Презентация, доклад на тему С.В. Рахманинов в г. Ростове-на-Дону-материал для дополнительного образования по музыке (средние и старшие классы)

Содержание

Сергей Васильевич РахманиновВыдающийся русский композитор, пианист, дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль.

Слайд 1 С.В.РАХМАНИНОВ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ


Слайд 3Сергей Васильевич Рахманинов
Выдающийся русский композитор, пианист, дирижёр.
Синтезировал в своём творчестве

принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль.
Сергей Васильевич РахманиновВыдающийся русский композитор, пианист, дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ

Слайд 4В нашем городе среди других учебных заведений особо выделяется Ростовская государственная

консерватория, которая была открыта в 1967 году как Ростовский государственный музыкально-педагогический институт. В 1992 году Ростовской государственной консерватории было присвоено имя выдающегося русского композитора и пианиста С. В. Рахманинова.
В нашем городе среди других учебных заведений особо выделяется Ростовская государственная консерватория, которая была открыта в 1967

Слайд 5Концертная деятельность в Ростове
С.В.Рахманинов получил прекрасное консерваторское образование по двум направлениям

– как пианист и как композитор. Свою регулярную и интенсивную концертную деятельность С.Рахманинов начал в сезоне 1909-1910 г. В первые сезоны он гораздо больше дирижировал, чем играл, но вскоре соотношение поменялось в пользу клавирабендов. Уже окруженный быстро пришедшей к нему славой, музыкант гастролировал в нашем городе пять раз – в 1911, 1913, 1915 (дважды) и 1917 годах.
Концертная деятельность в РостовеС.В.Рахманинов получил прекрасное консерваторское образование по двум направлениям – как пианист и как композитор.

Слайд 69 ноября 1911 года. Первый концерт в Ростове. Программа: Соната № 1

d-moll op. 38, «Элегия», Прелюдия cis-moll, «Мелодия» и «Полишинель» из op. 3, Баркарола и «Юмореска» из op. 10, пять прелюдий из op. 23 (в этом сезоне Рахманинов играл также Вариации на тему Шопена op. 22, прелюдии из op. 32, этюды-картины из op. 33).

Концерт проходил в Асмоловском театре, располагавшемся на Таганрогском проспекте (в настоящее время пр. Буденновский, 40, рядом с Домом офицеров). «…Полный театр. Местный музыкальный мир весь налицо. Напряженное ожидание. Появляется С. В. Рахманинов. Угрюмое лицо. Высокая фигура, несколько согбенная, как бы под тяжестью мрачных дум… Артист начинает… вдохновенно изливает в звуках свою душу… Трагические настроения изредка сменяются тихой грустью…Рахманинов царит над инструментом… В лице концертанта – замечательный композитор и идеальный интерпретатор собственных произведений.» (Газета «Приазовский край» от 11 ноября 1911 г.)

9 ноября 1911 года. Первый концерт в Ростове. Программа: Соната № 1 d-moll op. 38, «Элегия», Прелюдия cis-moll,

Слайд 7Особым был сезон 1915/16 г.: ровно в половине из 24 рахманиновских

клавирабендов звучала музыка А.Н.Скрябина, скоропостижно скончавшегося 14 апреля. Скрябинский тур по России Рахманинов начал с Ростова 20 октября 1915 года.
Программа: Прелюдии op. 11, Соната-фантазия № 2 gis-moll op. 19, Фантазия H-dur op. 28, Поэма Fis-dur op. 32, Сатаническая поэма op. 36, Этюды из op. 42, Соната № 5 op. 53.

Концерт проходил в здании бывшей Торговой школы на ул. Сенной – ныне корпус экономического и юридического факультетов Ростовского государственного университета (ул. М. Горького, 88).

Перед самым окончанием концерта, когда композитор готовился играть на «бис», кто-то из публики крикнул: «Свое!», на что Рахманинов спокойно и медленно ответил: «Скрябина!» и сыграл еще несколько скрябинских этюдов.

Особым был сезон 1915/16 г.: ровно в половине из 24 рахманиновских клавирабендов звучала музыка А.Н.Скрябина, скоропостижно скончавшегося

Слайд 8Отклик местной прессы:
«…Скрябин на своем пути создал немало такого, что никто

не может исполнить так ярко, как Рахманинов. …[Он] восхищает нас своей львиной мощью, мечтательностью и безупречным блеском… Многочисленная публика, переполнившая большой зал Торговой школы, прослушала весь концерт с наслаждением и с искренней благодарностью высокоталантливому артисту». («Приазовский край» от 22 октября 1915 г.)
Отклик местной прессы:«…Скрябин на своем пути создал немало такого, что никто не может исполнить так ярко, как

Слайд 9«Красивое полнозвучие, властные ритмы, светлое ликование… Рахманинов играл, конечно, блестяще, великолепно

и бесподобно и как аккомпаниатор [ансамблист], и как солист; самые сильные и изысканные выражения в данном направлении совершенно бессильны выразить прелесть живых ощущений… Кудесник звуков, с такой же, как у Листа, энергией, но только с русскою душой. Игра Рахманинова достигла идеального и притом специфически рахманиновского совершенства.
Концерт прошел при переполненном зале и закончился шумными, восторженными овациями». («Приазовский край» от 9 ноября 1915 г.)
«Красивое полнозвучие, властные ритмы, светлое ликование… Рахманинов играл, конечно, блестяще, великолепно и бесподобно и как аккомпаниатор [ансамблист],

Слайд 10Последнее выступление музыканта в нашем городе прошло 26 января 1917 года как Шестое

музыкальное собрание Ростовского отделения Российского музыкального общества. Таким образом, Ростов – вместе с Таганрогом, где артист выступал на следующий день, – оказался в числе последних российских городов, слышавших Рахманинова.
Программа: Соната № 2, Вариации на тему Шопена, восемь Этюдов-картин из op. 39 (еще неопубликованных), несколько ранних произведений, в том числе «Полишинель».
Концерт прошел в зале музучилища, которое располагалось на ул. Большой Садовой. Выступление Рахманинова сопровождалось настоящим триумфом. (Газета «Ростовская речь» от 28 января 1917 г.)

Последний концерт в Ростове-на-Дону

Последнее выступление музыканта в нашем городе прошло 26 января 1917 года как Шестое музыкальное собрание Ростовского отделения Российского музыкального

Слайд 11Ростовские друзья
В Ростове жили и общались с Рахманиновым три близких ему

человека. Во всех трех случаях это была не только взаимная личная приязнь, но и творческое сотрудничество – в разных его формах. Этническая принадлежность этих людей – еврей, грек и армянка – своеобразно отражают многонациональный состав населения города. Все трое оставили воспоминания о своем великом друге. Это: Пресман Матвей Леонтьевич , Авьерино Николай Константинович и Шагинян Мариэтта Сергеевна
Ростовские друзьяВ Ростове жили и общались с Рахманиновым три близких ему человека. Во всех трех случаях это

Слайд 12Пресман Матвей Леонтьевич (1870–1941)
Коренной ростовчанин. Окончил Московскую консерваторию (с большой серебряной медалью)

по классу фортепиано профессора В. И. Сафонова (1891). В 1918–1921 гг. был профессором Донской (Ростов-на-Дону), в 1921–1922 – Азербайджанской (Баку) консерваторий. Рахманинов назовет его «выдающимся педагогом» (письмо от 24 апреля 1925 г.).
Благодаря М.Пресману, в начале XX века Ростов стал одним из первых российских городов, где широко зазвучала музыка Рахманинова. Позднее композитор посвятил ему Сонату для фортепиано № 2 b-moll op.36 (1913), которую исполнял в Ростове.
Пресман Матвей Леонтьевич (1870–1941)Коренной ростовчанин. Окончил Московскую консерваторию (с большой серебряной медалью) по классу фортепиано профессора В. И.

Слайд 13Авьерино Николай Константинович (1872–1950)
Уроженец Таганрога, из обрусевших греков. В 1889–1894 гг. учился

в Московской консерватории по классу скрипки профессора И.Гржимали. В 1912г., после ухода М.Пресмана с поста директора музыкального училища, принял приглашение Ростовского отделения ИРМО занять эту должность и оставался в ней в течение нескольких лет. Один из организаторов концертов знаменитых музыкантов и коллективов в Ростове – Артура Рубинштейна (1912), Леонида Собинова (1914), Федора Шаляпина (1915), оркестра С.Кусевицкого (1913). Начало дружбы с Рахманиновым относится к 1889 г. В сезоне 1895/96 г. они совместно выступали на юге России, исполняя, в частности, Сонату для скрипки и фортепиано Грига. Из пяти выступлений Рахманинова в Ростове четыре приходятся на период директорства Авьерино.
Авьерино Николай Константинович (1872–1950)Уроженец Таганрога, из обрусевших греков. В 1889–1894 гг. учился в Московской консерватории по классу скрипки

Слайд 14Шагинян Мариэтта Сергеевна (1888–1982)
Писатель, поэт, эссеист, критик. В детстве и юности подолгу

жила в Нахичевани, училась в гимназии, потом провела здесь годы с 1915 по 1920г.г. Сотрудничала в московской прессе, в ростовской газете «Приазовский край», других изданиях Юга России, опубликовала две книги стихов, сборники рассказов. Принадлежала кругу либеральной интеллигенции. В 1917–1918 годах преподавала в Ростовском музыкальном училище (консерватории) историю искусства и эстетику.
Шагинян Мариэтта Сергеевна (1888–1982)Писатель, поэт, эссеист, критик. В детстве и юности подолгу жила в Нахичевани, училась в гимназии,

Слайд 15Особые поручения
В 1909 году, под мягким нажимом музыкальной общественности, в первую

очередь С. И. Танеева, С.В.Рахманинов принял высший тогда в России музыкально-административный пост помощника по музыкальной части председателя главной дирекции ИРМО (председателем по традиции была особа императорской фамилии – принцесса Е. Г. Саксен-Альтенбургская). В его обязанности входило инспектирование учебных заведений и вообще всех отделений общества в России.
Особые порученияВ 1909 году, под мягким нажимом музыкальной общественности, в первую очередь С. И. Танеева, С.В.Рахманинов принял

Слайд 16В эмиграции
 Вскоре после революции 1917 года в России  
С.В. Рахманинов вместе с

женой и детьми покинул Россию. 1 ноября 1918 года Рахманинов вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк, где начал бурную концертную деятельность в США как пианист. Рахманинов не прекращал её вплоть до своей смерти, давая десятки концертов за сезон. Однако композитора на чужбине постиг творческий кризис, который продолжался около 10 лет. Многие знакомые связывали это с глубокой тоской по Родине, которую он ощущал.

В годы Великой Отечественной войны он дал в США несколько концертов. Денежный сбор от одного из своих концертов композитор передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.
Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, США, не дожив трёх дней до своего 70-го дня рождения.

В эмиграции Вскоре после революции 1917 года в России  С.В. Рахманинов вместе с женой и детьми покинул Россию. 1

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть