Слайд 1
Реализация
регионального компонента
на уроках музыки
Доклад на РМО учителей музыки
преподавателя Музыки МБОУ СОШ
№14 г. Мытищи
Куреляк Анны Александровны
02.11.2016
Слайд 2Региональный компонент
Общекультурная образовательная
компетенция педагога и ученика
тесно связана с
освоением регионального компонента музыкальной культуры – изучением культурного и музыкального
пластов того края,
в котором мы живем.
Слайд 3Региональный компонент
«любить свою Родину, свое Отечество – это, значит, гордиться тем,
что достигнуто народом в создании материальных и духовных ценностей…В школах…надо знакомить детей с тем, чем могут гордиться и русский народ, и другие народы и в прошлом и в настоящем» – Б. М. Лихачев.
Слайд 4Региональный компонент
Источниками регионального компонента содержания музыкального образования будут:
Народное музыкальное искусство национальностей,
составляющих в регионе большинство (русская и муз. культура др. национальностей)
Региональное профессиональное искусство (музыка, литература, живопись)
Произведения композиторов края
Слайд 5Дмитрий Кедрин
Дми́трий Бори́сович Ке́дрин (4 .02 1907 — 18. 09. 1945)- русский советский поэт, переводчик. По
основной профессии — журналист. Жил и работал в Мытищах в 1931—1934 г.г.
Слайд 6Дмитрий Кердин
После рождения дочери, в декабре 1934 года семья Кедриных переезжает
в подмосковный посёлок Черкизово Пушкинского района.
Работал в заводской многотиражке «Кузница» мытищинского завода «Метровагонмаш», затем литконсультантом при издательстве «Молодая гвардия» и одновременно внештатным редактором в Гослитиздате. Здесь публикует такие стихотворения, как замеченная Горьким «Кукла» (1932), «Подмосковная осень» (1937), «Зимнее» (1939), баллада «Зодчие» (1938), поэма «Конь» (1940).
Слайд 7Баллада «Зодчие»
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И
велел благодетель,-
Гласит летописца сказанье,-
В память оной победы
Да выстроят каменный храм.
И к нему привели
Флорентийцев,
И немцев,
И прочих
Иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Босых,
Молодых.
Лился свет в слюдяное оконце,
Был дух вельми спертый.
Изразцовая печка.
Божница.
Угар я жара.
И в посконных рубахах
Пред Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись,
Стояли сии мастера.
Слайд 8Баллада «Зодчие»
"Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?"
И, тряхнув
волосами,
Ответили зодчие:
"Можем!
Прикажи, государь!"
И ударились в ноги царю.
Государь приказал.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестись на восход,
Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели,
На широких плечах
Кирпичи понесли на леса.
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
Слайд 9Баллада «Зодчие»
/…./
Был диковинный храм
Богомазами весь размалеван,
В алтаре,
И
при входах,
И в царском притворе самом.
Живописной артелью
Монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело
Византйским суровым письмом...
/…/
А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь -
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
"Лепота!" - молвил царь.
И ответили все: "Лепота!"
Слайд 10Баллада «Зодчие»
И спросил благодетель:
"А можете ль
сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?"
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
"Можем!
Прикажи, государь!"
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли.
И клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их,
Темных,
На стылое лоно земли.
Слайд 11Баллада «Зодчие»
И в Обжорном ряду,
Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где
было от пару темно,
Где кричали дьяки:одчие
"Государево слово и дело!"-
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.
И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.
Слайд 12Юрий Потеенко. Хоровая поэма
«Зодчие»
Юрий Потеенко (р. 1960) – известный московский композитор,
кинокомпозитор
Среди сочинений:
«Зодчие», хоровая поэма на стихи Д. Кедрина, оратория «Песни Руси» на слова древнерусских исторических былин, музыка к к/ф «Ночной дозор»
хоровой цикл «Юдоль грез» для хора и оркестра на стихи У. Блэйка
«Корсары», симфоническая сюита
Benedictus для сопрано и оркестра и др.
Слайд 13Хоровая поэма «Зодчие»
Хоровая поэма для хора a capella, монодический и квинтовый
склад фактуры, приближающий к древнерусским церковным мелодиям.
Но присутствуют и более современные
созвучия терцового склада.
«Спор» диезных (cis) и бемольных (b) тональностей.
Слайд 14Хоровая поэма «Зодчие»
В соответствии с трагическим развертыванием стихотворнного сюжета,
бемольные
тональности вытесняют диезные.
Вариантно-строфическая форма. Тонально-гармоническое варьирование
мелодически относительно неизменяемых тем.
Параллельный – мажоро-минор.
Слайд 15Хоровая поэма «Зодчие»
4 основные темы (повторенные дважды в двух крупных разделах,
образуют в общей сложности 14 подразделов-строф).
«Тема храма» - cis – восходящая попевка в объеме м3 («согласия»). Звучит во вступлении, в середине (кульминации) - cis- E- Cis-B
и в заключительном разделе сis-b, интонационно скрепляя форму.
Слайд 16Хоровая поэма «Зодчие»
2 «тема зодчих» - псалмодирование на одном тоне
и в диапазоне восходящего тетрахорда gis (подразделы 2-3 со слов «И к нему привели…»).
Слайд 17Хоровая поэма «Зодчие»
3 «тема Ивана Грозного» - бас – соло со
слов «Смерды, можете ль церкву сложить…?» нисходящее движение по звукам Es в «диалоге» с «темой зодчих»:
«И, тряхнув волосами, ответили зодчие –можем…» Необычное сочетание тональностей: Es-gis-E-es-b (подразделы 4-5)
Слайд 18Хоровая поэма «Зодчие»
4 «тема строительства Храма» - трехкратное точное повторение энергичной
восходящей секундовой (c-с-des) темы-попевки, развертывающейся затем в диапазоне тетрахорда b: «Государь приказал…» (далее в Des -подразделы 6-8)
Слайд 19Хоровая поэма «Зодчие»
Реприза-кульминация (подраздел
9). Возвращение 1-й темы храма в исходной «тональности» cis. Диезные и бемольные опоры «сталкиваются» в непосредственной близости.
Восхождение «тональных» опор каждой последующей фразы темы храма по малым терциям. Образ: «Царь поднимается по ступенькам храма…»
cis - «А когда освятили…» - e – «Обошел его царь…» (g) - b – «И, окинувши взором…» (des)-
E (cis) –H-Cis «ЛЕПОТА!» (Кульминация в мелодии трихорд E) далее «ответ» B-Es-B
Слайд 20Хоровая поэма «Зодчие»
Во второй половине произведения возвращаются изложенные ранее темы, постепенно
приходя к общей «тональности» b. Затемнение колорита.
Подраздел 10. Бас – соло. Речь Ивана Грозного «И спросил благодетель…» Но царь лишен своей темы. Вместо этого, из его уст звучит тема зодчих! Т. е., тема зодчих ПОБЕЖДАЕТ в музыкальном смысле тему царя.
Слайд 21Хоровая поэма «Зодчие»
Подразделы 11-13. Точное повторение без изменений темы строительства из
первого раздела («Государь приказал…» b-Des). Но теперь в стихотворном тексте повествуется о трагических событиях. Подраздел 14. Реприза-заключение.
Возвращение темы Храма, модулирующей из сis в b
«И стояла их церковь…»
Слайд 25Приобщение к фольклору
Квартет балалаечников «Ситенно»
11 ноября 2015 гастроли в
Мытищах
Молодой коллектив, выпускники РАМ им. Гнесиных
Виртуозное исполнение на балалайках популярных народных, эстрадных, джазовых и классических мелодий.
Оригинальное звучание музыки французских клавесинистов (Куперен, Скарлатти, Рамо)
Слайд 26 Приобщение к фольклору
«Ситенно»:
«Мельницы»,
«Жига»,
«Камаринская» (совместное музицирование на
ударно-шумовых инструментах)
Слайд 27Приобщение к фольклору
Февраль 2016 г. Праздник Масленицы в
начальной школе.
Игры, песни, хороводы, загадки, поделки и, конечно, традиционные блины!!!
Слайд 29Приобщение к фольклору
Масленица – символ
ВЕСНЫ!
Слайд 30Приобщение к фольклору
«ЯБЛОЧКО» - музыкально-ритмическая композиция
Слайд 31Песни о Мытищах
День
города-2013
Ансамбль
«Созвездие»
(рук. М. А. Почепа)
Совместно с солистами ансамбля «Родничок» (МБОУ №14) исполняют Песню о Мытищах в большом зале
РДК «Яуза»
Слайд 322016 – новый диск
В 2016 в издательстве «ВЕСТЬ-ТДА»
( г. Москва) вышел
наш новый диск
«Дружба - сказочный остров»