Слайд 1«И ПЕТЬ… И ПЛАКАТЬ… И ЛЮБИТЬ…
УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ. ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ.
7 КЛАСС.
Коршунова Ольга Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
музыки и МХК (искусство)
МАОУ лицея № 18
города Калининграда
Слайд 2«И ПЕТЬ… И ПЛАКАТЬ… И ЛЮБИТЬ…
УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ. ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ.
Цели урока:
продолжить знакомство современных школьников с историей возникновения и развития русского романса, с творчеством И.С. Тургенева и Эраста Абаза;
узнать историю рождения знаменитого романса « Утро туманное…» , историю жизни умных и благородных людей - И.С.Тургенева и Полины Виардо, Эраста Абаза;
приобщить к национальному и культурному наследию и пробудить чувство уважения к прошлому России;
осуществить смысловое чтение музыкального и словесного текстов;
показать , как личная жизнь человека становится блистательным фактом культуры – диалогом судьбы, времени и искусства;
развить самостоятельность мышления и основные метапредметные умения при работе в группе.
Слайд 3ПРИВЕТСТВИЕ И ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
ЭТАП ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ.
Слово учителя:
Сегодня мы отправимся
в русский салон начала 19 века. Станем участниками вечера, на котором прозвучат чарующие звуки очень популярной вокальной музыки. Представим себя в музыкальной гостиной. Мягкий свет ламп, рояль… Вся обстановка проникнута атмосферой поэзии и красоты... Столики с подсвечниками, мягкие широкие кресла, цветы в вазах и благородная публика, которая ждет начала выступления.
Слайд 4ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ НОКТЮРНА «РАЗЛУКА»
Слайд 5ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Вопросы:
Какие чувства
вызвало произведение?
О чём рассказала музыка?
Какие картины возникли в вашем воображении,
когда вы его слушали?
Знаете ли вы автора и название произведения?
Ответы учеников.
Слайд 6УТОЧНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.
Прозвучало одно из самых знаменитых произведений М.И. Глинки « Ноктюрн
фа-минор, «Разлука».
Слайд 7Учитель:
Вы верно почувствовали характер произведения. Музыка была нежной и печальной; прекрасной
и пленительной; страстной, чарующей, волшебной и вдохновляющей.
Так можно сказать и о произведениях, которые восходят к любимому и популярному жанру начала 19 века.. Это волнующий и хрупкий, возвышенный и понятный всем слушателям жанр вокальной музыки. Говорить о нём можно очень много.
А можно молча внимать ему… В тишине и безмолвии постигаются его таинственный смысл и сила, а под звуки плавной мелодии хочется « и петь, и плакать, и любить…»
Так называется тема нашего урока.( запись в тетради).
КОММЕНТИРОВАНИЕ ОТВЕТОВ
Слайд 8ТЕМА УРОКА «И ПЕТЬ, И ПЛАКАТЬ, И ЛЮБИТЬ…»
Слайд 9НАЙДИ ОТВЕТ
? О каком жанре пойдёт речь на уроке?
Чтобы не ошибиться, обратимся к лирической зарисовке поэта середины 19 века Василия Красова «Звуки» .
Читается стихотворение (учитель или ученик).
Слайд 10СТИХОТВОРЕНИЕ «З В У К И»
Они уносят дух –
властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить.
Душа безумная томится и желает –
И петь, и плакать, и любить…
Василий Красов
Слайд 11ПОРАБОТАЕМ В ПАРЕ
Задание:
Отметьте слова-образы в лирической миниатюре.
Как они
характеризуют лирического героя ?Каакие чувства он испытал?
Почему автор назвал звуки музыки «властительными»? Над чем они властвуют ?
Заполните Таблицу 1.( Общая работа)
Время выполнения 5-7 минут
Слайд 13ЧЕМ ПОВЕЛЕВАЮТ «ВЛАСТИТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ» МУЗЫКИ?
Душой и душой
Душой и
памятью человека
Слайд 14КАКОЙ ЖЕ ЖАНР МУЗЫКИ И ЕГО ВЛАСТИТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ ТАК ВЛАДЕЮТ ЧЕЛОВЕКОМ,
ЕГО ДУШОЙ ?
Русский романс
Слайд 15ЦЕЛЬ УРОКА
Познакомиться с одним из шедевров русского романсового творчества.
Узнать историю
появления романса «Утро туманное…» на стихи И.С.Тургенева и музыку Эраста Араза.
Определить характерные черты элегического или лирического романса.
Написать мини –сочинение. Представить работу устно.
Слайд 16« УТРО ТУМАННОЕ…»
Стихи И.С. Тургенева
Автор музыки
Эраст Аггеевич Абаза
Слайд 17 СЛУШАЕМ РОМАНС
В
дороге
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
И.С.Тургенев
Слайд 181 этап. Работа с текстом
Прочитайте историю создания романса «Утро туманное…» по
воспоминаниям и письмам современников писателя и автора музыки , выполните следующие задания:
1. Выпишите факты, которые говорят об истории возникновения и развития романса.
Что можно сказать об его авторах?
2. О чём рассказал романс? Определите круг его тем, найдите главную. Кто герои ?
3. Определите характерные черты жанра.
Составьте обобщающий ответ( напишите сочинение – миниатюру)и дайте своё толкование жанра - «элегический романс».
Работаем индивидуально и всей группой.
Слайд 19 ГРУППОВАЯ РАБОТА
На всех столах – стихотворение И.С.Тургенева, информация о любви
И.Тургенева к знаменитой певице, информация о жизни и семье Эраста Аггеевича Абаза, карточка прошлого урока « Романс и его виды», листок-словарь «Элегия как литературный жанр».
1 группа работает с письмами И.Тургенева к П. Виардо.
2 группа изучает материал по биографии Э.Абаза, его отношение к музыке.
3 группа – работает по фрагменту статьи В.В Розанова «Полина Виардо и Тургенев».
4 группа изучает материалы по письмам и высказываниям современников И.С.Тургенева.
Пауза в показе презентации.
Слайд 21ГРУППА ПЕРВАЯ.«ЛЮБОВЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ»
Лирический романс – это вокальное произведение
философского характера и темы, с простой, но очень красивой мелодией, повествующей о Любви.
Слайд 22ГРУППА ВТОРАЯ « СВЕТЛАЯ ПЕЧАЛЬ…»
Романс близок народной лирической песне – протяжной,
грустной и очень мелодичной. Наверное, такую мелодию мог услышать не только профессиональный композитор, но и музыкант- любитель. Правда, нужно обладать и вкусом, и возвышенной, чуткой душой . О таких чувствах написаны романсы в жанре « жестокий романс». Он стал очень популярным в обществе 19 века.
Такой романс создал и Эраст Абаза – герой и лихой гусар, похожий на поэта Дениса Давыдова..
Романс – лирическая любовная песня, очень грустная.
Слайд 23РОМАНС – ЭТО «ВЛАСТИТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ ЛЮБВИ»
ГРУППА 3. МУЗА ИВАНА ТУРГЕНЕВА
«МНОГОЕ ВСПОМНИШЬ РОДНОЕ ДАЛЕКОЕ…»
«…Мы слишком хорошо понимали друг друга, чтобы заботиться о том, что о нас говорят, ибо обоюдное наше положение было признано законным теми, кто нас знал и ценил. Если русские дорожат именем Тургенева, то я с гордостью могу сказать, что сопоставленное с ним имя Виардо никак его не умаляет…»,- так сказала о своих отношениях с И.С. Тургеневым Полина Виардо.
Так могла написать очень умная и талантливая во всём женщина Она стала музой И.С.Тургенева. Этого достаточно, чтобы звучали «властительные звуки» Музыки и Русского Слова. А Эраст Абаза все понял в стихах Тургенева и написал гениальную музыку.
Настоящие чувства и настоящее искусство воздействуют на людей, делают их Романтиками!
Слайд 25РОМАНС – ЭТО ОСОБАЯ «ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ» О ЛЮБВИ И КРАСОТЕ ЛЮДЕЙ,
СОЗДАННАЯ НА СТИХИ ПОЭТА. ЧАЩЕ ВСЕГО ТАКОЙ СТИХ РОМАНТИЧЕСКИЙ, ПЛАВНЫЙ ПО РИТМУ, С РАЗМЫШЛЕНИЯМИ О ЖИЗНИ, С ЗАПОМИНАЮЩИМИСЯ СЛОВАМИ. ГЛАВНАЯ ТЕМА РОМАНСА-ЛЮБОВЬ И ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА.
Группа 4.
Почему Эрасту Абаза удалось написать такой изумительный и красивый романс ?
Да потому, что и сам он был человеком с красивой душой. Русский дворянин, офицер, прекрасно воспитанный и образованный, верующий, Эраст Аггеевич Абаза отдал жизнь Отечеству, обороняя Севасто-поль в Крымской войне. Он мог кутить, играть в карты, нарушать «предписа-ния», но… благородства души не пропьёшь!!!
Романс « Утро туманное…» рассказывает нам о красоте , душевной красоте человека, о его переживаниях. Романс трогает всех, даже наше поколение…
Слайд 26ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА
Комментирование и оценка работ учителем и всеми участниками групповой работы.
Заполнение
«Листов самооценки».
Слово учителя.
Завершение урока прослушиванием романса в исполнении
Е.В.Образцовой.