Презентация, доклад на тему Дидактический материал по изобразительному искусству по теме Золотая хохлома

Актуальность Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее и сохранивший глубокие художественные традиции. Изделия народных промыслов помогают понять и

Слайд 1 муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ «ПЛАНЕТА ТАЛАНТОВ»


Ергизова Елена Александровна,
педагог дополнительного образования

г. Ачинск, 2019

Дидактический материал к занятию по изобразительному искусству «Золотая хохлома»

муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования «ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ «ПЛАНЕТА ТАЛАНТОВ» Ергизова Елена Александровна,педагог дополнительного

Слайд 2Актуальность
Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть

отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее и сохранивший глубокие художественные традиции.
Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы. Что испокон веков человек гармонично сосуществовал с природой, природа была его кормилица и мать, которую в свою очередь тоже нужно беречь и уважать. Не даром во всех народных промыслах основной мотив росписи это растительные и анималистические элементы.

Актуальность   Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт

Слайд 3Цель и задачи
Цель: Познакомить детей с народным промыслом хохломская роспись, историей

возникновения, основными элементами росписи.

Задачи:
Сформировать представление о возникновении и основных особенностях хохломской росписи;
Развивать творческое мышление и воображение;
3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству


Цель и задачиЦель: Познакомить детей с народным промыслом хохломская роспись, историей возникновения, основными элементами росписи.Задачи:Сформировать представление о

Слайд 4Хохлома — старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Впервые

упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея». В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы . Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом.

История возникновения хохломского промысла

Хохлома — старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Впервые упоминание об этом селе встречается в

Слайд 5Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в

большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X—XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.

История возникновения хохломского промысла

Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в

Слайд 6Технология изготовления хохломской посуды
Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки

из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.
После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи.

Технология изготовления хохломской посудыСначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за

Слайд 7Лужение и художественная роспись
Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон,

а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов: «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами; «травка» — узор из крупных и мелких травинок; «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;
Лужение и художественная роспись Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и

Слайд 8Роспись «пряник»

Роспись «пряник»

Слайд 9

Роспись «травка»

Роспись «травка»

Слайд 10

Роспись «кудрина»

Роспись «кудрина»

Слайд 11Для «травного» орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом,

с золотой поверхностью фона. Верховое письмо выполняется по серебристому фону, а после покрытия лаком и закалки в печи «травка» будет сиять поверх мерцающего золотого фона. Просвечивая сквозь легкий ажурный рисунок, золотой фон делает изделие исключительно выразительным.


Верховое письмо

Вырисовка основных элементов

Для «травного» орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом, с золотой поверхностью фона. Верховое письмо

Слайд 12В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.

Главные элементы «травки»: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик».

Фоновое письмо

Кудрина

В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Главные элементы «травки»: «осочки», «травинки», «капельки»,

Слайд 13Значение художественного творчества в культуре любого народа сложно переоценить. Это именно

то, что на протяжении веков вбирает в себя традиции, особенности этники, делает нацию неповторимой, узнаваемой и богатой духовно. На Руси из поколения в поколение передавались тайны и секреты технического и технологического мастерства. С течением времени искусство совершенствовалось, так рождались народные промыслы, которые в современном мире, без преувеличения, возведены в ранг искусства. Хохлома одно из наиболее совершенных художественных народных промыслов, причудливые переплетения которой известны и любимы далеко за пределами России. Это великое достояние прошлого, богатство, которое необходимо бережно хранить и передавать знания о нем грядущим поколениям.

Послесловие

Значение художественного творчества в культуре любого народа сложно переоценить. Это именно то, что на протяжении веков вбирает

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть