Слайд 1«МОГУЧАЯ КУЧКА»
Презентацию подготовила: Дутова
Александра Владимировна
преподаватель теоретических дисциплин МБУДО СДШИ
Слайд 2Цель: познакомить учащихся с творческим объединением композиторов XIX века «Могучая кучка».
Задачи:
Пробуждать
интерес к музыке;
Совершенствовать музыкальное восприятие;
Воспитывать чувство патриотизма, пробуждать интерес к русской классической музыке.
Слайд 3«Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге
в конце 1850-х и начале 1860-х годов.
Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов.
Слайд 4Влади́мир Васи́льевич Ста́сов (1824 – 1906) —русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист,
общественный деятель.
Слайд 5Случайно употребленное Стасовым в 1867 году выражение «могучая кучка» прочно вошло
в жизнь и стало служить общепринятым наименованием группы композиторов, куда входили: Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910), Модест Петрович Мусоргский (1839-1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835-1918). Часто «Могучая кучка» именуется «Новой русской музыкальной школой», а также «Балакиревским кружком», по имени её руководителя М.А. Балакирева. За границей эту группу музыкантов называли «Пятёрка» по числу главных представителей. Композиторы «Могучей кучки» выступили на творческую арену в период огромного общественного подъёма 60-х годов 19 века.
Слайд 6В.В. Стасов вдохновлял их на создание музыкальных полотен, достойных великой России.
Он назвал эту группу «Могучей кучкой». «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов…». – писал Стасов в своей статье после одного из концертов под управлением Балакирева.
Слайд 7Милий Алексеевич Балакирев (1836 -1910) – тогда молодой, ярко талантливый, образованный
музыкант, отличный пианист, великолепный композитор – пользовался огромным авторитетом у своих товарищей. Он направлял их по пути развития национальной русской музыки, помогал овладевать основами композиторской техники.
Слайд 8Модест Петрович Мусоргский (1839—1881) — русский композитор. Главным его творением являются
оперы «Борис Годунов», «Хованщина», сюита «Картинки с выставки».
Слайд 9Александр Порфирьевич Бородин (1833 -1887) — русский композитор, учёный-химик. Им создано более 40
научных работ по химии. Знаменитые музыкальные произведения А.П. Бородина: опера «Князь Игорь», симфония №2 «Богатырская», инструментальные произведения.
Слайд 10Цезарь Антонович Кюи (1835 - 1918) — русский
композитор, инженер-генерал. Написал 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне, 1869), «Анджело» (на сюжет драмы Виктора Гюго, 1875), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма-отца, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др.
Слайд 11Николай Андреевич Римский - Корсаков (1844 — 1908) Русский композитор, педагог,
дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик. Н.А. Римского – Корсакова называют композитором – сказочником. Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
Слайд 12Всех членов «Могучей кучки» объединяло стремление продолжить дело М.И. Глинки во славу и процветание
отечественной музыки. Как и у М.И. Глинки, жизнь народа стала главной темой их творчества, объектом постоянного наблюдения, изучения. Они воссоздавали её через события истории и через образы поэтических сказок и былин; через философские раздумья о судьбах Родины и яркие картины быта, через образы русских людей всех сословий и времен. По словам В.В. Стасова, балакиревцы развернули перед слушателями «океан русских людей, жизни, характеров, отношений». Балакиревцы восхищались красотой русской народной песни. 40 русских народных песен собрал и обработал М.А. Балакирев, 100 — Н.А. Римский-Корсаков. Любовь к русской песне отразилась и на стиле произведений самих композиторов, отличающихся ясным национальным колоритом. Живо интересовались «кучкисты» и песнями других народов России, особенно мелодиями Кавказа и Средней Азии.
Слайд 13Творчество композиторов «Могучей кучки» является высочайшим образцом музыкального искусства; вместе с
тем оно доступно, дорого и понятно самым широким кругам слушателей. В этом его огромная непреходящая ценность.
Музыка, созданная этим маленьким, но могучим по своим силам коллективом, является высоким примером служения своим искусством народу, пример подлинной творческой дружбы, пример героического художественного труда.
Слайд 14Комиссарская М.А., «Русская музыка 19 века».:[Текст]/ Русская музыка 19 века Москва,
2010;
Рацкая Л.А., «История русской музыки».:[Текст]/ История русской музыки, Москва, 2011;
Гордеева Е.М., Композиторы «Могучей кучки».:[Текст]/ Могучей кучки, Москва, 2011;
Зорина А.П., «Могучая кучка».:[Текст]/ Могучая кучка, Ленинград, 2014.
Использованные материалы: