Слайд 1Методическое сообщение
(в рамках темы по самообразованию:
"Формы и методы обучения")
"Вокально-хоровая
работа:
направления совершенствования и развития".
Слайд 2Вызовы времени.
Проблемные вопросы, связанные с вокально-хоровой работой:
1. Какова специфика начального периода
(становления) вокальной деятельности?
2. Какие методы и приемы необходимо выбрать для эффективной, результативной работы с детьми?
3. Каковы условия успешного формирования музыкальных способностей?
Слайд 3Начало обучения
Приступая к работе, важно знать, какие навыки и умения потребуются
обучающимся на первых же занятиях.
На первых порах не следует увлекаться расширением списка музыкальных навыков и умений.
Лучше меньше, да лучше - вот принцип, который на начальном этапе хоровых занятий полностью себя оправдывает.
Это же относится и к подбору песенного репертуара для учащихся, особенно при подготовке к важным выступлениям.
Слайд 4Начало обучения
С самого начала обучения необходимо требовать от учащихся четкого, технически
грамотного выполнения основных приемов вокальной работы:
- правильная певческая установка, или позиция;
- стойка вокалиста;
- правильное певческое дыхание, звукообразование и др. до тех пор, пока они не станут навыками, отработанными до автоматизма.
На решение этих задач не стоит жалеть времени - впоследствии оно окупится сторицей и принесет желаемые плоды.
Слайд 5Правильно стоять - это важно.
Преимущества верной стойки вокалиста:
- это красиво;
-
полезно для здоровья;
- придает исполнителю чувство уверенности и свободы;
- в такой позе удобно заниматься упражнениями на дикцию и дыхание.
Слайд 6Правильно стоять - это важно.
Только выработав правильную осанку в сочетании
со свободной манерой двигаться, можно, смело выходить на сцену.
Упражняться в умении правильно стоять надо до тех пор, пока у детей не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия и подвижности позы.
В общении певца со зрителем важную роль играет не только его голос, но и внешний облик.
Хорошее общее впечатление от внешности поющего, его манер, позы и жестов влияют на успех исполнения вокального номера.
Слайд 7Работа над певческим дыханием.
Искусственно выработанное дыхание, как, впрочем, и естественное,
состоит из трех стадий:
- вдыхание;
-задержка набранного воздуха,
выдыхание.
Правильное певческое дыхание представляет собой целый комплекс действий, требующих постоянного совершенствования.
Изначально весь дыхательный процесс нужно производить медленно, чтобы мускулы привыкли к систематическому напряжению, доведя всю процедуру до автоматизма.
Слайд 8
Цель дыхательных упражнений
Упражнения дают:
- свободу и
силу в исполнении;
- возможность расширения диапазона: чем выше звук, тем большая натренированностъ и эластичность мышц требуется от певца.
Первыми положительными результатами тренировок можно считать:
- плавность вдоха без усилий;
- задержку воздуха без головокружений;
- плавность выдоха без толчков.
Систематические занятия приносят больше плодов, чем чрезмерное рвение обучающегося в целях скорейшего достижения результата. При систематических занятиях, правильном выполнении упражнений, терпении и настойчивости можно добиться значительных результатов.
Слайд 9Четкая дикция - залог успеха.
Работа над артикуляцией влияет на силу голоса,
на его подачу и качество звучания.
Когда поющий овладеет основными артикуляционными навыками в статичном положении тела, полезно поупражняться в движении или танце, следя при этом за прямой осанкой и дыханием.
Артикуляционные упражнения помогают избавиться и от дефектов в произношении.
В упражнениях утрируются согласные звуки и максимально открывается рот на гласных - тем самым уменьшается давление на связки, и, следовательно, голос меньше устаёт.
Дикция является средством донесения содержания текста песни и одним из важнейших средств выразительности в раскрытии музыкального образа.
Слайд 10Работа над вокальной техникой
На этом этапе, требуется усиленный контроль за процессами
звукоизвлечения, дабы не повредить детский голос.
Продуктивность занятий повышает хорошо продуманная последовательность видов работы - чередование легкого и трудного, напряжения и разрядки.
Каждое занятие следует начинать с дыхательных упражнений, речевой гамнастики и распевок.
Распевка в общей сложности не должна продолжаться более 15 минут.
Усталость голосового аппарата не допускается! Детям должно быть легко, удобно и приятно заниматься.
Слайд 11
Упражнения выполняются в полный голос (а не вполголоса), чтобы голос ребенка
стал более насыщенным, благозвучным, привычным к нагрузкам. Важно в то же время, чтобы поющие не форсировали звук и их голоса не искажались.
Преподаватель должен следить за чистотой интонации в пении, иначе ребенок свыкнется с фальшивым звучанием. Подобная привычка губит в ребенке хоровика - вокалиста и портит слух.
Преподавателю нужно видеть в каждом ребенке индивидуальность, исходя из его природных данных.
Если у обучающегося не очень сильный и мощный голос, то необходимо найти массу качеств, которые привлекут слушателя.
Необходимо выявить те способности, что заложены природой, развить их, "обработать" и дарить радость людям!
Работа над вокальной техникой
Слайд 12Как выбрать песенный репертуар
Выбор песенного репертуара – важный момент каждого этапа
вокально-хоровой работы .
Целесообразно разделить песенный репертуар на три категории:
1. Песни высшей сложности, исполняемые певцами высокого профессионального уровня.
Они отличаются особенно широким диапазоном, обилием вокальных эффектов, сложным ритмическим рисунком и другими трудностями, непреодолимыми для новичка.
Желание начинающего вокалиста исполнить такую песню похвально, однако неудачное выступление может надолго отбить интерес к занятиям вокалом и способствовать формированию у учащегося комплекса неполноценности.
Очень важно ставить перед собой реальную цель и уверенно идти к ее достижению.
Слайд 13Как выбрать песенный репертуар
2. Песни достаточно сложные и вместе с тем
близкие учащимся по эмоциональному настрою.
Песня, которая очень нравится детям, конечно, может быть ими выучена, но не стоит исполнять ее перед слушателями. Лучше пройти ее в рабочем режиме. Интерес к этой песне придаст учащимся дополнительные силы, у них возникнет желание успешно исполнить ее в будущем.
3. Песни для новичков.
Исполняя такие песни учащийся может показать то, на что ;он способен, проявить в полной мере свои вокальные и артистические данные. Песня из этой категории должна:
- нравитъся ребенку - первое и главное условие;
- иметь небольшой диапазон, соотносимый с диапазоном голоса ребенка;
- быть достаточно легкой в исполнении, не очень быстрой по темпу, чтобы слова легко проговаривались.
Выучить такую песню, при постоянном контроле преподавателя, способен даже начинающий.
Слайд 14"Образ" песни и не только
Для успешного концертного выступления спеть песню
интонационно верно - не достаточно. Необходимо поработать и над сценическим имиджем и над "песенным" образом.
Чтобы песня приобрела неповторимость и оригинальность, очень важно проявить творческую самостоятельность и привнести в исполнение частичку своей души. Это касается не только голоса, многое зависит и от манеры двигаться, держаться на сцене, от умения овладеть вниманием зрительного зала с первого мгновения появления на сцене и до самого конца выступления.
Слайд 15"Образ" песни и не только
Важную роль в разработке "образа" песни играет
костюм исполнителя, костюмы для хора.
Костюм может быть недорогим, но обязательно должен соответствовать характеру песни, помогать исполнителю в раскрытии ее образа.
Нужно отработать все:
-от улыбки на лицах до деталей одежды;
-от чистоты интонации до четкого произношения текста;
- от выхода на сцену до поклона и ухода за кулисы. Только тогда исполнение принесет радость, удовольствие от проделанной творческой работы.
Слайд 16Как развивать способности ребенка
Любая деятельность человека подразумевает обладание специальными качествами -
способностями.
Способности - определяют его пригодность к этой деятельности, легкость и быстроту обучения, уровень достижений и успехов.
Очевидно, что одному человеку потребуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков, а другому меньше. Например: ребенку, имеющему абсолютный слух от рождения, не нужно прилагать никаких усилий для определения высоты звука. Но также очевидно, что требования, предъявляемые к этому ребенку, будут более высокими и ожидаемый уровень результата будет тоже на порядок выше.
Слайд 17Как развивать способности ребенка
Как же развивать способности ребенка, чтобы он, приобретя
определенный багаж знаний и умений, мог с легкостью пользоваться им на протяжении всей жизни?
Каковы условия успешного развития способностей ребенка?
Первое важное условие - формирование настойчивости, умения максимально сконцентрироваться на достижении цели.
Способности развиваются успешнее, если заниматься на пределе своих возможностей и постепенно поднимать эту штангу все выше и выше.
Слайд 18Как развивать способности ребенка
Другое условие – повышенная мотивация. Она обеспечивает более
интенсивную, активную и самоорганизующую деятельность ребенка, направленную на достижение результата.
Отсутствие мотивации у ребенка или принуждение его к тому, чем он не хочет заниматься, может погасить его спонтанную активность и законсервировать способности.
В процессе воспитания таланта очень важна поддержка семьи и внимательное отношение преподавателя. Именно они должны:
- выявить интересы ребенка,
-определить его склонности и способности,
-создать моральные и психологические условия для развития этих способностей.
Слайд 19Как развивать способности ребенка
Правила для преподавателей, которыми необходимо руководствоваться
в работе с учащимися на вокально-хоровых занятиях:
- называть конкретные детали, которые понравились в творческой работе ребенка;
-выражать удивление и восхищение тем, что делает учащийся;
-внести изменения в ход и содержание занятий - если ребенка что-то раздражает;
-находить в процессе каждого занятия что-то позитивное и отмечать это вслух.
Слайд 20Как развивать способности ребенка
Преподаватель имеет реальную возможность сформировать у детей отношение
к пению, как к интересному, творческому, полезному и нужному для них делу.
Совершенствуя вокально-хоровую работу с обучающимися, мы создаем благодатную почву для воспитания успешной, творчески активной личности.
Слайд 21 Литература:
1.Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. -М., 1953.
2.Василенко Л.М.
Взаимодействие вокального и методического компонентов в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-К.2003.
3.Левидов И.И. Вокальное воспитание детей.-Л.,1936.
4.Кощеева М.В. "Вокально-хоровая работа в школе: пути совершенствования"// Музыка в школе.- М. 2009.Вып.6.С. 64-68
5. Менебени А.Г. Методы вокальной работы в школе// Муз. воспитание в школе.- М. 1976. Вып.11. С.86-94