Презентация, доклад на тему Призентация по музыке на тему Песенный фольклор родного края (из опыта работы по теме самообразования Культуралогия в преподавании музыки)

Содержание

В настоящее время особенно остро стоит вопрос возрождения национального самосознания народов России. Важным средством воспитания на народных традициях является народное творчество. Особенно большое значение, в связи с этим, уделяют песенному фольклору. При этом песенный фольклор, как

Слайд 1Песенный фольклор родного края

Работу выполнил ученица 7 А класса
Путилова

Александра


Песенный фольклор родного края Работу выполнил ученица 7 А класса Путилова Александра

Слайд 2В настоящее время особенно остро стоит вопрос возрождения национального самосознания народов

России. Важным средством воспитания на народных традициях является народное творчество. Особенно большое значение, в связи с этим, уделяют песенному фольклору. При этом песенный фольклор, как творчество конкретного народа конкретного края, выполняет несколько функций: сохраняет эстетические и этические нормы народа, проповедует лучшие национальные качества народного характера, развивает национальное самосознание.


В настоящее время особенно остро стоит вопрос возрождения национального самосознания народов России. Важным средством воспитания на народных

Слайд 3До недавнего времени мы часто и не задумывались, где создана та

или иная песня, где зародилась народная игра. Между тем, определяя родину того или иного песенного текста, можно лучше понять не только региональную историю, но и вспомнить игры, песни, сказки своей бабушки, прикоснуться к истории своего рода, задуматься о родовой чести и достоинстве.
До недавнего времени мы часто и не задумывались, где создана та или иная песня, где зародилась народная

Слайд 4В народных песнях нашли отражение культурные процессы взаимовлияния, взаимопроникновения народных культур.

В них отражаются принципы толерантного сосуществования и доброжелательного соседства разных людей, представителей разных народов.
В народных песнях нашли отражение культурные процессы взаимовлияния, взаимопроникновения народных культур. В них отражаются принципы толерантного сосуществования

Слайд 5Своё начало песенный фольклор берет в далекой древности. Он зарождался и

возник тогда, когда подавляющее большинство человечества ещё не имело письменности, а если имело, то было уделом единиц – образованных шаманов, ученых и прочих гениев своего времени. В песне, загадке, пословице, сказке, былине, других формах фольклора люди вначале формировали свои чувства и эмоции, запечатлевали их в песенном и устном произведении, после передавали свои знания другим, и тем самым сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах и головах своих будущих потомков.
Своё начало песенный фольклор берет в далекой древности. Он зарождался и возник тогда, когда подавляющее большинство человечества

Слайд 6Поволжье имеет старинные фольклорные традиции. Здесь зарождались фольклорные исследования. Здесь вырабатывались

правила сбора и переработки фольклорного материала. Многим ли знакома эта страница истории своей малой Родины?
Поэтому целью данного исследования является изучение песенных фольклорных традиций родного края, и их значение в национальной культуре.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
дать общую характеристику фольклора;
проследить историю собирания и изучения фольклора родного края;
рассмотреть различные классификации фольклора.

Поволжье имеет старинные фольклорные традиции. Здесь зарождались фольклорные исследования. Здесь вырабатывались правила сбора и переработки фольклорного материала.

Слайд 7Песенные обрядовые традиции народных праздников сохранили свою воспитательную силу «по сей

день» и поэтому там, где они еще используются, почти не изменили своей содержательной и организационной специфики в наши дни.

Песенная традиция Саратовской области сильно отличается от традиций других регионов, поскольку на ней сказалось влияние соседних финно-угорских и тюркских народов. Резко отличаются от иных территорий и условия хозяйствования, которые отразились в содержании песенного творчества.

Песенные обрядовые традиции народных праздников сохранили свою воспитательную силу «по сей день» и поэтому там, где они

Слайд 8Фольклор - это словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, песни,

сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания и прочее.
Обычаи, праздники и обряды уходят своими корнями в глубокую старину и крепко связаны с трудом и укладом жизни народа. Празднества устраивались нашими предками после удачной охоты, перед началом весенних полевых работ, после уборки урожая. Торжествами и особыми, приуроченными к ним обрядами народ встречал весну, лето, осень, зиму, поклоняясь деревьям, цветам, родной природе, заботясь о будущем урожае, благополучии своего рода и т.д.

Современный фольклор: традиции и инновации.

Фольклор - это словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, песни, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки,

Слайд 9Региональные традиции русского народного песенного творчества.
Природно-климатические и социально-культурные особенности того

или иного региона наложили особый отпечаток на мелодику, интонацию и манеру исполнения песен. Все это обусловило некоторые отличительные черты и типологию песенного фольклора той или иной местности.
Региональные традиции русского народного песенного творчества. Природно-климатические и социально-культурные особенности того или иного региона наложили особый отпечаток

Слайд 10Как особенный компонент системы русского фольклора можно выделить народную музыкальную традицию

Саратовской области. Эта песенная традиция сформировалась в XVI – начале XVIII столетиях.

Сама терминология исполнения песни, связанная с рассказыванием («сказать песню»), предполагает ее эпический характер. Часто пение сопровождается саратовской гармоникой, реже – балалайкой, скрипкой и тростниковыми дудками. В целом музыкально-образный строй средневолжской традиции отличают широта, полнокровность и сдержанность в выражении чувства....

Как особенный компонент системы русского фольклора можно выделить народную музыкальную традицию Саратовской области. Эта песенная традиция сформировалась

Слайд 11Лирические песни
её малой Родины.
Основную часть песен, записанных нашим учителем музыки

Шамаевой Верой Васильевной от старых жителей Базарно-Карабулакского, Екатериновского и Петровского районов, составили лирические образцы. С большим эмоциональным подъёмом, она пела нам многочисленные фольклорные песни своего родного края.
Лирические песни её малой Родины.Основную часть песен, записанных нашим учителем музыки Шамаевой Верой Васильевной от старых жителей

Слайд 12Вечёр поздно я стояла у ворот/2р.
Вдоль по улице стрелковый полк идёт/2р.
Пред

полком идёт начальник молодой /2р.
Он сказал: «Напой красавица водой»/2р.
А напившись, крепко рученьку пожал/2р.
На прощанье он меня поцеловал/2р.
Он поехал, я смотрела ему в след/2р.
Жалко стало, помутился белый свет/2р.
Я 17 лет во вдовушках жила/2р.
Четверых сынов в солдаты отдала/2р.
Не успела сына пятого отдать /2р.
Как вернулся тот стрелковый полк назад/2р.
На квартиру к нам заехал генерал/2р.
Весь израненный, так жалобно стонал/2р.
Голова его покрыта сединой/2р.
Это тот, кого поила я водой/2р.

Например, широко распространённая в разных традициях песня «Вечёр поздно…» (Записанная в селе Комаровка Петровского района (сейчас Екатериновский р-н нашей области) у Артамоновой А. Я), синоним Р.Н.песни «Помню, я ещё молодушкой была»:

Вечёр поздно я стояла у ворот/2р.Вдоль по улице стрелковый полк идёт/2р.Пред полком идёт начальник молодой /2р.Он сказал:

Слайд 13Впервые с местным диалектом я познакомилась в прошлом году, так как

до этого я проживала в Украине. Как интересно и необычно слышать как «съедается» буква е в окончаниях слов. Конечно, самобытный говор отражается и в фольклорных песнях этой местности. Вот, например, народная песня Петровского района «Верба»:

Ой, верба, верба, верба, верба раскудрявая,
Не расти верба во рже, расти прямо на меже.
Вербу ветер не берёт, Коля себе гнездо вьёт
Коля себе гнездо вьёт, Танюшеньку вызыват.
Танюшеньку вызыват, Михайловну величат…
Выдька Таня на крыльцо, простуди своё лицо.
Ты не скройся рукой как цветочек полевой.
Огляди-ка вольный свет, лучше тебя Таня нет!

Впервые с местным диалектом я познакомилась в прошлом году, так как до этого я проживала в Украине.

Слайд 14Ещё слушали в её исполнении ряд образцов подлинной крестьянской протяжной песни,

среди которых порой встречаются очень самобытные по манере исполнения, мелодии и по произношению варианты:
Жил на све-еэте, только му-ючился и всё гоёре горе перносииил.
Работал, чтоё есть моченьки до изнурённых сиил/2р.
Вот мне что-ёто занюмоёжилась и в больницу я тада попааал
Товарищу, приятелю целковый задолжал/2р…
Льётся песня, причудливо извивается голос и ведёт такую чистую и светлую мелодию, что в груди становится тепло, а спину передёргивает озноб. Затаили дыхание, ловим каждый звук. И уходит от нас куда-то всё мелкое, суетное, корыстное, полнится душа добротой.
Ещё слушали в её исполнении ряд образцов подлинной крестьянской протяжной песни, среди которых порой встречаются очень самобытные

Слайд 15Порадовала нас народная песня неожиданными находками, огорчила осознанием той истины, той

высокой мастерской певческой традиции, которая восхищала слушателей много лет назад, ныне и в селе, и в городе почти нет, и восстановление её очень проблематично. К сожалению, очень мало песен опубликовано на страницах песенных сборников и учебников, звукозаписи этих жемчужин народного творчества бесполезно осели в государственных и личных архивах собирателей до лучших времён. Видимо, до тех времён, когда об уходящей на наших глазах многовековой культуре останутся только смутные воспоминания…
Порадовала нас народная песня неожиданными находками, огорчила осознанием той истины, той высокой мастерской певческой традиции, которая восхищала

Слайд 16Проблемы бытования музыкального, и других видов фольклора становятся понятны тогда, когда

мы в реальном времени и пространстве можем познакомиться с его образцами. Поэтому важно включать материалы песенного народного творчества родного края в систему общего музыкального образования.
В завершении хотелось бы отметить, что изучая песенный фольклор своего края, мы вбираем в себя любовь к родному краю, патриотизм, традиции, выработанные многими поколениями, так как народное творчество народов содержит в себе аккумулированные знания и общечеловеческие ценности. Очевидно, что фольклорные песни, наряду с литературой, являются источником саморазвития личности.

Проблемы бытования музыкального, и других видов фольклора становятся понятны тогда, когда мы в реальном времени и пространстве

Слайд 17СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть