Презентация, доклад на тему Урок-презентация по музыке и литературе Утро туманное... Из истории русского романса.

Содержание

«И ПЕТЬ… И ПЛАКАТЬ… И ЛЮБИТЬ… УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ. ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ. Цели урока:продолжить знакомство современных школьников с историей возникновения и развития русского романса, с творчеством И.С. Тургенева и Эраста Абаза; узнать

Слайд 1«И ПЕТЬ… И ПЛАКАТЬ… И ЛЮБИТЬ… УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ. ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ.

7 КЛАСС.

Коршунова Ольга Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
музыки и МХК (искусство)
МАОУ лицея № 18
города Калининграда

«И ПЕТЬ… И ПЛАКАТЬ… И ЛЮБИТЬ… УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ. ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ.

Слайд 2«И ПЕТЬ… И ПЛАКАТЬ… И ЛЮБИТЬ… УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ. ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ.

Цели урока:
продолжить знакомство современных школьников с историей возникновения и развития русского романса, с творчеством И.С. Тургенева и Эраста Абаза;
узнать историю рождения знаменитого романса « Утро туманное…» , историю жизни умных и благородных людей - И.С.Тургенева и Полины Виардо, Эраста Абаза;
приобщить к национальному и культурному наследию и пробудить чувство уважения к прошлому России;
осуществить смысловое чтение музыкального и словесного текстов;
показать , как личная жизнь человека становится блистательным фактом культуры – диалогом судьбы, времени и искусства;
 развить самостоятельность мышления и основные метапредметные умения при работе в группе.

«И ПЕТЬ… И ПЛАКАТЬ… И ЛЮБИТЬ… УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ. ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ. Цели урока:продолжить знакомство современных школьников

Слайд 3ПРИВЕТСТВИЕ И ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
ЭТАП ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ.

Слово учителя:
Сегодня мы отправимся

в русский салон начала 19 века. Станем участниками вечера, на котором прозвучат чарующие звуки очень популярной вокальной музыки. Представим себя в музыкальной гостиной. Мягкий свет ламп, рояль… Вся обстановка проникнута атмосферой поэзии и красоты... Столики с подсвечниками, мягкие широкие кресла, цветы в вазах и благородная публика, которая ждет начала выступления.
ПРИВЕТСТВИЕ И ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯЭТАП ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ.Слово учителя: Сегодня мы отправимся в русский салон начала 19 века.

Слайд 4ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ НОКТЮРНА «РАЗЛУКА»

ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ НОКТЮРНА «РАЗЛУКА»

Слайд 5ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Вопросы:
Какие чувства

вызвало произведение?
О чём рассказала музыка?
Какие картины возникли в вашем воображении,
когда вы его слушали?
Знаете ли вы автора и название произведения?

Ответы учеников.
ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.Вопросы:       Какие чувства вызвало произведение?

Слайд 6УТОЧНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.
Прозвучало одно из самых знаменитых произведений М.И. Глинки « Ноктюрн

фа-минор, «Разлука».
УТОЧНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.Прозвучало одно из самых знаменитых произведений М.И. Глинки « Ноктюрн фа-минор, «Разлука».

Слайд 7Учитель:
Вы верно почувствовали характер произведения. Музыка была нежной и печальной; прекрасной

и пленительной; страстной, чарующей, волшебной и вдохновляющей.
Так можно сказать и о произведениях, которые восходят к любимому и популярному жанру начала 19 века.. Это волнующий и хрупкий, возвышенный и понятный всем слушателям жанр вокальной музыки. Говорить о нём можно очень много.
А можно молча внимать ему… В тишине и безмолвии постигаются его таинственный смысл и сила, а под звуки плавной мелодии хочется « и петь, и плакать, и любить…»
Так называется тема нашего урока.( запись в тетради).

КОММЕНТИРОВАНИЕ ОТВЕТОВ

Учитель:Вы верно почувствовали характер произведения. Музыка была нежной и печальной; прекрасной и пленительной; страстной, чарующей, волшебной и

Слайд 8ТЕМА УРОКА «И ПЕТЬ, И ПЛАКАТЬ, И ЛЮБИТЬ…»

ТЕМА УРОКА «И ПЕТЬ, И ПЛАКАТЬ, И ЛЮБИТЬ…»

Слайд 9НАЙДИ ОТВЕТ
? О каком жанре пойдёт речь на уроке?

Чтобы не ошибиться, обратимся к лирической зарисовке поэта середины 19 века Василия Красова «Звуки» .

Читается стихотворение (учитель или ученик).



НАЙДИ ОТВЕТ? О каком жанре пойдёт речь на уроке?     Чтобы не ошибиться, обратимся

Слайд 10СТИХОТВОРЕНИЕ «З В У К И»
Они уносят дух –

властительные звуки! В них упоение мучительных страстей, В них голос плачущей разлуки, В них радость юности моей! Взволнованное сердце замирает, Но я тоски не властен утолить. Душа безумная томится и желает – И петь, и плакать, и любить… Василий Красов
СТИХОТВОРЕНИЕ  «З В У К И» Они уносят дух – властительные звуки! В них упоение мучительных

Слайд 11ПОРАБОТАЕМ В ПАРЕ
Задание:
Отметьте слова-образы в лирической миниатюре.
Как они

характеризуют лирического героя ?Каакие чувства он испытал?
Почему автор назвал звуки музыки «властительными»? Над чем они властвуют ?
Заполните Таблицу 1.( Общая работа)

Время выполнения 5-7 минут
ПОРАБОТАЕМ В ПАРЕЗадание:Отметьте  слова-образы в лирической миниатюре. Как они характеризуют лирического героя ?Каакие чувства он испытал?Почему

Слайд 12 СЛОВА - ОБРАЗЫ


СЛОВА - ОБРАЗЫ

Слайд 13ЧЕМ ПОВЕЛЕВАЮТ «ВЛАСТИТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ» МУЗЫКИ?

Душой и душой

Душой и

памятью человека

ЧЕМ ПОВЕЛЕВАЮТ «ВЛАСТИТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ» МУЗЫКИ?Душой и душой   Душой и памятью человека

Слайд 14КАКОЙ ЖЕ ЖАНР МУЗЫКИ И ЕГО ВЛАСТИТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ ТАК ВЛАДЕЮТ ЧЕЛОВЕКОМ,

ЕГО ДУШОЙ ?

Русский романс

КАКОЙ ЖЕ ЖАНР МУЗЫКИ И ЕГО ВЛАСТИТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ ТАК ВЛАДЕЮТ ЧЕЛОВЕКОМ, ЕГО ДУШОЙ ?Русский романс

Слайд 15ЦЕЛЬ УРОКА
Познакомиться с одним из шедевров русского романсового творчества.

Узнать историю

появления романса «Утро туманное…» на стихи И.С.Тургенева и музыку Эраста Араза.

Определить характерные черты элегического или лирического романса.
Написать мини –сочинение. Представить работу устно.
ЦЕЛЬ УРОКА Познакомиться с одним из шедевров русского романсового творчества.Узнать историю появления романса «Утро туманное…» на стихи

Слайд 16« УТРО ТУМАННОЕ…»
Стихи И.С. Тургенева

Автор музыки
Эраст Аггеевич Абаза
« УТРО ТУМАННОЕ…» Стихи И.С. Тургенева       Автор музыки

Слайд 17 СЛУШАЕМ РОМАНС
В

дороге
Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. Вспомнишь обильные страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи, последние встречи, Тихого голоса звуки любимые. Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное далекое, Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое.
И.С.Тургенев
СЛУШАЕМ РОМАНС        В дорогеУтро туманное, утро седое, Нивы

Слайд 181 этап. Работа с текстом
Прочитайте историю создания романса «Утро туманное…» по

воспоминаниям и письмам современников писателя и автора музыки , выполните следующие задания:
1. Выпишите факты, которые говорят об истории возникновения и развития романса.
Что можно сказать об его авторах?
2. О чём рассказал романс? Определите круг его тем, найдите главную. Кто герои ?
3. Определите характерные черты жанра.
Составьте обобщающий ответ( напишите сочинение – миниатюру)и дайте своё толкование жанра - «элегический романс».
Работаем индивидуально и всей группой.


1 этап. Работа с текстом Прочитайте историю создания романса «Утро туманное…» по воспоминаниям и письмам современников писателя

Слайд 19 ГРУППОВАЯ РАБОТА
На всех столах – стихотворение И.С.Тургенева, информация о любви

И.Тургенева к знаменитой певице, информация о жизни и семье Эраста Аггеевича Абаза, карточка прошлого урока « Романс и его виды», листок-словарь «Элегия как литературный жанр».
1 группа работает с письмами И.Тургенева к П. Виардо.
2 группа изучает материал по биографии Э.Абаза, его отношение к музыке.
3 группа – работает по фрагменту статьи В.В Розанова «Полина Виардо и Тургенев».
4 группа изучает материалы по письмам и высказываниям современников И.С.Тургенева.
Пауза в показе презентации.
ГРУППОВАЯ РАБОТАНа всех столах – стихотворение И.С.Тургенева, информация о любви И.Тургенева к знаменитой певице, информация о

Слайд 20ЗАЩИТА ПРОЕКТА МИНИ-СОЧИНЕНИЯ

ЗАЩИТА ПРОЕКТА МИНИ-СОЧИНЕНИЯ

Слайд 21ГРУППА ПЕРВАЯ.«ЛЮБОВЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ»
Лирический романс – это вокальное произведение

философского характера и темы, с простой, но очень красивой мелодией, повествующей о Любви.
ГРУППА ПЕРВАЯ.«ЛЮБОВЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ» Лирический романс – это вокальное произведение философского характера и темы, с простой,

Слайд 22ГРУППА ВТОРАЯ « СВЕТЛАЯ ПЕЧАЛЬ…»
Романс близок народной лирической песне – протяжной,

грустной и очень мелодичной. Наверное, такую мелодию мог услышать не только профессиональный композитор, но и музыкант- любитель. Правда, нужно обладать и вкусом, и возвышенной, чуткой душой . О таких чувствах написаны романсы в жанре « жестокий романс». Он стал очень популярным в обществе 19 века.
Такой романс создал и Эраст Абаза – герой и лихой гусар, похожий на поэта Дениса Давыдова..
Романс – лирическая любовная песня, очень грустная.









ГРУППА ВТОРАЯ « СВЕТЛАЯ ПЕЧАЛЬ…»Романс близок народной лирической песне – протяжной, грустной и очень мелодичной. Наверное, такую

Слайд 23РОМАНС – ЭТО «ВЛАСТИТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ ЛЮБВИ»

ГРУППА 3. МУЗА ИВАНА ТУРГЕНЕВА

«МНОГОЕ ВСПОМНИШЬ РОДНОЕ ДАЛЕКОЕ…»

«…Мы слишком хорошо понимали друг друга, чтобы заботиться о том, что о нас говорят, ибо обоюдное наше положение было признано законным теми, кто нас знал и ценил. Если русские дорожат именем Тургенева, то я с гордостью могу сказать, что сопоставленное с ним имя Виардо никак его не умаляет…»,- так сказала о своих отношениях с И.С. Тургеневым Полина Виардо.
Так могла написать очень умная и талантливая во всём женщина Она стала музой И.С.Тургенева. Этого достаточно, чтобы звучали «властительные звуки» Музыки и Русского Слова. А Эраст Абаза все понял в стихах Тургенева и написал гениальную музыку.
Настоящие чувства и настоящее искусство воздействуют на людей, делают их Романтиками!

РОМАНС – ЭТО «ВЛАСТИТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ ЛЮБВИ»       ГРУППА 3.

Слайд 24ГРУППА 4. «ГУСАР И ПЕВЕЦ»

ГРУППА 4.    «ГУСАР И ПЕВЕЦ»

Слайд 25РОМАНС – ЭТО ОСОБАЯ «ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ» О ЛЮБВИ И КРАСОТЕ ЛЮДЕЙ,

СОЗДАННАЯ НА СТИХИ ПОЭТА. ЧАЩЕ ВСЕГО ТАКОЙ СТИХ РОМАНТИЧЕСКИЙ, ПЛАВНЫЙ ПО РИТМУ, С РАЗМЫШЛЕНИЯМИ О ЖИЗНИ, С ЗАПОМИНАЮЩИМИСЯ СЛОВАМИ. ГЛАВНАЯ ТЕМА РОМАНСА-ЛЮБОВЬ И ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА.

Группа 4.
Почему Эрасту Абаза удалось написать такой изумительный и красивый романс ?
Да потому, что и сам он был человеком с красивой душой. Русский дворянин, офицер, прекрасно воспитанный и образованный, верующий, Эраст Аггеевич Абаза отдал жизнь Отечеству, обороняя Севасто-поль в Крымской войне. Он мог кутить, играть в карты, нарушать «предписа-ния», но… благородства души не пропьёшь!!!
Романс « Утро туманное…» рассказывает нам о красоте , душевной красоте человека, о его переживаниях. Романс трогает всех, даже наше поколение…

РОМАНС – ЭТО ОСОБАЯ «ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ» О ЛЮБВИ И КРАСОТЕ ЛЮДЕЙ, СОЗДАННАЯ НА СТИХИ ПОЭТА. ЧАЩЕ ВСЕГО

Слайд 26ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА
Комментирование и оценка работ учителем и всеми участниками групповой работы.
Заполнение

«Листов самооценки».
Слово учителя.
Завершение урока прослушиванием романса в исполнении
Е.В.Образцовой.
ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКАКомментирование и оценка работ учителем и всеми участниками групповой работы.Заполнение «Листов самооценки». Слово учителя.Завершение урока прослушиванием

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть