Слайд 1История дымковской игрушки
Воспитатель ОГКУСО СП «Росток» Башмакова Т.И.
Слайд 2История дымковской игрушки
«Дымковская игрушка» — одна из старейших игрушек в России,
родившееся в Кировской области, в селе Дымково более 400 лет назад. До сих пор мастера игрушек преданы своим традициям.» Дымковская игрушка» для детей очень ценна так как передает традиции предков и экологически безопасна.
Впервые вятская, ярко раскрашенная игрушка «свистунья» упоминается в описании праздника «Свистопляски» в Вятке в 1811 году.
Краснощекие дымковские «кормилки», «водоноски», «барыни» полны забавной важности и достоинства, а свистульки-бараны в штанишках, удалые всадники – веселы и задорны.
Слайд 3Эти прелестные фигурки давно переросли рамки игрушек для детей, в качестве
сувениров их увозят во все страны мира, а у нас дома используют как забавное скульптурное украшение.
Слайд 4Несмотря на ограниченные возможности крестьянина, цветовая гамма была широкой и яркой.
Бледные оттенки никогда не используются при изготовлении Дымки, и образцы часто просты. У первых мастеров не было специальных инструментов, а порой у них даже не было кистей.
Слайд 5Изображения на Дымковских игрушках
Дымковские игрушечные мастера были вдохновлены предметами из жизни. «Они вылепляли
все, что видели вокруг: животные, сцены из крестьянской жизни, рыбаков, женщин с кокошниками, прекрасные дамы и красивые господа, которых они видели на ярмарках
Слайд 6В советские времена мастера Дымки представляли темы, связанные с научными и
космическими достижениями; например, мужчина и женщина в скафандрах, стоящих под яблоней, таких как Адам и Ева, очень популярны среди коллекционеров Дымки. Считается, что эти персонажи представляют Гагарина и Терешкову. Смешные и глупые события из жизни самих мастеров также проникали в художественную форму. Зоя Пенкина, наследственный мастер Дымки, была вдохновлена московским метро и создала композицию с взбудораженной женщиной, которая застревает в турникете, и ее встречает старик, который помог ей выбраться.
Слайд 8Игрушка из Дымково в ее традиционной форме могла исчезнуть 100 лет
назад, но она была спасена от забвения Анной Мезриной, единственным мастером Дымки, который скульптурировал игрушки по традиции, а также художник из города Вятка Алексей Деншин. Он популяризировал ремесло, издавал альбомы, организовывал национальные и международные выставки, организовывал мастерские и снабжал мастеров всеми необходимыми инструментами.
Слайд 10
Техника изготовления дымковской игрушки
Техника изготовления дымковской игрушки-скульптуры несложна.
Игрушка лепится из
заранее заготовленной красной жирной глины, в которую добавляется небольшое количество чистого речного песка. Мятую глину накладывают на сосновую или еловую доску и приступают к лепке. Лепить начинают с основной, массивной части – туловища у животных, а барыню со ступки – с широкой юбки, для чего раскатывают из глины блин и свертывают его в конус. К основной части прикрепляют остальные, более мелкие детали, а отверстия прокалывают палочками (протыкалками). После этого игрушку полируют мокрым пальцем, затем сушат на воздухе, но не на солнце. Мелкие игрушки просыхают за два дня, а крупные – за неделю или даже за две. После сушки игрушку подвергают обжигу в муфельной электрической печи при температуре до 900°С, обожженные мелкие игрушки несколько раз погружают в раствор молотого и просеянного мела в снятом молоке, крупные – дважды покрывают этим же раствором. Такой раствор образует на глиняной поверхности игрушки прочный белоснежный «казеиновый» грунт. Затем игрушку раскрашивают темперными (растертыми на яичном желтке), а иногда анилиновыми или гуашевыми красками. Узор дымковских игрушек своеобразный и состоит из ярких круглых пятен, кругов, мелкого горошка, клеток, полос и т. д. Для усиления декоративности иногда на них наклеивают небольшие квадратики и другие фигурки из сусального золота и серебра.
Слайд 11 Красная глина обеспечивает возможность «склеить» все детали вместе без швов.
Слайд 12Готовую игрушку оставляют сушиться в течение 5-7 дней, а затем ее
помещают в печь и обжигают при температуре 900 градусов Цельсия. Затем применяется отбеливание.
Слайд 13Некоторые считают, что отбеливание игрушек началось в начале 19 века, когда
фарфор был в моде среди элит. Крестьяне, видя фарфор в домах своих хозяев, приняли белый фон, который был сделан из порошкообразного мела, который был разбавлен в молоке. Игрушку погружали в смесь и затем давали высохнуть. Когда он высушился, молоко испарялось, позволяя грунтовке прилипать очень хорошо
Слайд 14В настоящее время дымковские игрушки изготовляют, в основном, в мастерских Кировского
дома художников, некоторые художницы работают у себя в Дымкове.
Слайд 15Дымковская игрушка сегодня
Кировский Союз Художников создал Художественный совет для оценки использования
традиционных канонов при изготовлении Дымки. Игрушки, не приготовленные по традиции, были сразу же уничтожены молотком. Этот метод препятствовал появлению новой ветви нетрадиционной «Дымковской игрушки». Сначала производству Дымки обучались в семьях, а знания передавались от матери к дочери. Но к 60-м годам философия стала менее жесткой, и учеников можно было брать не из родственников. Будущие мастера должны были сдать экзамен по живописи, рисованию и композиции и пройти уникальный тест: перед учениками была поставлена простая фигура, из которой они должны были сделать точную копию. Они копировали эти общие игрушки, пока не достигли совершенства, а затем создали свои собственные формы. Давным-давно многие люди хотели стать мастерами Дымки, но сегодня в школе всего от 7 до 15 человек.
Самая большая коллекцию «Дымковской игрушки» можно найти в музее и «Дымковской игрушки» и в Художественном музее Вятки Васнецова.