Презентация, доклад на тему Симфоническое творчество П. И. Чайковского

Содержание

Попробуйте ответить:Что такое симфония?Есть ли в симфониях названия?Слушали ли вы симфонии?Где можно услышать симфонию?Кто исполняет симфонию?Что вы знаете о Чайковском?

Слайд 1Симфоническое творчество

П.И. Чайковского
Симфоническое творчество          П.И. Чайковского

Слайд 2Попробуйте ответить:
Что такое симфония?
Есть ли в симфониях названия?
Слушали ли вы симфонии?
Где

можно услышать симфонию?
Кто исполняет симфонию?
Что вы знаете о Чайковском?
Попробуйте ответить:Что такое симфония?Есть ли в симфониях названия?Слушали ли вы симфонии?Где можно услышать симфонию?Кто исполняет симфонию?Что вы

Слайд 3Симфония – это?..
Музыкальный жанр
Основное действующее лицо и исполнитель в ней –

симфонический оркестр
Управляет симфонией дирижер
В симфонии четыре части
Время звучания – от 30 минут до часа.

Это крупный музыкальный жанр в исполнении симфонического оркестра


Симфония – это?..Музыкальный жанрОсновное действующее лицо и исполнитель в ней – симфонический оркестрУправляет симфонией дирижерВ симфонии четыре

Слайд 4Симфонический оркестр
Работа дирижера

Симфонический оркестрРабота дирижера

Слайд 51840-1893
Петр Ильич Чайковский

1840-1893Петр Ильич Чайковский

Слайд 6Чайковский Петр Ильич родился в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии

(ныне город Воткинск, Удмуртия) 25 апреля (7мая) 1840 г. в семье выдающегося русского инженера Ильи Петровича Чайковского
Чайковский Петр Ильич родился в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия) 25 апреля

Слайд 7Детство П. И. Чайковского
Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла

на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта.

Способности к музыке у Пети Чайковского проявились рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления.
В 1850-1859 по желанию родителей Чайковский учился в Училище правоведения, после чего был определен на службу в Министерство юстиции.
В 1855-1858 брал уроки игры на фортепиано у известного в то время пианиста Р. Кюндингера, который был невысокого мнения о способностях будущего композитора.

Детство П. И. ЧайковскогоРодители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме

Слайд 8Консерватория
Лишь в 1861 Петр Чайковский приступил к серьезным занятиям в музыкальных

классах Петербургского отделения Русского музыкального общества. Осенью 1862 он стал студентом преобразованной из музыкальных классов Петербургской консерватории, которую с отличием окончил в 1865 по классам А. Г. Рубинштейна, высоко ценившего талант ученика, и Н. И. Зарембы.

Тогда же были написаны первые крупные сочинения для симфонического оркестра: увертюра «Гроза» (к драме Александра Николаевича Островского, 1864) и Увертюра фа-мажор (1865), «Характерные танцы», кантата для солистов, хора и оркестра на оду Шиллера «К радости» (дипломная работа), камерные произведения. Оставив службу в мае 1863, зарабатывал на жизнь уроками.

КонсерваторияЛишь в 1861 Петр Чайковский приступил к серьезным занятиям в музыкальных классах Петербургского отделения Русского музыкального общества.

Слайд 9В 1866 Чайковский был приглашен на должность профессора в Московскую консерваторию.
Активно

участвуя в музыкальной жизни Москвы, Чайковский регулярно выступал в печати в качестве музыкального критика, из-за постоянной нужды в деньгах в 1871-76 работал музыкальным рецензентом газет
В 1866 Чайковский был приглашен на должность профессора в Московскую консерваторию.Активно участвуя в музыкальной жизни Москвы, Чайковский

Слайд 10Личная жизнь композитора не складывалась. В 1877 он женился на бывшей

консерваторской студентке Антонине Милюковой.
Брак этот оказался крайне несчастливым; связанные с ним переживания чуть не довели Петра Чайковского до самоубийства.
В 1878 он фактически бежал из России и в течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии).

Личная жизнь

Личная жизнь композитора не складывалась. В 1877 он женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой. Брак этот

Слайд 11В 1877 Чайковского взяла под свое финансовое покровительство

Н. Ф. фон Мекк — одна из богатейших женщин России, вдова крупного промышленника. Помощь с ее стороны, длившаяся до 1890, позволила композитору спокойно заниматься творчеством. Значительный интерес для понимания личности Чайковского представляет его обширная переписка с фон Мекк, с которой он никогда не виделся.

Надежда фон Мекк

В 1877 Чайковского взяла под свое финансовое покровительство      Н. Ф. фон Мекк

Слайд 12Годы странствий. Подмосковье
В конце 1870-х гг. Чайковский уходит из консерватории и

едет за границу. В середине 1880-х г. он возвращается к активной музыкально-общественной деятельности в России. В 1885 он был избран директором Московского отделения Русского музыкального общества. Тогда же он поселился под Москвой. В его в натуре по-прежнему была необходима перемена мест. Во второй половине 1880-х начинается дирижерская деятельность Чайковского -сначала в России, а потом за границей. В эти годы Чайковский исключительно активен в творческом отношении.
Годы странствий. ПодмосковьеВ конце 1870-х гг. Чайковский уходит из консерватории и едет за границу. В середине 1880-х

Слайд 13Последний период жизни композитора отмечен всемирным признанием творчества Чайковского, проявившимся не

только в восторженном приеме его сочинений (в 1891 он с триумфом гастролировал в США; в 1892 — в Гамбурге под управлением Г. Малера с огромным успехом прошел «Евгений Онегин»), но и в избрании композитора членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств (1892) и почетным доктором Кембриджского университета (1893).
Последний период жизни композитора отмечен всемирным признанием творчества Чайковского, проявившимся не только в восторженном приеме его сочинений

Слайд 14Композиторский стиль П. И. Чайковского
Основная тема творчества Чайковского — конфликтное столкновение

сильного и страстного стремления человека к счастью с жестокой действительностью.

Тонкий психологизм, глубокое постижение внутреннего мира человека, искренность художественного выражения самых сокровенных человеческих чувств являются той содержательной основой, которая определяет весь комплекс выразительных средств, который на слух безошибочно воспринимается как индивидуальный композиторский стиль Чайковского.

Композиторский стиль П. И. ЧайковскогоОсновная тема творчества Чайковского — конфликтное столкновение сильного и страстного стремления человека к

Слайд 15Симфоническое творчество Чайковского
 Симфония для Чайковского – «самая лирическая из всех музыкальных

форм, не должна ли она выражать все то, для чего нет слов …»

Чайковский, прежде всего, симфонист, и это проявляется у него практически во всех жанрах: операх, балетах, симфониях и программных симфонических произведениях, концертах и камерно-инструментальных сочинениях.

Великий симфонист, Чайковский явился творцом произведений, отмеченных исключительной интенсивностью развития тематического материала, глубиной его преобразований. Среди сочинений для оркестра главное место занимает симфония.

Симфоническое творчество Чайковского Симфония для Чайковского – «самая лирическая из всех музыкальных форм, не должна ли она выражать

Слайд 16Симфоническое творчество Чайковского разнообразно по жанрам: это симфонии, одночастные программные произведения,

оркестровые сюиты, инструментальные концерты.

Многие из них программны, причем композитора, всегда привлекали остродраматические сюжеты Шекспира, Байрона, Данте, Островского, раскрывающие мир чувств и страстей человека, сложные отношения личности и окружающего мира.

Симфоническое творчество Чайковского разнообразно по жанрам: это симфонии, одночастные программные произведения, оркестровые сюиты, инструментальные концерты.Многие из них

Слайд 17Три последние симфонии Чайковского (Четвертая, Пятая и Шестая) и симфония «Манфред»

стали подлинными лирико-философскими «инструментальными драмами», отразившими все коллизии борьбы героя за счастье, всю глубину его размышлений о смысле и цели человеческой жизни.

Каждая из 3-х симфоний (4,5,6) неповторима

Три последние симфонии Чайковского (Четвертая, Пятая и Шестая) и симфония «Манфред» стали подлинными лирико-философскими «инструментальными драмами», отразившими

Слайд 18Посвящена
Т. Аве-Лаллеману
5-я симфония П.И. Чайковского
Симфония о жизни и судьбе, роковых

силах, мешающих человеку, и извечных его устремлениях к свету и радости. А возможно ли их достижение?

Вот уже более ста лет выдающиеся дирижеры пытаются открыть тайный смысл Пятой симфонии. Что происходит в её финале? Победа роковых сил или человека над судьбой? Эти извечные вопросы и совершенно удивительная, завораживающая красота музыки притягивают слушателей и исполнителей к этой симфонии Чайковского и по сей день.

Посвящена Т. Аве-Лаллеману5-я симфония П.И. ЧайковскогоСимфония о жизни и судьбе, роковых силах, мешающих человеку, и извечных его

Слайд 19Вступление симфонии — траурный марш. «Полнейшее преклонение перед судьбой... перед неисповедимым

предначертанием, — пишет об этом музыкальном образе Чайковский в своих черновиках. — Сомнения, жалобы, упреки...»

Главная партия первой части — снова марш, уже более решительный, но тоже сумрачный и тревожный. Движение порывисто, ритмика обострена. Постепенно колорит светлеет, набирает силу, становится все более мощным музыкальный поток, скоро достигающий действенной кульминации.

1-я часть

Написана в форме сонатного аллегро

Вступление симфонии — траурный марш. «Полнейшее преклонение перед судьбой... перед неисповедимым предначертанием, — пишет об этом музыкальном

Слайд 20Вступает побочная партия — распевная, с романтическим порывом. Скрипичная мелодия словно

выливается из предшествовавшего бурного движения. Вальсовый эпизод внутри побочной партии — это полное отстранение от драмы. В нем господствуют нежность и чистота. Но резкие аккорды всего оркестра разрушают движение вальса, возвращают к драматической, полной накала борьбе.
Вступает побочная партия — распевная, с романтическим порывом. Скрипичная мелодия словно выливается из предшествовавшего бурного движения. Вальсовый

Слайд 21В разработке постоянно чередуются два типа развертывания мысли – краткий разбег

и прерывистое движение. Длительный подъем и нарастание звучности приводит к динамическому взрыву fff.

Реприза завершается угасанием звучности, словно подчеркивая мысль о бесцельности сопротивления судьбе.

В разработке постоянно чередуются два типа развертывания мысли – краткий разбег и прерывистое движение. Длительный подъем и

Слайд 22Вторая часть - анданте, один из прекраснейших образцов лирики Чайковского
2-я часть
3-я

часть

Третья часть симфонии — капризно-изменчивый вальс.

Свободно переходит его мелодия от инструмента к инструменту, прихотливо смещаются акценты, нарушая привычную танцевальную метрическую сетку, придавая музыке свободу, широту дыхания. Отстраняются, отходят на задний план трагические коллизии. Лишь в конце части, будто спрятавшись в ритме вальса, проходит тема рока, но и она не нарушает общего спокойного, чуть печального настроения.

Вторая часть - анданте, один из прекраснейших образцов лирики Чайковского2-я часть3-я частьТретья часть симфонии — капризно-изменчивый вальс. Свободно

Слайд 23Финал начинается вслед за последними аккордами вальса подчеркнуто торжественным, даже торжествующим движением

марша. Марша необычного — замедленного, не желающего подчиниться привычному ритму шага. Это звучит тема рока — преображенная, ставшая музыкой силы, воли, мужества.

Врывается другой образ: стремительный вихрь массового движения. Из него временами вычленяются отдельные «реплики», затем все вновь сливается в один поток, как будто в кинофильме сцена народного ликования, показанная общим планом.

Финал

Финал начинается вслед за последними аккордами вальса подчеркнуто торжественным, даже торжествующим движением марша. Марша необычного — замедленного, не

Слайд 24Снова и снова в пронзительном, прорезающем полную звучность оркестра тембре медных,

звучит тема рока. Теперь она как будто теряет зловеще-мрачный характер, подчиняясь общему настроению. В заключительных тактах симфонии она появляется в победном, торжествующем звучании. Такое завершение симфонии дает интерпретатору право прямо противоположных трактовок — композитор задал загадку: подчиняется ли тема рока общей радости, то есть оказывается ли побежденной, или это его, рока, победа и торжество?
Снова и снова в пронзительном, прорезающем полную звучность оркестра тембре медных, звучит тема рока. Теперь она как

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть