Слайд 1Духовно-нравственное здоровье школьников
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ»,
г. КОЗЕЛЬСК КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Педагоги-психологи:
Сокольникова М.Ю.
Самотолкова Ю.С.
Слайд 2Существует более трехсот определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения,
ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного физического, психического, нравственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Слайд 3
условия, образ жизни, образование
Слайд 4Духовно-нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в
жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в детстве.
Под духовно-нравственным здоровьем понимается воспитание у ребёнка:
• нравственных чувств
• нравственного облика
• нравственной позиции
• нравственного поведения
Слайд 5Аспекты, влияющие на развитие духовно-нравственного здоровья человека (учащегося):
Слайд 6
Семья.
Доминантную роль в процессе развития духовно-нравственного здоровья детей и подростков
играет семья. Основная задача каждого родителя - зарождение и взращивание в детях первоосновы человеческого общения и основных нравственных категорий (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.). «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя» Важно быть примером для своего ребенка, показывать ему хорошие жизненные примеры , не склонять к чему-либо против его воли, считаться с его желаниями и лишь немного направлять и помогать ребенку настроиться на ту стезю, о которой он мечтает.
Слайд 7 Взаимоотношения в школьном коллективе.
В школьной жизни часто приходится взаимодействовать в
самых разных коллективах, устанавливать контакт среди сверстников, учителей, родителей, друзей. Именно в процессе этого взаимодействия формируются духовно-нравственные качества ребенка, составляющие основу его здоровья.
Слайд 8
Дополнительная общеразвивающая программа психологической профилактики и превентивной педагогики для детей и
подростков курс «Мы и другие».
Программа рассчитаны на учащихся 7 классов и направлена на исследование уровня эмпатийных тенденций и толерантного отношения к окружающим.
Актуальность - рост агрессии и насилия в обществе, потеря нравственных ориентиров поведения, несформированность гражданской позиции у подрастающего поколения.
Задачи курса:
формирование правильного представления о толерантном поведении;
провести профилактику экстремизма и насилия;
развитие у подростков чувства гражданственности и патриотизма, как важнейшего духовно-нравственного ориентира ;
воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
развития уважительного отношения между учащимися.
Слайд 9Эмпатия
- это способность личности к сочувствию, сопереживанию проблемам другого Толерантность
это
терпимость и уважение по отношению друг к другу вне зависимости от пола, расы, национальности, религии, культуры и социальной среды.
В Конституция РФ заложены следующие условия для развития идей толерантности (ст. 17, 19, 28, 29, 49):
Слайд 10Преступления, затрагивающие идеи толерантности и эмпатии являются уголовно-наказуемыми.
Правовые аспекты толерантности
находят отражение в Уголовном законодательстве РФ (ст. 136, 239, 282, 282.1, 282.2 УК РФ)
Слайд 11Уровень толерантности
Вывод: у 12% учащихся уровень толерантности высокий, у 59%
- средний уровень, у 6% - низкий уровень толерантности , 23% не учавствовали в иследование
Слайд 12Уровень эмпатийных тенденций
Вывод: уровень эмпатии у 12% учащихся высокий, у
54% учащихся в норме, 20% учащихся имеют низкий уровень эмпатийных тенденций
Слайд 14 Отношение учащихся со сверстниками во внеурочное время.
Духовно-нравственное здоровье человека (ребёнка)
реализуется в деятельности, во взаимодействии с другими людьми (сверстниками).
Слайд 15 Понятие здорового образа жизни (вредные привычки).
Отличительными признаками духовно-нравственного здоровья человека
являются сознательное отношение к труду, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Соблюдение здорового образа жизни - важный фактор работоспособности и гармонического развития ребёнка!
Слайд 16Дополнительная общеразвивающая программа Психологической профилактики и превентивной педагогики для детей и
подростков курс «Я и ОНИ».
Программа рассчитаны на учащихся 6 классов и направлена на исследование отношения учащихся к здоровью и ЗОЖ, профилактике вредных привычек, пропаганде ЗОЖ.
Актуальность проблемы заключается в ранней профилактике употребления наркотических средств, алкоголя, курение, что в дальнейшем может привести к девиантному (отклоняющему от общепринятых норм) поведению.
Задачи курса:
Сформировать у учеников стремление к ЗОЖ
Сформировать негативное отношение к вредным привычкам
Сформировать навыки ответственного поведения за свою жизнь и здоровье.
Слайд 17Результаты исследования 6-х классов
Козельского района
1.Представление о важности активного поведения для
сохранения и укрепления здоровья.
Слайд 182. Распорядок дня
У 90 % школьников распорядок дня не соответствует требованиям
здоровьесберегающих технологий.
Причины:
Отсутствие утренней зарядки
Сон менее 8 часов
Прогулка на свежем воздухе менее 2-х раз в неделю
Пропуск приема пищи(завтрака, обеда, ужина).
Слайд 193. Пример родителей играет огромную роль в нравственно-духовном воспитании ребенка. Так,
на вопрос «Какие обстоятельства всподвигли бы тебя поменять образ жизни?» ,большинство учеников ответили «Пример родителей».
4. Обсуждение проблем ребенка с родителями
Слайд 20"Вся правда о наркотиках. Выбор за тобой!"
информационно-профилактическая акция
Цель акции: формирование
негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков, пропаганда здорового образа жизни среди подрастающего поколения.
Слайд 21Распространение буклетов информационно-профилактической направленности специалистами центра
Слайд 23Средства массовой информации
негативное влияния СМИ на развитие детей
Слайд 24Рекомендации родителям
«Влияние СМИ на развитие ребенка»
1. Выбор примеров для подражания.
2.
Родитель обязан - строго ограничить время просмотра телевизора, проверять содержание фильмов.
3. Родителям детей – дошкольников и младшего школьного возраста не стоит жалеть сил на игры с ними.
4. Тоже самое касается и компьютерных игр.
Слайд 25Как воспитать у ребёнка духовно-нравственные качества?
Личный пример
Слайд 31
Духовно-нравственное отношение ко всему происходящему вокруг — залог благополучия не только
личного, но и общего, в том числе благополучия Родины.