее время наиболее значимой задачей общего образования является его направленность на приобретение каждым

Слайд 7Организация исследовательской деятельности
Организация исследовательской деятельности на уроках является одним

из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, способствуют формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Методы проектный и поисковый не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Организация исследовательской деятельности  Организация исследовательской деятельности на уроках является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы

Слайд 8Теория поэтапного формирования умственных действий
Процессуальная сторона названного подхода раскрывается в теории поэтапного

формирования умственных действий, разработанной П.Я.Гальпериным и развиваемой Н.Ф.Талызиной и ее школой. Теория касается преимущественно структуры процесса усвоения знаний и рассматривает процесс обучения как систему трех взаимосвязанных видов деятельности: ориентировочной, связанной с исследованием и планированием учеником предстоящей работы; исполнительной, обеспечивающей заданные преобразования, как идеальные так и материальные, в объекте действия; контролирующей деятельности, направленной на прослеживание хода выполнения действия, сопоставление полученных результатов с заданными образцами. Н.Ф.Талызина считает, что большой развивающий эффект обнаруживает ориентировочный вид деятельности

Теория поэтапного формирования умственных действийПроцессуальная сторона названного подхода раскрывается в теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной П.Я.Гальпериным и развиваемой

Слайд 9Подходы к видам исследовательской деятельности
В настоящее время в

педагогике сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности, к которым относят поисковую, экспериментальную, проектную, техническую творческую и другие, осуществляемые как на уроках, так и во внеурочное время

Подходы к видам исследовательской деятельности   В настоящее время в педагогике сформировались различные подходы к определению

Слайд 10Организация исследовательской деятельности
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача

нелегкая. Ребят к поисково-исследовательской деятельности необходимо подготавливать, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Чтобы научить школьников рациональным способам мыслительной деятельности, необходимо знать пути формирования приемов умственной деятельности – практический и теоретический – и целесообразно их использовать.

Организация исследовательской деятельности   Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисково-исследовательской деятельности необходимо

Слайд 11Организация исследовательской деятельности
Организация исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив,

проблема, цель, задачи, методы и способы, план действия, результаты, рефлексия. В основу исследования положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки исследовательской деятельности.

Организация исследовательской деятельности  Организация исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы,

Слайд 12Практикумы – эффективная форма экспериментальной деятельности
При профильном обучении

биологии, а также при проведении занятий элективного курса, большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется как форма организации урока, когда класс делится на группы, которые, используя натуральные объекты, разнообразные приборы, инструменты и другое лабораторное оборудование, проводят экспериментально-практические работы и по истечении определенного времени подводят итоги. Практикум – это одна из форм групповой работы.

Практикумы – эффективная форма экспериментальной деятельности   При профильном обучении биологии, а также при проведении занятий

Слайд 13Практикумы – эффективная форма экспериментальной деятельности

Практикумы проводятся

после завершения крупных учебных тем, разделов и имеет преимущественно обобщающий характер. Дидактическая цель практикумов: применение знаний и умений на практике. Основная задача практикума: проведение исследований, направленных на проверку достоверности определения научных закономерностей.
Средством управления деятельностью школьников во время практикума служат инструкции-алгоритмы. Они определяют содержание и последовательность действий школьников, содержат информацию о повторении необходимого материала, описания и изображения лабораторного оборудования, принципов его действия и способов использования. В инструкциях-алгоритмах также могут приводиться порядок выполнения заданий, контрольные вопросы, список литературы. Алгоритмическая заданность практических работ не исключает творческого и исследовательского характера их выполнения (проверка научной достоверности определенных закономерностей, теоретических положений, постановка опытов, проведение биологических исследований). Исследовательская деятельность на основе эксперимента способствует самоопределению и является первым шагом в подготовке личности к самореализации в естественно - научном направлении.

Практикумы – эффективная форма экспериментальной деятельности    	Практикумы проводятся после завершения крупных учебных тем, разделов

Слайд 14Элективный курс «Экология северного города»
Курс «Экология северного города»

предполагает интеграцию знаний по истории, географии, литературе, анатомии, физиологии и гигиене человека, экологии, а также предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выбранные мною педагогические технологии (проблемные, игровые, обучение в диалоге, практические работы, проектная и исследовательская деятельность) призваны обеспечить выполнение цели и каждой из поставленных в данной программе задач, и способствуют успешному её решению. В процессе изучения данного курса доминирующими являются проектная деятельность и исследовательские методы обучения.
Содержание программы основывается на следующих современных педагогических подходах:
Содержательно-деятельностный – деятельность учащихся предстает системой учебных действий и включением их в активную учебную, поисковую и исследовательскую деятельность;
Системно-комплексный – освоение методов, средств и способов исследовательской деятельности, их практического применения учащимися;
Личностно-ориентированный – поисковая и исследовательская деятельность является средством формирования и развития личности ребенка.

Элективный курс  «Экология северного города»   	Курс «Экология северного города» предполагает интеграцию знаний по истории,

Слайд 15Элективный курс «Экология северного города»
Мониторинг здоровья человека (практикум):
определение гармоничности физического развития;
сравнительный

анализ жесткости водопроводной и кипяченой воды;
определение содержания нитратов в овощах химическим способом;
оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей;
определение некоторых свойств нервных процессов, лежащих в основе деления на типы высшей нервной деятельности;
реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку;
оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой.

Элективный курс  «Экология северного города»Мониторинг здоровья человека (практикум):определение гармоничности физического развития;сравнительный анализ жесткости водопроводной и кипяченой

Слайд 16Педагогические ситуации
Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические

ситуации. В процессе обучения я использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, работы, связанные с экспертизой и активным поиском нового.

Педагогические ситуации   Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. В процессе обучения я использую

Слайд 17Парадоксальные факты
Парадоксальные факты:
Известный врач А. Везалий проводил публичное вскрытие

трупа. Когда он вскрыл грудную клетку, зал ахнул. У трупа слабо билось сердце. Как объяснить этот факт? Может быть, А. Везалий совершил ошибку и вскрыл живого человека?
Картофель имеет красивые цветки – белые и фиолетовые. Однако насекомые их мало посещают. Почему?

Парадоксальные факты Парадоксальные факты: Известный врач А. Везалий проводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку,

Слайд 18Проблемная ситуация

Создание проблемной ситуации:
В известном опыте итальянского ученого Моссо человека

кладут на горизонтальную платформу очень чувствительных весов и уравновешивают их. Стоит испытуемому несколько пошевелить пальцами ног, как стрелка прибора покажет, что та сторона платформы, где лежат ноги, опустилась. А при решении сложной математической задачи опустится другой конец. Почему?
В опытах по изучению утомления мышц руки И.М. Сеченовым была обнаружена интересная закономерность: уставшая рука отдыхает быстрее, если работают мышцы другой руки. Как объяснить это явление?
Оводы ничего не едят, они даже лишены ротового аппарата и живут всего несколько дней, а вред от них огромный. Почему оводы являются врагами сельскохозяйственных животных?

Проблемная ситуацияСоздание проблемной ситуации: В известном опыте итальянского ученого Моссо человека кладут на горизонтальную платформу очень чувствительных

Слайд 19Оцените правдоподобность
Оцените правдоподобность следующего утверждения Б. Заходера: «Говорил термит термиту: ел

я все по алфавиту: ел амбары и ангары, балки, бревна, будуары, вафли, вешалки, вагоны, гаражи и граммофоны, древесину дуба, ели, съел жестянку (еле-еле), ел и зелень, и извёстку, ел изделия из воска, ел картины и корзины, ленты, лодки, магазины, несессеры, окна, пенки, потолки, рояли, стенки, телевизоры, ухваты, фильмы, фотоаппараты, храмы (церкви), цирки, чашки, кушал шахматы и шашки, шпалы пробовал и штампы, щётки и электролампы, даже юбками питался, даже якорь съесть пытался и ни разу не был сыт!..». Что из перечисленного термит мог действительно есть, а чего не мог?
В. Шекспир написал о сне следующие строки: ...Врачующий бальзам больной души, Сон – это чудо матери-природы, Вкуснейшее из блюд в земном пиру. Насколько прав великий поэт?

Оцените правдоподобностьОцените правдоподобность следующего утверждения Б. Заходера: «Говорил термит термиту: ел я все по алфавиту: ел амбары

Слайд 20Черный ящик, использование загадок, пословиц, поговорок
Черный ящик:
Древние философы и поэты

отождествляли этот орган с «душой» человека, они полагали, что именно им человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Какой орган имелся в виду? Что находится в черном ящике? (Модель сердца).
Использование загадок, пословиц, поговорок .
Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки: • «От худого семени не жди доброго племени» (тема «Семя»).
• «Достанется тебе ухо от селёдки» (тема «Рыбы»).


Черный ящик, использование загадок, пословиц, поговорокЧерный ящик: Древние философы и поэты отождествляли этот орган с «душой» человека,

Слайд 21Использование произведений искусства
Рассказ И.С. Тургенева «Живые мощи». От какого заболевания

страдала Лукерья? Можно ли было бы вылечить Лукерью в наши дни?
Каких вы знаете литературных героев маленького роста? (Дюймовочка, Оле Лукойе, Мальчик-с-пальчик, семь гномов, Карлсон, Незнайка и другие коротышки, хоббиты).
В одном из фрагментов балета «Лебединое озеро» балерина делает 34 оборота за 24 секунды. Почему это возможно?

Использование произведений искусства  Рассказ И.С. Тургенева «Живые мощи». От какого заболевания страдала Лукерья? Можно ли было

Слайд 22Изречения знаменитых людей
Сократ: «Мы живём не для того, чтобы

есть, а едим для того, чтобы жить». Гиппократ: «Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами».
Знаете ли вы, что... •Слово «лягушка» образовано от слова «ляга» - нога, бедро. «Лягать» - ударять ногами. В. Даль в своём знаменитом словаре отмечал: «лягать» - ходить прыжками, т.е. прыгать, как лягушка.
Желательно такие педагогические ситуации использовать на каждом этапе деятельности учеников

Изречения знаменитых людей  Сократ: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы

Слайд 23Формы уроков. Методы
Для успешной организации исследовательской деятельности на

уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. В своей работе я использую такие формы как урок-семинар, урок – защита идей, урок – ролевая игра, урок-конференция, урок – круглый стол и т. д. Для достижения поставленных целей урока и учета степени самостоятельности обучающихся использую следующие методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы уроков. Методы   Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков.

Слайд 24Учебное исследование
Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить

к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.
Исследование может быть организовано на всех этапах обучения любого предмета: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Учебное исследование  Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя,

Слайд 25Этапы исследовательской работы
Исследовательскую работу учащиеся выполняют в определенной

последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:
формулирование темы
формулирование цели и задач исследования
теоретические исследования;
экспериментальные исследования;
анализ и оформление научных исследований;
внедрение и эффективность научных исследований;
публичное представление работ на уроках, конференциях, чтениях.

Этапы исследовательской работы   Исследовательскую работу учащиеся выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя

Слайд 26Лабораторные и практические работы
Таким образом, на уроках биологии исследовательская

работа может быть организована в процессе выполнения учащимися лабораторных и практических работ. Ряд исследований под руководством учителя учащиеся могут провести вне урока, а результаты сообщить и продемонстрировать на уроке (например, выработка условных рефлексов у аквариумных рыбок, изучение двигательной активности некоторых позвоночных животных – 7 класс).

Лабораторные и практические работы  Таким образом, на уроках биологии исследовательская работа может быть организована в процессе

Слайд 27Лабораторные и практические работы
В процессе обучения биологии на лабораторных и практических

занятиях использую:
исследование биологических объектов под микроскопом
исследование состава тел живой природы
исследование строения организма
наблюдения за живыми объектами
наблюдения за процессами жизнедеятельности организма
исследование надорганизменных уровней организации живой материи (вид и экосистема).

Лабораторные и практические работыВ процессе обучения биологии на лабораторных и практических занятиях использую:исследование биологических объектов под микроскопомисследование

Слайд 28В своей практике я стараюсь предложить детям занимательное, проблемное задание, которое

при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным. Часто включаю проектную деятельность в обычный урок. Такие задания стимулируют обучающихся к проведению несложных обоснований, к поиску закономерностей. Это задания на работу с готовыми гербарными экземплярами, коллекциями и моделями органов растений, животных и человека. Школьники с интересом относятся к своему здоровью, проводят исследовательскую работу по изучению основных антропометрических данных, делают выводы о влиянии экологических факторов на здоровье и физическое развитие человека.

В своей практике я стараюсь предложить детям занимательное, проблемное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным,

Слайд 29 Из опыта работы приведу разные формы организации исследовательской

деятельности обучающихся на уроках биологии в 8 классе при выполнении лабораторных работ.
Урок «Ткани и органы».
Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения тканей».
Инструктивная карточка:
1. Рассмотрите с помощью светового микроскопа клетки из разных групп тканей (эпителиальную и мышечную).
2. Установите особенности строения клеток, их соединение и характер межклеточного вещества.
3. Форма отчета:
А) Зарисуйте клетки, относящиеся к разным группам тканей.
Б) Обозначьте органоиды, видимые в световой микроскоп.
В) Опишите ткани организма человека по плану: ткань, особенности строения и
соединения клеток.
Г) Сделайте вывод: как особенности строения клеток ткани связаны с выполняемыми функциями.

Биологический эксперимент

Из опыта работы приведу разные формы организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в

Слайд 30Биологический эксперимент
Урок «Строение и функции головного мозга» 
Лабораторная работа «Определение безусловных рефлексов

различных отделов мозга».
В начале урока ставлю проблемный вопрос «Можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек?». Для ответа на данный вопрос предлагаю рассмотреть познавательные задания:
1) Вес мозга И.С.Тургенева – 2012 г, Анатоля Франса – 1017г, а у Луи Пастера, как показало вскрытие, после перенесенной болезни вообще не работала половина переднего мозга. Выскажите ваше мнение.
2) У слона самый большой мозг, но он не самое «умное» животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? Выскажите ваше мнение.
Учащиеся приходят к выводу, что ответ кроется в строении мозга человека и важно знать функции разных отделов мозга.
Лабораторную работу организую в парах: один ученик – испытуемый, другой – исследователь.
Обучающиеся работают по инструктивной карточке, где указаны действия каждого из них (первая и вторая колонки таблицы). В ходе выполнения работы они заполняют графу «Что наблюдали?». Для того, чтобы сделать вывод и ответить на вопрос «Какой отдел ЦНС действовал?», учащиеся должны изучить материал параграфа. В заключение урока подводим итоги работы.

Биологический экспериментУрок «Строение и функции головного мозга» Лабораторная работа «Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга».В начале урока ставлю

Слайд 31Лабораторная работа «Строение крови человека и лягушки»
Инструктивная карточка
1. Рассмотрите микропрепараты крови

лягушки и человека, найдите
доказательства того, что кровь человека в единицу времени единицей объема
переносит кислорода больше, чем кровь лягушки (увеличение общей
поверхности эритроцитов и относительного содержания гемоглобина).
2. Сравните эритроциты лягушки и человека. По каким признакам можно судить
об увеличении поверхности эритроцитов, а по каким – об увеличении
относительного содержания гемоглобина в эритроцитах.
3. Запишите вывод: Кровь человека в единицу времени единицей объема
переносит кислорода больше, чем кровь лягушки, так как: 1) увеличивается
общая поверхность эритроцитов вследствие…, 2) увеличивается относительное
содержание гемоглобина вследствие…

Биологический эксперимент

Лабораторная работа «Строение крови человека и лягушки»Инструктивная карточка1. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека, найдитедоказательства того, что

Слайд 32Лабораторная работа «Дыхательные движения»
Инструктивная карточка
1) Пронаблюдайте за движениями своей грудной клетки.
2)

Сосчитайте, сколько дыхательных движений вы делаете в течение 1 минуты сидя, после 10 приседаний.
3) Объясните разницу полученных данных и запишите вывод.
4) Решите следующие биологические задачи:
А) Сколько воздуха проходит через легкие человека при спокойном дыхании в 1 минуту, в 1 час, в сутки (вдох – 500 мл воздуха, частота дыхания – 18 раз в минуту).
Б) Зная, что во вдыхаемом воздухе содержится 20% кислорода, определите, сколько кислорода человек пропускает через легкие в сутки при спокойном дыхании.

Биологический эксперимент

Лабораторная работа «Дыхательные движения»Инструктивная карточка1) Пронаблюдайте за движениями своей грудной клетки.2) Сосчитайте, сколько дыхательных движений вы делаете

Слайд 33Урок «Пищеварение в ротовой полости»
Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал»
В начале

работы определяем цель эксперимента: доказать, что ферменты слюны расщепляют крахмал и выдвигаем рабочую гипотезу. Затем знакомимся с оборудованием: накрахмаленные картофельным крахмалом салфетки, спички, вата или ватные палочки, йодная вода, химические стаканы или чашки Петри.
В ходе организационной беседы планируем эксперимент с использованием логической конструкции: «если, то…»
«Если ферменты слюны расщепляют крахмал, то после действия слюны мы не обнаружим крахмал с помощью качественной реакции (йодной воды). То есть если после обработки слюной накрахмаленной салфетки поместить ее в раствор йода, то салфетка не посинеет. Как доказать, что именно слюна, а не вода расщепляет крахмал? Ребята приходят к выводу, что надо провести такой же опыт, но вместо слюны взять воду.
Таким образом, для проведения эксперимента нам необходимо взять две накрахмаленные салфетки и на одну нанести простой рисунок слюной (эксперимент), а на другую водой (контроль). И если наше предположение верно, то на салфетке проявится белый рисунок.
Далее работа проводится фронтально по инструктивной карточке.

Биологический эксперимент

Урок «Пищеварение в ротовой полости»Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал»В начале работы определяем цель эксперимента: доказать, что

Слайд 34Урок «Пищеварение в желудке».
Лабораторная работа «Воздействие желудочного сока на белки».
Инструктивная карточка
1.

Налейте в пробирку 3-4 мл желудочного сока (соляная кислота).
2. Добавьте хлопья белка.
3. Подержите на водяной бане при температуре 38-39 градусов полчаса.
4. Запишите вывод: за основу можете взять рабочую гипотезу: «Если в желудке происходит расщепление белков до аминокислот, то необходимо выяснить условия действия ферментов желудочного сока».

Биологический эксперимент

Урок «Пищеварение в желудке».Лабораторная работа «Воздействие желудочного сока на белки».Инструктивная карточка1. Налейте в пробирку 3-4 мл желудочного

Слайд 35Практическая работа
Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы
Цель: изучение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы по
реакции

изменения пульса в условиях психоэмоциального напряжения.
Ход работы:
Подсчитать пульс сидя в спокойном состоянии за 10сек. (ЧП1)
Максимально быстро, проговаривая вслух, выполнить задание по
последовательному вычитанию из целого нечетного трехзначного числа
целого нечетного однозначного числа в течение 30сек.(ЧП2)
Сразу после выполнения задания сосчитать пульс за 10сек (ЧП2)
Рассчитать показатель реакции сердечно-сосудистой системы (ПР)
Подвести итоги. Если ПР больше, чем 1,3, то сердечно-сосудистая
система обладает низкой стрессоустойчивостью.

Биологический эксперимент

Практическая работа Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системыЦель: изучение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы пореакции изменения пульса в условиях психоэмоциального напряжения.Ход

Слайд 36Практическая работа «Определение питательных веществ, необходимых организму человека».
Цель: определить достаточность микроэлементов

и витаминов в организме.
Оборудование: тесты на обеспеченность организма микроэлементами и витаминами.
Тест на обеспеченность магнием
Вопросы:
Часто ли у вас бывают судороги? Да/ нет
Часто ли у вас случается защемление нервов, например в области спины? Да/ нет
Страдаете ли вы болями в сердце, учащенным сердцебиением и сердечной аритмией? Да/ нет
Часто ли вы ощущаете онемение, например, в руках? Да/ нет
Часто ли вам угрожают стрессовые ситуации? Да/ нет
Много ли вы занимаетесь спортом? Да/ нет
Предпочитаете ли вы белый хлеб и изделия из белой муки? Да/ нет
Редко ли употребляете в пищу салат и зеленые овощи? Да/ нет
 Во время готовки картофеля и овощей используете ли вы длительную водную обработку? Да/ нет
При покупке минеральной воды обращаете ли вы внимание на содержание в ней магния? Да/ нет
 Если на большинство вопросов вы ответили «нет», то ваш организм в достаточной степени обеспечен магнием.
Подобные тесты есть на обеспеченность калием, кальцием. железом, витамином А и бета-каротином, витамином Д, витаминами группы В, витамином С, витамином Е

 

Биологический эксперимент

Практическая работа «Определение питательных веществ, необходимых организму человека».Цель: определить достаточность микроэлементов и витаминов в организме.Оборудование: тесты на

Слайд 37Исследовательские лабораторные работы в разделе «Общая биология»
 В ходе проведения лабораторных работ

в разделе «Общая биология» возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполненном исследовании, рефлексия алгоритма решения проблемы.
Уровень самостоятельной деятельности учащихся при выполнении лабораторной работы зависит от вариативности и степени новизны заданий, наличия в них проблемных вопросов, мотивированности деятельности школьников. Решению данной проблемы может способствовать создание рабочих листов, содержащих иллюстрации и инструкции для выполнения лабораторных работ. Включение в них текстов с описанием проблемных ситуаций позволит организовать деятельность учащихся по осмыслению проблемы исследования, поиску учебной информации и проверке гипотезы, по получению, обсуждению и обобщению полученных результатов, будет стимулировать их рефлексивную активность.
Задания проблемного и исследовательского характера целесообразно включать в содержание следующих лабораторных работ: «Составление родословных», «Критерии вида», «Изучение приспособленности организмов к среде обитания», «Изучение модификационной изменчивости, построение вариационного ряда и кривой», «Выявление ароморфных и идиоадаптационных черт организмов.

Исследовательские лабораторные работы в разделе «Общая биология»		 В ходе проведения лабораторных работ в разделе «Общая биология» возможно и

Слайд 38 В качестве примера приведу разработку проведения лабораторной

работы исследовательского проблемного характера по теме «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
Задачи: создание условий для осознания учащимися понятий «приспособленность», «целесообразность», «адаптация», «относительность приспособленности»; развитие интереса к учебной и научной информации, касающейся проблемы многообразия адаптационных особенностей у представителей живой природы; формирование умений учащихся применять знания об эволюционных закономерностях возникновения адаптаций (о направленности специфике действия факторов эволюции) для объяснения возникновения конкретной приспособленности, для прогнозирования следствий и формулирования выводов; развитие рефлексивной активности учащихся на основе анализа алгоритма решения проблемы и оценивания значимости открытий, служащих доказательством эволюционного развития органического мира.
На лабораторных занятиях по этой теме возможно изучение приспособлений растений к опылению, к распространению семян и плодов, к обитанию в различных условиях существования, а также приспособлений животных к передвижению, питанию, самозащите и т.п.
Для выполнения лабораторной работы учащихся необходимо объединить в группы по 3-5 человек. Каждая группа получает рабочий лист с иллюстрацией исследуемого типа приспособления организмов и проблемной информацией, обучающий текст с заданием и алгоритмом выполнения его практической части.

Биологический эксперимент

В качестве примера приведу разработку проведения лабораторной работы исследовательского проблемного характера по теме

Слайд 39Тема «Выявление парникового эффекта»
Цель: построить модель, демонстрирующую парниковый эффект.
Оборудование: прозрачная емкость

с крышкой, термометр, пластмассовая ложка, электрическая лампа, вода, почва.
 
 Задания для исследования
1. Возьмите прозрачную емкость, пластмассовую коробку или стеклянную банку и поместите на дно темный грунт, например почву, слоем 2-3 см. Грунт увлажните. Вертикально поместите термометр в емкость. Накройте емкость крышкой или стеклом и на высоте 20-30 см установите лампу.
2. Не включая лампу, запишите температуру, установившуюся внутри емкости. Оставив крышку на сосуде, включите лампу и записывайте температуру каждую минуту в течение 20 минут. Почему температура увеличивается? Сравните этот процесс с парниковым эффектом на Земле.
3. Как повлияет существенное повышение средней температуры нашей планеты на очертание материков? Предложите возможные пути решения проблемы «парникового эффекта».

Биологический эксперимент

Тема «Выявление парникового эффекта»Цель: построить модель, демонстрирующую парниковый эффект.Оборудование: прозрачная емкость с крышкой, термометр, пластмассовая ложка, электрическая

Слайд 40  Карточки с заданием – алгоритмом действия и конверты с листьями

(можно использовать листья разных растений как гербарных, так и комнатных растений) раздаются учащимся при подготовке к уроку по теме «Модификационная изменчивость». Учитель проводит объяснение нового материала, рассказывая о сущности модификационной изменчивости, ее видах, факторах, способствующих ее появлению. Учащиеся сравнивают наследственной и ненаследственной изменчивости, делают вывод о роли в естественном отборе. Учитель вводит новое понятие – норма реакции. Далее учащиеся работают самостоятельно, пользуясь карточкой с заданием.
Задача: Определите, как распределяются варианты у гибридов? Подумайте о причинах различного фенотипа.
Метод: Построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Алгоритм действия: Определить длину листьев данного объекта, произведя подсчет количества вариант и частоту встречаемости (данные занести в таблицу). Расположите листья в порядке возрастания (выполняется только для высушенного материала). Построить вариационную кривую, откладывая по оси абсцисс длину листа, по оси ординат – количество вариант. Сделать вывод о распределении вариант у гибридов.Обсудить в паре причины именно такого распределения вариант в вариационном ряду. Определить среднюю величину признака по формуле
(v p)
М = ----------
n , где М – средняя величина признака, v – варианта, p – частота встречаемости, - знак суммирования, n– общее число вариант ряда.

Биологический эксперимент. Общая биология

  	Карточки с заданием – алгоритмом действия и конверты с листьями (можно использовать листья разных растений как

Слайд 41Исследование в учебной и дополнительной литературе
Исследовательский метод я

использую также при работе с учебной и дополнительной литературой, осуществляя анализ текста.
Например, в 11 классе (профильный уровень) урок «Первые русские эволюционисты» провожу в форме урока - семинара (для этого класс делится на четыре группы по 3-4 человека в группе). Каждой группе предлагается один текст о русском ученом, внесшем вклад в развитие эволюционной теории, а также лист исследования. В течение 20 минут учащиеся внимательно изучают тестовый материал и заполняют соответствующую графу в таблице, подготавливают небольшое сообщение о том, что узнали. Затем представители группы рассказывают о том, что узнали. В итоге знания каждого становятся знаниями всех. В конце урока провожу тестирование, чтобы оценить знания каждого ученика.

Исследование в учебной и дополнительной литературе   	Исследовательский метод я использую также при работе с учебной

Слайд 42Метод проектов
Исследовательская учебно-познавательная деятельность школьника обладает большим потенциалом для формирования у

них опыта творческой деятельности, поскольку предполагает не только усвоение действий, выполняемых по образцу, но и самостоятельный поиск и создание нового субъективно значимого знания. Такой опыт формируется на основе личностно-ориентированного подхода в обучении, одним из путей реализации которого, является применение в обучении метода проектов.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности обучающегося путём развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания (под контролем учителя) образовательного продукта, обладающего объективной или субъективной новизной и имеющего практическую значимость. Любой проект ориентирован на решение конкретной проблемы и рассчитан на определённого потребителя.
Метод проектовИсследовательская учебно-познавательная деятельность школьника обладает большим потенциалом для формирования у них опыта творческой деятельности, поскольку предполагает

Слайд 43Основные требования к организации проекта
Основные требования к организации проекта:
проект создается по

инициативе учащихся и должен быть значимым для них и для их ближайшего окружения;
решаемая с помощью проекта проблема и предполагаемые результаты должны иметь практическое (возможно, и научное) значение;
работа учащихся над проектом является самостоятельной и носит исследовательский характер;
проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач, допускаются изменения в процессе его осуществления.
Метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой – применять на практике ранее приобретённые знания и умения. Это позволяет делать упор на творческое развитие личности. «Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системы, но оно отнюдь не должно вытеснять ее», - считает В. В. Гузеев.

Основные требования к организации проектаОсновные требования к организации проекта:проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым

Слайд 44Коллективная деятельность при выполнении проекта
Учебный проект предполагает коллективную

форму деятельности. Одна из его основных задач – осуществление межпредметных связей и создание некоторого образовательного продукта в процессе взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем. Составление перечня вопросов, определение задач, работы, выбор методов изучения обозначенной проблемы и способа презентации проекта, распределение ролей и обязанностей между его участниками - всё это осуществляется в процессе коллективного обсуждения. При этом учитель выступает в обсуждении и принятии решений в качестве старшего товарища. С обучающей деятельности учителя акцент переносится на познавательную деятельность ученика: первый задаёт “пространство” возможных целей и путей их достижения, из которых второй выбирает те, что наиболее соответствуют его индивидуальности. Таким образом, создаются условия для непрерывного самообразования, интеллектуального и творческого развития обучающихся.

Коллективная деятельность при выполнении проекта   Учебный проект предполагает коллективную форму деятельности. Одна из его основных

Слайд 45Последовательность работы над проектом
Деятельность ученика организуется не только как удовлетворение познавательной

потребности, но и целого ряда потребностей развития личности ученика: самоутверждение, самовыражение, самоопределение, самоактуализация. Ученик себя адаптирует к социуму, проходит первые социальные пробы, то есть осуществляет самосовершенствование.
В своей практике использую последовательность работы над проектом, включающей несколько этапов: подготовка, планирование, исследование, формулирование результатов и выводов, защита проекта, оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Последовательность работы над проектомДеятельность ученика организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей

Слайд 46.Задачи исследовательской проектной деятельности школьников:
реализовать личностно-ориентированный и проблемный подходы к обучению;
сформировать

положительную мотивацию учебной деятельности;
значительно расширить кругозор учащихся;
развить способности к аналитическому мышлению, сравнению, обобщению, классификации при изучении учебного материала и дополнительной литературы по проблеме исследования;
ознакомить с различными методами исследования;
научить определять цель и формулировать проблему исследования, выбирать конкретные методы и методики, необходимые для проведения собственного исследования;
обучить технике проведения эксперимента и способам анализа его результатов;
познакомить с различными формами организации формами организации исследовательской работы, способами оформления итогов собственного исследования и оценивания его результатов;
научить предвидеть проблемы, которые предстоит решить в ходе деятельности по созданию продукта; сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта;
осуществлять анализ результативности на основе мониторинга успешности обучения

.Задачи исследовательской проектной деятельности школьников:реализовать личностно-ориентированный и проблемный подходы к обучению;сформировать положительную мотивацию учебной деятельности;значительно расширить кругозор

Слайд 47Работа над проектом
К научно-исследовательской работе школьники приобщаются постепенно. В 8-9 классах

ребята выступают с небольшими сообщениями по результатам наблюдений, лабораторных работ. В профильных 10-11 классах, приобретя опыт исследовательской работы, обладая достаточным багажом теоретических знаний, старшеклассники выполняют более серьезные исследовательские работы.
В любой исследовательской работе выделяют три основных раздела: введение, основная часть и заключение. Учащиеся старших классов оформляют работы согласно принятым нормам. В ведении обосновывают актуальность проблемы исследования. На основании актуальности определяется объект и предмет исследования. Определение цели и задач исследования вызывает значительные трудности. Цель исследовательской деятельности формулируется кратко, одним предложением. При формулировании задач отбирают оптимальное количество 3 – 5. Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приёмы и способы, которыми пользуется исследователь. В заключении ученик перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы.
Работа над проектомК научно-исследовательской работе школьники приобщаются постепенно. В 8-9 классах ребята выступают с небольшими сообщениями по

Слайд 48Оформление проектной работы
При оформлении исследовательской работы учащиеся придерживаются следующих правил: выделяют

титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы и других источников. Титульный лист является первой страницей работы и оформляется по определённым правилам.
После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстрационным материалом, рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. После заключения помещают список использованной литературы и других источников. Все страницы текста нумеруются, начиная с титульного листа.
Защита проекта производится исследователем на промежуточном устном публичном выступлении (первичная презентация, урок), а затем окончательная защита на школьной конференции, районной конференции в пределах 5-7 минут.

Оформление проектной работыПри оформлении исследовательской работы учащиеся придерживаются следующих правил: выделяют титульный лист, оглавление, введение, основную часть,

Слайд 49Эффективность использования исследовательской и проектной деятельности
Главным смыслом исследования в сфере образования

есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний.
Приобщение учащихся к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. К тому же учитель, используя исследовательский метод, освобождается от видов рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления. Не следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самостоятельной работы учащихся, их большей увлеченности предметом.  

Эффективность использования исследовательской и проектной деятельностиГлавным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным.

Слайд 50 Эффективность использования исследовательской и проектной деятельности
   Я достаточно

долго работаю над проблемой развития мышления учащихся в рамках образовательного процесса. Это позволило мне разработать условия формирования проектно-исследовательских умений, а также проанализировать эффективность исследовательской и проектной деятельности.
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию проектно- исследовательских умений проходит с учащимися постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Мной используются исследовательские практические работы, нестандартные уроки, проблемный и исследовательский методы.
Мотивированность. Помогаю учащимся увидеть смысл проектно-исследовательской деятельности, увидеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ развития самостроительной компетенции.
Анализ проведенного анкетирования учащихся (анкетирование проведено среди 15 учащихся, занимающихся проектной деятельностью) об отношении к проектам и исследовательской деятельности показал: 78% учащихся отметили, что проект интересен потому, что выполняется самостоятельно, с небольшой помощью руководителя. Наиболее интересным этапом в работе над проектом 52% учащихся признали этап исследования, 25% - этап обработки материалов, 22% учащихся отметили неудовлетворенность своей деятельностью и указали, что следующие их проекты будут выполнены качественнее. На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» чаще всего ученики давали следующие ответы: анализировать свои действия; достигать поставленной цели; думать; презентовать результаты своего труда.
 

Эффективность использования исследовательской и проектной деятельности      Я достаточно долго работаю над проблемой развития

Слайд 51Эффективность исследовательской и проектной деятельности
Исследовательская и проектная деятельность позволяет учащимся более

качественно усвоить знания, развивает интеллект, обеспечивает высокую мотивацию на успешную учебную деятельность, повышает уверенность в собственных силах, умение оценить себя, развивает исследовательские способности, дает возможность глубоко подходить к проблемам с научной точки зрения.
Психологический комфорт. Одна из моих задач – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к исследованиям, творческому поиску. Моя задача – не подавлять желание, порывы, творческие идеи, а поддерживать и направлять их. Важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Личность педагога. Для развития проектно-исследовательских умений нужен педагог, стремящийся к формированию такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. быстро ориентироваться в информационном пространстве; создающий условия, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.
Результатами моей работы по теме стали успехи моих учащихся: в 2013году - II место в городском НОУ; 2013 год - III место в городской научно-практической конференции «Сохраним эту землю голубой и зеленой»; 2018 год – с защитой проекта ученица выступила на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
 

Эффективность исследовательской и проектной деятельностиИсследовательская и проектная деятельность позволяет учащимся более качественно усвоить знания, развивает интеллект, обеспечивает

Слайд 52Источники
https://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2015/12/16/issledovatelskaya-deyatelnost-kak-odno-iz-usloviy
https://college.ru/pedagogam/450/468/474/488/
https://sites.google.com/a/1927.org.ru/naucno-metodiceskaa-rabota/pedagogiceskie-tehnologii/issledovatelskaa-deaelnost
http://krotov.info/lib_sec/shso/71_slas3.html
https://studfiles.net/preview/6264864/page:9/
https://multiurok.ru/blog/postroieniie-variatsionnogho-riada-i-variatsionnoi-krivoi.html
https://nsportal.ru/gorshkova-olga-mikhaylovna-0
https://infourok.ru/doklad-na-temu-issledovatelskaya-deyatelnost-na-urokah-biologii-1679518.html
https://school-science.ru/2/1/31474











Источникиhttps://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2015/12/16/issledovatelskaya-deyatelnost-kak-odno-iz-usloviyhttps://college.ru/pedagogam/450/468/474/488/https://sites.google.com/a/1927.org.ru/naucno-metodiceskaa-rabota/pedagogiceskie-tehnologii/issledovatelskaa-deaelnosthttp://krotov.info/lib_sec/shso/71_slas3.htmlhttps://studfiles.net/preview/6264864/page:9/https://multiurok.ru/blog/postroieniie-variatsionnogho-riada-i-variatsionnoi-krivoi.htmlhttps://nsportal.ru/gorshkova-olga-mikhaylovna-0https://infourok.ru/doklad-na-temu-issledovatelskaya-deyatelnost-na-urokah-biologii-1679518.htmlhttps://school-science.ru/2/1/31474

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть