Слайд 1Программа
детского объединения
«Хоровое пение»
Руководитель:
Сычёв Вадим Юрьевич
« Пусть во время пения в душе
вашей пылает огонь. Пойте с удовольствием и помните , что внутренняя красота внутри вас» .
Тито Гобби
Слайд 2 Содержание
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план образовательной программы.
3. Методические рекомендации к программе.
4. Список использованной литературы.
5. Приложение.
Слайд 3Принципы программы:
принцип воспитывающего обучения,
принцип сознательности,
принцип доступности;
принцип последовательности и систематичности ,
принцип
наглядности ,
принцип прочности,
принцип индивидуальности,
принцип создания условий,
принцип результативности,
принцип сочетания различных методов.
Слайд 4Цель:
воспитать творческую личность, развить эстетический вкус , помочь в понимании истинных
духовных и нравственных ценностей
Задачи:
1.Воспитать эстетический вкус на классических примерах эстрадной музыки.
2.Обучить специальным вокальным навыкам.
3.Развить творческие способности для выступлений на сцене.
4.Научить соблюдать охрану голоса.
5.Формировать чувство коллективизма, атмосферу творческого сотрудничества и взаимопомощи.
Слайд 5Направления обучения :
постановка
ансамбль
голоса
постановка ансамбль
голоса
постановка ансамбль
голоса
Слайд 6Три этапа программы
1.Первый год обучения.
Постановка голоса – 1 раз в
неделю, 1 час (индивидуально)
Ансамбль – 1 раз в неделю , 1 час (группа).
2.Второй год обучения .
Постановка голоса - 1 раз в неделю , 1 час (индивидуально)
Ансамбль – 1 раз в неделю , 2 часа (группа).
3.Третий год обучения.
Постановка голоса – 1 раз в неделю , 1 час(индивидуально)
Ансамбль – 1 раз в неделю , 2 часа(группа).
Слайд 7 Программа
первого
года
обучения.
Цель первого года обучения – научить элементарным вокальным навыкам и обучить основам музыкальной грамоты.
Задачи первого года обучения:
- развивать вокально-хоровые навыки ;
- работать над звукообразованием , дыханием ;
- развивать способность к самостоятельному творчеству ;
- использовать концертную деятельность как форму проверки творческого роста учащихся.
Учащиеся , прошедшие курс первого года обучения , должны уметь :
а) петь свободно в диапазоне до(1) -до(2)-девушки; до(малой)-до(1)-юноши.
б) петь двухголосие (терцию) в распевках и репертуаре ;
в) петь чисто унисон в ансамбле;
г) работать с дыханием;
д) двигаться во время пения с микрофоном в руках .
Слайд 8Содержание программы первого года обучения
1.Раздел.Введение.Происхождение песни как древнейшего вида искусства.
2.Раздел.Постановка голоса.
2.1.Тема: Артикуляционный аппарат.
2.2.Тема: Дыхание – вдох и выдох.
2.3.Тема: Звукообразование. Работа над расширением диапазона
3.Раздел.Постановка голоса.
3.1.Тема.Унисон в ансамбле. Единая манера формирования гласных.
3.2.Тема:Дыхание в ансамбле . Вдох – мобилизация певческого аппарата к началу пения.
3.3.Тема:Двухголосие . Закрепление навыков пения на два голоса.
3.4.Тема:Звуковедение в ансамбле. Воспитание легато.
Слайд 9Программа второго года обучения
Цель второго года обучения – развитие разных сторон
музыкального слуха (звуковысотного , тембрового , ритмического , динамического ) в тесной связи с певческим интонированием .
Задачи второго года обучения:
- получить сведения об охране и гигиене голоса ;
- развивать вокальный слух, накапливать вокально-слуховые представления , в том числе умение петь многоголосие ;
- формировать непринуждённость сценической пластики в соответствии с музыкальным образом .
По итогам второго года обучения учащиеся должны уметь:
1 . Петь , расширяя свой диапазон .
2 . Уметь петь на одном дыхании продолжительные по времени фразы .
3 . Ясно и чётко пропевать трудные звукосочетания , сложные тексты .
4 . Развивать навыки двухголосия – терции , сексты .
5 . Использовать средства художественной выразительности.
6. Правильно использовать микрофон в сочетании с элементарными движениями выученной песни .
Слайд 11Содержание программы
второго года обучения.
1.Раздел.Введение.Значение хорового искусства.
2.Раздел.Постановка голоса.
2.1.Тема:Гласные звуки. Артикуляция гласных.
Пропевание упражнений.
2.2.Тема:Организация дыхания. Понятие -атака звука. Использование мягкой , твёрдой и придыхательной атаки.
2.3.Тема:Звукообразование . Головной и грудной резонаторы. Умение слушать себя «внутри».
3.Раздел .Ансамбль.
3.1.Тема: Пение a cappella . Унисон. Двухголосие .
3.2.Тема: Развитие музыкальной памяти. Гармонический, мелодический слух.
3.3.Тема: Музыкальная форма. Понятия муз. периодов, предложений, кульминаций, динамических оттенков.
3.4.Тема: Интонирование ступеней лада и интервалов.
Слайд 12
Программа третьего года обучения.
Цель – расширить объём теоретических знаний учащихся по
постановке голоса и вокально-хоровым навыкам и применять их на практике.
Задачи
- закреплять сознательное отношение к неукоснительному соблюдению певческих правил ;
- интенсивно работать над расширением диапазона;
- развивать певческую опору;
- добиваться яркого , выразительного звука на легато;
произносить согласные чётко и выразительно,
- работать над характером произведения, над созданием художественного образа.
В конце третьего года обучения учащиеся должны :
1 . Знать правила охраны голоса .
2 . Уметь правильно и чётко артикулировать гласные и согласные звуки.
3 .Уметь петь в ансамбле трёхголосие.
4 .Уметь организовать своё дыхание .
5. Уметь самостоятельно и при помощи педагога работать над художественностью исполнения .
Слайд 13Содержание программы третьего года обучения.
1.Раздел.Введение. История эстрадной музыки 20 века.
2.Раздел .Постановка
голоса.
2.1.Тема: Тембр голоса.
2.2.Тема: Систематизация гласных звуков.
2.3.Тема: Дикция .
2.4.Тема:Регистры.
3.Раздел.Ансамбль.
3.1.Тема:Многоголосие.
3.2.Тема:Приёмы звуковедения. Legato ,staccato,non legato.Пропевать упражнения и произведения.
3.3.Тема: Интонирование.
Слайд 15Методические рекомендации к программе.
В программе используется комплексный подход по всем видам
деятельности. .
В упражнениях главным является концентрический метод воспитания голоса, традиционный для русской вокальной школы.
Концентрический метод решает несколько задач – подготовка к работе со звукообразованием, укрепление певческого дыхания, развитие навыка 2-голосного пения.
Идёт активная работа над певческим дыханием, которое играет одну из первостепенных ролей в вокальной технике.
Параллельно решаются требования сценического движения и эмоциональной выразительности .
При работе над интонацией необходимо обратить внимание на припев второго голоса , где мелодическое движение большой секунды вверх представляет определённую трудность.
Слайд 16 Отдельно здесь нужно сказать о мальчиках . В 12-15 лет
у них начинается период сначала скрытой , а затем острой мутации. В это время гормональная перестройка организма приводит к активному росту хрящей гортани, к увеличению массы голосовых мышц. Диапазон их голосов смещается вниз : ми-фа (малой октавы).
С 15-17 лет происходит стабилизация юношеского голоса . В этот период рабочий диапазон голосов составляет октаву - до (малой) - до (первой).
На последнем этапе обучения учащиеся должны свободно ориентироваться в 3-х, 4-хголосии. В произведение включаются элементы полифонии , пропеваются все виды интервалов.
Огромное значение имеет пение упражнений , поскольку все вокально-хоровые навыки требуют постоянной тренировки .
Работа над техникой - вокальной и вокально-хоровой.
Слайд 18Список литературы , рекомендуемый педагогам:
1.Вендрова Т.Е. «Пусть музыка звучит» . М.,
Просвещение, 1990 г.
2. Луканин В. «Обучение и воспитание молодого певца» .Л., Музыка , 1977 г.
3. «Музыка. Программы для внешкольных учреждений» . М., Просвещение, 1986 г.
4. Огороднов Д. «Воспитание певца в самодеятельном ансамбле». Киев, 1980 г.
5. Павлищева О. «Методика постановки голоса» .М. – Л., 1964 г.
6.Попов В., Халабузарь П. «Хоровой класс». М., Сов.композитор,
1983 г.
7. «Работа с хором» .Сб.статей. М., Музыка , 1981 г.
8. Ровнер В. «Работа самодеятельного вокального ансамбля» . Л., 1973 г.
9.Соколов Вл.«Работа с хором» .М., Музыка, 1983 г.
Слайд 19Список литературы, рекомендуемый детям:
Глинка М.И. «Упражнения для уравнения и совершен-ствования гибкости
голоса». М., Музгиз, 1952 г.
2. Гобби Т.«Мир итальянской оперы». М., Радуга,1989 г.
3.Емельянов В. «Развитие голоса .Координация и тренинг». С.-Петербург, 2000 г.
4. Риггс С. «Как стать звездой». М., Гид ,2001 г.
5. Юссон Р.«Певческий голос» . Пер.Е.Рудакова. М., 1974 г.