Слайд 1Достопримечательности Москвы
Слайд 2Спасская башня
Башня была сооружена в 1491 году в период княжения Ивана
III архитектором Пьетро Антонио Солари, о чём свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные на самой башне.
При постройке башня была приблизительно вдвое ниже. В 1624-1625 годах английский архитектор Христофор Галовей при участии русского мастера Бажена Огурцова возвели над башней многоярусный верх в готическом стиле (в пятом ярусе имеются аркбутаны) с элементами маньеризма (несохранившиеся обнаженные статуи-«болваны»), образное решение которого восходит к башни ратуши в Брюсселе (окончена в 1455 г.), заканчивающийся каменным шатром. Фантастические фигурки — элемент декора — при царе Михаиле Федоровиче наготу которых стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. В середине XVII века на главную башню Кремля водрузили первого двуглавого орла, являвшегося гербом Российского государства. Впоследствии двуглавые орлы появились на Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях.
Слайд 3Архангельский собор
Первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего,
возможно, ещё во время княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского, в 1247-1248 годах. В 1333 году, за одно лето, Иван Калита построил новый каменный храм — по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного пошедшей в рост и не давшей зёрен рожью. Новый Архангельский собор был освящён митрополитом Феогностом 20 сентября 1333 года. Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века. С 1599 года по 1765 год при соборе состояли особые архиереи, обязанностью которых было совершать панихиды во дни поминовения князей и царей. С 1743 года по 1883 год был кафедральным храмом Московской епархии. Указом Николая II от 13 января 1895 года был передан в придворное ведомство.
Слайд 4Успенский сабор
Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале
XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятыя Богородицы во исполнение пожелания Киевского митрополита Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.
Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора.
Слайд 5Колокольня Ивана Великого
Колоко́льня Ива́на Вели́кого — общеупотребительное название церкви-колокольни св. Иоанна Лествичника,
расположенной на Соборной площади Московского Кремля. Колокольня является самым высоким зданием Московского Кремля (81 м) и вплоть до конца XIX века (сооружения Храма Христа Спасителя) была самым высоким зданием Москвы.
В 1329 году на этом месте была построена церковь Св. Иоанна Лествичника типа «иже под колоколы». Здание храма представляло собой неправильный восьмерик, имелась апсида, подъёма на верх, вероятно, не было, и звон осуществлялся с уровня земли.[1] В 1505 году старая церковь была разобрана, и на её месте приглашённым итальянским мастером Боном Фрязином была сооружена новая церковь в память об умершем в тот год Иване III. В 1532—1543 годах зодчий Петрок Малый пристроил с северной стороны церкви прямоугольную звонницу с храмом Вознесения Господня.В 1635-36 севернее звонницы была сооружена еще одно строение — Филаретова пристройка, увенчанная шатром.
Слайд 6Большой Кремлёвский дворец
После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург (1712 г.)
, кремлевские дворцы потеряли свое значение, часть помещений стала использоваться московскими отделениями правительственных департаментов (см коллегии), другая часть постепенно ветшала и страдала от пожаров (1715, 1722 и особенно 1737 г.).
Небольшое оживление натупило в 1730-е гг., при царице Анне Иоанновне, когда императорский двор значительную часть времени пребывал в Москве.
Однако процесс разрушения зданий Большого Кремлевского дворца был связан не сколько с техническим состоянием зданий, столько с их моральным старением - планировка дворца была рассчитана на средневековый быт московских царей и не могла удовлетворять изменившимся потребностям нового времени.
Еще при Анне Иоанновне на подклетах старого дворца были возведены новые императорские аппартаменты "Зимний Анненгоф" - деревянный дворец в стиле барокко (архит. Ф.-Б. Растрелли).
Слайд 7Царь - колокол
Царь-ко́локол — памятник русского литейного искусства XVIII века. Отлит
русскими мастерами Иваном Маториным и Михаилом Маториным в 1733—1735 годах на Пушечном дворе по указу императрицы Анны Иоанновны. Высота колокола с ушками составляет 6,24 м, диаметр — 6,6 м, масса около 200 тонн.
Колокол был отлит 25 ноября 1735 года, после полутора лет подготовительных работ. Плавка металла продолжалась 36 часов, а отливка прошла всего за 1 час 12 минут.
Согласно проведённому анализу в сплаве содержится меди - 84,51%, олова - 13,21 %, серы - 1,25 %, золота - 0,036 % (72 кг), серебра - 0,25 % (525 кг).[1]
После остывания колокола начались чеканные работы. Колокол находился в яме, стоял на железной решетке, которая опиралась на 12 дубовых свай, вбитых в землю. Над ямой было сделано деревянное перекрытие.
20 мая 1737 года во время Троицкого пожара загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял колокол. В яму стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавший народ стал заливать водою раскалённый металл. В результате колокол дал 11 трещин и от него откололся значительный кусок весом около 700 пудов (11,5 тонн). Поэтому колокол был оставлен в литейной яме, где и находился около 100 лет.
Слайд 8Царь - пушка
Длина пушки — 5,34 м, наружный диаметр ствола — 120 см, диаметр
узорного пояса у дула — 134 см, калибр 890 мм, масса — 39,31 т (2400 пудов). Украшена поясами рельефов, на правой стороне дульной части — изображение царя Фёдора Ивановича (в короне и со скипетром в руке) верхом на коне. На стволе с каждой стороны размещаются по четыре скобы, предназначенные для крепления канатов при перемещении пушки.
Выше передней правой скобы над изображением царя вылито «Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Росия».
На верхней части ствола отлиты ещё две надписи: справа — «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине», с левой стороны — «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов».
По одной из версий название Царь-пушки связывают с изображением царя Фёдора Ивановича, однако более вероятно, что название произошло в связи со значительными размерами орудия. В древности пушку называли также «Дробовик Российский», поскольку считалось, что она была рассчитана на стрельбу «дробом», то есть картечью. Пушка классифицировалась также как василиск
Слайд 9Покровский собор
Собор Покрова, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного —
православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха
Слайд 10Воскресные ворота
Сооружены в 1535 г. как двухарочные ворота стены Китай-города. В
1680 году перестроено надвратное помещение и над ним надстроены две башни, увенчанные двуглавыми орлами. Такой облик ворота сохраняли вплоть до разборки в 1934 году. В палатах помещались до 1731 года лаборатории соседнего Монетного двора и палата Главной аптеки, в 50—80-х годах XVIII века — университетская типография.