Презентация, доклад на тему Уроки музыки в начальных классах. Чайковский Времена года

Содержание

Времена года

Слайд 1УРОКИ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Выполнила:учитель начальных классов
МОУ «Пахаревская школа»
Волощенко Наталья

Казимировна
УРОКИ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХВыполнила:учитель начальных классов МОУ «Пахаревская школа»Волощенко Наталья Казимировна

Слайд 2Времена года

Времена года

Слайд 3Пётр Ильич Чайковский
Петр Ильич, как редко
кто, любил жизнь
Каждый день имел

для
него значительность
и прощаться с ним ему
было грустно при мысли,
что от всего пережитого
не останется никакого
следа.
Пётр Ильич ЧайковскийПетр Ильич, как редкокто, любил жизнь Каждый день имел длянего значительность и прощаться с ним

Слайд 4"Времена года"
Лирическим чувством
композитора, любовью к
жизни и восхищением ею
наполнена музыка одного
из музыкальных

шедевров
Чайковского,фортепиан-ного цикла
"Времена года".


Слайд 5П. И. Чайковский «Времена года»  
Жанр: цикл фортепианных миниатюр.

Год создания: конец 1875 – 1876.

Первое издание: журнал

«Нувеллист», 1876, №№ 1 – 12.
П. И. Чайковский «Времена года»  Жанр: цикл фортепианных миниатюр.Год создания: конец 1875 – 1876.Первое издание: журнал «Нувеллист», 1876, №№ 1

Слайд 6История создания и издания цикла
   «Времена года» были написаны Чайковским по заказу.


Осенью 1875 года к композитору обратился известный петербургский издатель Н. М. Бернард с предложением написать для журнала цикл фортепианных пьес, которые публиковались бы ежемесячно и составили бы, таким образом, полный годичный круг.
История создания и издания цикла    «Времена года» были написаны Чайковским по заказу.     Осенью

Слайд 7
  К середине декабря были готовы первые две пьесы цикла
   Журнал выходил первого

числа каждого месяца, Чайковский должен был предоставлять пьесу к очередному номеру не позднее 15 числа
предыдущего месяца.
  Когда дело дошло до публикации, Н. Бернард
предложил еще одно «усовершенствование»
проекта: снабдить каждую пьесу поэтическим
эпиграфом. И против этой идеи Чайковский не
возражал.

  К середине декабря были готовы первые две пьесы цикла   Журнал выходил первого числа каждого месяца, Чайковский должен был

Слайд 8 «Времена года»-
этот цикл пьес получил такое название
уже после первой

публикации каждой
пьесы в номере журнала за
соответствующий месяц, тогда, когда
Н. Бернард решил опубликовать весь
сборник целиком
«Времена года»- этот цикл пьес получил такое названиеуже после первой публикации каждойпьесы в номере журнала засоответствующий

Слайд 9Январь У камелька
И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине

гаснет огонек, И свечка нагорела.
                                                А. С. Пушкин
Январь У камелька  И мирной неги уголок Ночь сумраком одела, В камине гаснет огонек,  И

Слайд 10Камелек -
это специфически русское название камина в дворянском доме или

какого-либо очага в крестьянском жилище. В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали. Пьеса «У камелька» рисует картинку с элегически - мечтательным настроением.
Камелек - это специфически русское название камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище. В

Слайд 11Январь У камелька
Форма пьесы - сложная трехчастная . Музыка создает настроение

покоя, умиротворенности и уюта, интимности обстановки. Мелодию легко напеть, она покоится на мягком аккомпанементе, голоса которого, в свою очередь, тоже очень мелодичны и вызывают представление о струнном по природе звучании: гибкое ведение смычка, разнообразие в степени его нажима – все это наилучшим образом может передать мельчайшие колебания и оттенки интонации. Эта аналогия может подвигнуть пианиста к поиску подобных эффектов на фортепиано.
Январь У камелька  Форма пьесы - сложная трехчастная . Музыка создает настроение покоя, умиротворенности и уюта, интимности

Слайд 12Январь У камелька

Январь У камелька

Слайд 13Февраль   Масленица
Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.      П.А.Вяземский

Февраль   Масленица Скоро масленицы  бойкойЗакипит широкий пир.      П.А.Вяземский

Слайд 14Февраль   Масленица -
это картина народного гулянья, где живописные моменты

сочетаются с звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям народных инструментов. Вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую, с постоянным возвращением первой темы. С помощью угловатых ритмических фигур Чайковский создает картину с шумными и радостными возгласами толпы, притоптыванием пляшущих ряженых. Взрывы смеха и таинственный шепот сливаются в одну яркую и пеструю картину празднества.
Февраль   Масленица -  это картина народного гулянья, где живописные моменты сочетаются с звукоподражанием музыке гуляющей толпы,

Слайд 15Февраль   Масленица
В  начале первой части Чайковский
передает характерное звучание
гармоники: два удара аккордов в

каждом
из первых двух тактов создают
впечатление растягиваемых и сжимаемых
мехов инструмента. Вслед за этим
мелодические переборы- в верхнем регистре и ответ в нижнем.

Февраль   МасленицаВ  начале первой части Чайковскийпередает характерное звучаниегармоники: два удара аккордов в каждомиз первых двух тактов создаютвпечатление

Слайд 16Февраль   Масленица

Февраль   Масленица

Слайд 17 Март Песнь жаворонка
Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны

полны              А. Н. Майков
 
Март Песнь жаворонка  Поле зыблется цветами,В небе льются света волны.Вешних жаворонков пеньяГолубые бездны полны              А.

Слайд 18 Март Песнь жаворонка
  Слушая эту пьесу, мы представляем себе

картину ранней весны: еще не ощущается радость пробуждения природы и в настроении преобладает скорее меланхолия, краски звучания еще тусклые, неяркие. Два такта вступления (только аккомпанемент) создают именно такое настроение. Новое привносит мелодия: от жаворонка в ней, быть может, мелодический узор из мелких нот в самом начале мелодии. Основная мелодия пьесы первый раз, естественно, звучит в верхнем голосе, но тут же имитируется в нижнем, словно некий отзвук из леса, и затем опять в верхнем - на сей раз уже с развитием, заключающим в себе не только вопрос первой фразы, но и ответ.
Март Песнь жаворонка       Слушая эту пьесу, мы представляем себе картину ранней

Слайд 19 Март Песнь жаворонка
           В третьей части пьесы (репризе) возвращается более спокойное состояние, движение

замедляется. Уже от исполнителя зависит интерпретация: наделить ли эту часть неким новым содержанием, или преподнести музыкальный материал как повторение, хотя мы знаем, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В конце пьесы более весомо утверждается основная тональность, соль минор: в басу дольше удерживается тоника (соль).
Март Песнь жаворонка             В третьей части пьесы (репризе) возвращается более спокойное состояние, движение замедляется. Уже

Слайд 20Март Песнь жаворонка

Март Песнь жаворонка

Слайд 21Апрель Подснежник.
Голубенький чистый Подснежник-цветок, А подле сквозистый Последний снежок.
Последние слезы О горе былом И первые грезы, О

счастьи ином...
                    А. Майков
Апрель Подснежник.  Голубенький чистый Подснежник-цветок, А подле сквозистый Последний снежок. Последние слезы О горе былом И

Слайд 22Подснежник -
растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно

после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов.
Подснежник - растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры

Слайд 23Апрель Подснежник.
Если попытаться одним словом определить характер этой пьесы, то, вероятно,

самое точное определение - трепетность. Ее передают – каждый по-своему – оба главнейших элемента музыки (Чайковского, во всяком случае): мелодия и аккомпанемент. В мелодии – короткие фразы, устремляющиеся вверх, причем каждый раз все выше и выше, как бы навстречу пробуждающейся жизни, солнцу.
Апрель Подснежник.  Если попытаться одним словом определить характер этой пьесы, то, вероятно, самое точное определение -

Слайд 24Апрель Подснежник.
        Важный элемент, создающий это настроение трепетности - ритмическая фигура аккомпанемента. По

складу он аккордовый, и самое характерное в нем – короткая пауза на сильной доле каждого такта, передающая взволнованное прерывистое дыхание.
Апрель Подснежник.         Важный элемент, создающий это настроение трепетности - ритмическая фигура аккомпанемента. По складу он аккордовый, и

Слайд 25Апрель Подснежник.

Апрель Подснежник.

Слайд 26Май Белые ночи
      Какая ночь!
На всем какая нега! Благодарю,

родной полночный край! Из царства льдов,
из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает                                         май!                                           А. Фет
 
Май Белые ночи         Какая ночь!  На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край!

Слайд 27Белые ночи-
так называются ночи в мае на севере России, когда

ночью так же светло, как и днем. Белые ночи в Петербурге, столице России, всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением. Образ белых ночей Петербурга запечатлен в полотнах русских художников и стихах русских поэтов.

-

Белые ночи- так называются ночи в мае на севере России, когда ночью так же светло, как и

Слайд 28Май Белые ночи
Не нужно никаких специальных музыкальных познаний,

чтобы сразу и непосредственно воспринять и принять эту музыку. Мелодии, из которых соткана пьеса - и это тоже черта стиля Чайковского – очень легко можно напеть: нигде их длина не входит в конфликт с природой вокальных возможностей обычного человека.
Май Белые ночи     Не нужно никаких специальных музыкальных познаний, чтобы сразу и непосредственно

Слайд 29Май Белые ночи
Средний раздел «Белых ночей» легко можно представить себе как романс,

в котором фортепиано вторит многим фразам голоса.

Май Белые ночи Средний раздел «Белых ночей» легко можно представить себе как романс, в котором фортепиано вторит

Слайд 30Май Белые ночи

Май Белые ночи

Слайд 31Июнь Баркарола
Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут
лобзать,
Звезды с таинственной

грустью
Будут над нами сиять
А. Н. Плещеев
Июнь Баркарола Выйдем на берег, там волныНоги нам будут  лобзать,Звезды с таинственной грустьюБудут над нами сиять

Слайд 32 barcarola
Итальянское слово, оно образовано от двух слов- barca, что значит «лодка»

и даже еще
ближе –«барка»,и rolla буквально «бортовая
качка».
Баркаролой в итальянской народной
музыке назывались песни лодочника, гребца
 barcarola Итальянское слово, оно образовано от двух слов- barca, что значит «лодка» и даже ещеближе –«барка»,и rolla буквально «бортоваякачка». Баркаролой

Слайд 33Июнь Баркарола
            Эта пьеса, как и остальные во «Временах года», написана в трехчастной

форме. Средняя часть вносит контраст – явственное оживление в несколько меланхолическое настроение крайних частей. Она – в мажоре, ее движение согласно ремарке композитора несколько более оживленное, и дальше, по ходу развития, музыка приобретает восторженный характер.
Июнь Баркарола             Эта пьеса, как и остальные во «Временах года», написана в трехчастной форме. Средняя часть вносит

Слайд 34Июнь Баркарола

Июнь Баркарола

Слайд 35 Июль Песнь косаря
Раззудись плечо,
Размахнись рука!
Ты пахни в лицо
Ветер с полудня!                              

   А. Кольцов

«

Июль Песнь косаря   Раззудись плечо,Размахнись рука!Ты пахни в лицоВетер с полудня!                              

Слайд 36 Июль Песнь косаря
  Музыка пьесы замечательно создает образ русского человека в труде и общении

с природой. В характере музыки ощущается радость жизни и уверенная сила. Гармония строго аккордовая, стройная - это подчеркивает ее мужественный характер. При этом в музыке слышится какая-то простоватость, безусловно, преднамеренная.
Июль Песнь косаря    Музыка пьесы замечательно создает образ русского человека в труде и общении с природой.

Слайд 37 Июль Песнь косаря
       В средней части пьесы можно расслышать характерные интонации собственно того

дела, которым занимается косарь.         
 И вот, наконец, песня звучит в полную силу -с размахом и достоинством.        
В конце пьесы песня удаляется, ее звучание затихает; остаются лишь фигурации аккомпанемента.
Июль Песнь косаря         В средней части пьесы можно расслышать характерные интонации собственно того дела,

Слайд 38Июль Песнь косаря

Июль Песнь косаря

Слайд 39Август Жатва

Люди семьями
принялися жать, Косить под корень рожь высокую!
В копны

частые снопы сложены. От возов всю ночь скрипит музыка
А. В. Кольцов
Август  ЖатваЛюди семьямипринялися жать,   Косить под корень рожь высокую!В копны частые снопы сложены. От

Слайд 40Жатва -
это сбор с поля созревших хлебов.
Жатвенная пора в жизни русского
крестьянина

- важнейшая пора. Работали
в поле семьями, как говорится, от зари до
зари. При этом много пели. “Жатва” – это
большая народная сцена из крестьянской
жизни. 
Жатва -это сбор с поля созревших хлебов.Жатвенная пора в жизни русскогокрестьянина - важнейшая пора. Работалив поле семьями,

Слайд 41Август Жатва
“Жатва” - это развернутое скерцо для фортепиано, рисующее яркую картину

из быта русского земледельца. В ней оживление, подъем, характерный для большой совместной работы крестьян. В средней части картина яркой народной сцены меняется на лирический деревенский пейзаж, характерный для среднерусской природы, на котором и разворачивается сцена жатвы.
Слышатся интонации и ритмы русских народных песен: весёлой плясовой или игровой, хороводной с их удалью, задором и добродушным юмором.
Август  Жатва“Жатва” - это развернутое скерцо для фортепиано, рисующее яркую картину из быта русского земледельца. В

Слайд 42Август Жатва

Август  Жатва

Слайд 43 Сентябрь Охота
Пора, пора! рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях

сидят;
Борзые прыгают на сворах.
            А.С. Пушкин     
Сентябрь Охота Пора, пора! рога трубят;Псари в охотничьих уборахЧем свет уж на конях сидят;Борзые прыгают на

Слайд 44 Сентябрь Охота
Музыка, рисующая образы охоты,воссоздает определенные весьма характерные
особенности тех

сигналов (и мотивов, и ритмов), которые сопровождают настоящую охоту и без которых она немыслима, особенно, когда речь идет о «большой охоте»,
Сентябрь Охота  Музыка, рисующая образы охоты,воссоздает определенные весьма характерные  особенности тех сигналов (и мотивов,

Слайд 45Сентябрь Охота
Крайние части пьесы изображают торжественный радостный, шумный выезд на охоту с

призывными звуками охотничьих рогов.В средней части картина меняется: это уже сама охота с выслеживанием и погоней за дичью. Постепенно накал звучания спадает и далее музыка первой части повторяется без изменения. Охота, несомненно, оказалась удачной
Сентябрь Охота Крайние части пьесы изображают торжественный радостный, шумный выезд на охоту с призывными звуками охотничьих рогов.В

Слайд 46Сентябрь Охота

Сентябрь Охота

Слайд 47Октябрь Осенняя песнь
Осень, осыпается
весь наш бедный
сад, 
Листья пожелтелые
по ветру летят...   

А. К. Толстой
Октябрь Осенняя песньОсень, осыпаетсявесь наш бедныйсад, Листья пожелтелыепо ветру летят...       А. К. Толстой

Слайд 48Октябрь Осенняя песнь
Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие

писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени - это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни
Октябрь Осенняя песнь Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты.

Слайд 49Октябрь Осенняя песнь
Вся пьеса - это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж

и настроение человека слиты воедино. “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, - писал композитор.
Октябрь Осенняя песнь Вся пьеса - это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино.

Слайд 50Октябрь Осенняя песнь
Мелодия «Осенней песни» начинается на
слабую долю, что усиливает выразительность
фразы. 

Эта пьеса хотя и написана в трех-
частной форме, как и все остальные в этом
цикле, отличается от большинства тем, что
средняя часть не несет контраста, в ней нет
новых музыкальных идей, но она доводит
конфликт голосов и, следовательно,
персонажей
Октябрь Осенняя песнь Мелодия «Осенней песни» начинается наслабую долю, что усиливает выразительностьфразы.  Эта пьеса хотя и написана

Слайд 51Октябрь Осенняя песнь

Октябрь Осенняя песнь

Слайд 52 Ноябрь На тройке
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед

не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши.
                                      Н. Некрасов
Ноябрь На тройке Не гляди же с тоской на дорогуИ за тройкой вослед не спешиИ тоскливую

Слайд 53Ноябрь На тройке
Эта пьеса, как и все во «Временах года»
П.

Чайковского, трехчастная. Средняя часть
представляет жанровую сценку. Песню
сменяет танец. Но вот пора уезжать…И тут то
в репризе мы слышим звучание бубенцов.
Но там песня приближалась, а здесь она
удаляется: ее фразы становятся короче .
Ноябрь На тройке  Эта пьеса, как и все во «Временах года» П. Чайковского, трехчастная. Средняя часть

Слайд 54Ноябрь На тройке

Ноябрь На тройке

Слайд 55 Декабрь Святки
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота
башмачок,
Сняв с

ноги,
бросали;
         В. А. Жуковский.
Декабрь Святки Раз в крещенский вечерокДевушки гадали:За ворота    башмачок,Сняв с ноги,

Слайд 56 Декабрь Святки
П. Чайковского замечательно создают атмосферу и настроение

этого радостного времени года – ожидания чего-то приятного и волнительного.
Композитор выбрал в качестве жанра вальс.
Музыка этого вальса грациозна: короткие всего из трех звуков состоящие мотивы прерываются паузами. П. Чайковский лишь отмечает, что пьеса должна начаться тихо (piano).
Декабрь Святки     П. Чайковского замечательно создают атмосферу и настроение этого радостного времени

Слайд 57Декабрь Святки

Декабрь Святки

Слайд 58П. И. Чайковский «Времена года»  
В мировой фортепианной литературе нет больше произведения, подобного

«Временам года» Чайковского, в котором композитор пытался бы охватить круговорот сменяющих друг друга картин природы и человеческой жизни и воплотил бы это с той же мудрой и гениальной простотой в ряде поэтических миниатюр…

П. И. Чайковский «Времена года»  В мировой фортепианной литературе нет больше произведения, подобного «Временам года» Чайковского, в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть