Презентация, доклад Сохранение традиций и обычаев на уроке музыки

Цель проекта: создание условий, обеспечивающих развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки и во внеклассной работе на основе народных обычаев и традиций.Задачи:приобщить обучающихся к ценностям народной музыки, к истории родного края, к обычаям и традициям своего

Слайд 1Использование народных обычаев и традиций в развитии творческих способностей обучающихся на

уроках музыки

Выполнила: учитель музыки МБОУ «Левженская СОШ» Рузаевского муниципального района
Учватова Н.Я.

Использование народных обычаев и традиций в развитии творческих способностей обучающихся на уроках музыкиВыполнила: учитель музыки МБОУ «Левженская

Слайд 2Цель проекта: создание условий, обеспечивающих развитие творческих способностей обучающихся на уроках

музыки и во внеклассной работе на основе народных обычаев и традиций.

Задачи:
приобщить обучающихся к ценностям народной музыки, к истории родного края, к обычаям и традициям своего народа;
развивать понимание истинно прекрасного;
развивать творческие способности обучающихся на основе русского и мордовского народного творчества;
воспитывать социально-активную личность гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к своему Отечеству, к своей культуре.

Цель проекта: создание условий, обеспечивающих развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки и во внеклассной работе на

Слайд 3 Мы провели в нашей школе

диагностику интересов и ценностей современного подростка. Её целью было выявить уровень заинтересованности школьников народной, фольклорной музыкой, народным творчеством, русской и мордовской культурой. Поняв, что отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса, я решила расширить кругозор учащихся и повысить их культурный уровень через использование на уроках и во внеклассных мероприятиях произведений русского и мордовского фольклора.

Мы провели в нашей школе диагностику интересов и ценностей современного подростка.

Слайд 4 III Всероссийский этнофестиваль национальных культур «Волжское подворье».
Межрегиональный фестиваль мордовской культуры «Кургоня»

 III Всероссийский этнофестиваль национальных культур «Волжское подворье».Межрегиональный фестиваль мордовской культуры «Кургоня»

Слайд 5 Моя деятельность заключается в

комплексном освоении народного творчества: пения, танца, игры, устного поэтического творчества, так как взаимосвязь этих искусств очень важна в воспитании и развитии творческих способностей детей при обращении к родной традиционной народной культуре. Знакомство детей с народным творчеством я начинаю с пятого класса, так как считаю необходимым донести до сознания детей, что именно они являются носителями русской и мордовской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях. Поэтому я обращаюсь к истокам русской, мордовской народной культуры, а именно к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Я проделала огромную работу по изучению русского и мордовского народного творчества, фольклора, а также составлению конспектов и сценариев обрядовых праздников, что постепенно складывалось в систему.

Моя деятельность заключается в комплексном освоении народного творчества: пения, танца,

Слайд 6 Для того, чтобы познакомить учащихся

с народными обычаями и традициями, больше выделить времени знакомству с русской и мордовской народной культурой пришлось перегруппировать уроки по некоторым темам.
Например: в 5 классе в теме «Музыка моего народа» я добавила материал о русских народных инструментах, русском и мордовском народном костюме, русской и мордовской частушке, в теме «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» - рассказываю о том, как возникла русская народная песня, о превращении песен в симфонические мелодии; а в теме «Можем ли мы увидеть музыку» - провожу занятие, посвящённое празднику Масленица;
в 6 классе к теме «Преобразующая сила музыки» я добавила уроки «Православная молитва», «Патриотическая тема в церковной музыке», «Музыка Рождества», а по теме «В чем сила музыки» - уроки «Пасха- главный православный праздник», «Колокольные звоны»;
в 7 классе в теме «Музыкальный образ» провожу уроки «Песенно-хоровой образ России», «Образ Родины в русской народной песне», «Образ русских Святых», «Образ Иисуса Христа в церковной музыке», «Образ природы в русской народной музыке», а в теме «Музыкальная драматургия» - уроки «Праздник Сретения Господня», «Праздник Пасха – торжество торжеств», «Православная молитва и вера на Руси», «Праздник Вознесения Господня»; в 8 классе по теме «Музыка серьёзная и музыка лёгкая» добавила урок «Православная поэзия и духовная музыка», а по теме «Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки» - уроки «Праздник Рождества Христова», «Праздник Благовещения», «Праздник праздников – Пасха».

Для того, чтобы познакомить учащихся с народными обычаями и традициями, больше

Слайд 7 Но основная работа по приобщению

школьников к культурным ценностям, существующим в форме музыкального и песенного творчества русского народа и других народов России происходит на внеклассных занятиях.
К подготовке и проведению внеклассных мероприятий стараюсь привлечь детей разного возраста. Каждому возрасту подбирается соответствующий репертуар. Во внеклассной занимаюсь с детьми начальных классов по программе «Азбука русского и мордовского фольклора», уделяю много внимания приобщению детей к народной музыке, но, чтобы закрепить эти знания на практике, я активно привлекаю всех учащихся к проведению общешкольных мероприятий и праздников на территории сельского поселения.

Но основная работа по приобщению школьников к культурным ценностям, существующим в

Слайд 8Колядки
Рождественский дом

КолядкиРождественский дом

Слайд 9Серьёзное внимание я уделяю вокально-певческой работе. Я учу детей «играть» песню,

выражая её эмоционально-образное содержание и характер. В качестве образца даю для прослушивания записи песен в исполнении местных жительниц, сохранивших навыки традиционного пения.
Серьёзное внимание я уделяю вокально-певческой работе. Я учу детей «играть» песню, выражая её эмоционально-образное содержание и характер.

Слайд 10 Начиная работать над проблемой

использования народных обычаев и традиций как средства развития творческих способностей учащихся, основанных на активизации художественного воображения, развития ассоциативного мышления, я изучала различные программы и методики. В своей работе я опираюсь на материал о развитии творческих способностей учащихся из научно-методических работ В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, О.А.Опраксиной «Музыкальное воспитание в школе», Брюсовой Н.Я. «Задачи народного музыкального образования», практикуя формы, приёмы, методы изучения русского фольклора из пособия Ворошилова О.В. «Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками».

Начиная работать над проблемой использования народных обычаев и традиций как

Слайд 11 В своей практике я использую

методы и приёмы направленные на развитие музыкальных творческих способностей учащихся и формирование основ музыкальной культуры на народных традициях: наглядно-слуховой метод, наглядно – зрительный, словесный, практический.
Дети приобщаются к фольклору в процессе различных видов деятельности: восприятия и исполнительства, игр, музыкально - образовательной деятельности. Поэтому я в свой работе стараюсь выбрать наиболее приемлемые формы урока, соответствующие изучаемой теме. Это: урок- путешествие, урок- сказка, урок- экскурсия, урок-прогулка, урок-концерт, интегрированный урок.

В своей практике я использую методы и приёмы направленные на развитие

Слайд 12ЛАПОТЬБОЛ

ЛАПОТЬБОЛ

Слайд 13 Мои ученики постоянные участники муниципального этапа

Республиканского конкурса народной песни «Живи, народная душа!», трижды становились победителями. Это один из самых любимых и творческих муниципальных конкурсов, где можно показать свое творчество. С интересом ребята готовят самостоятельно тематические презентации, рефераты, сообщения, представляя их на учебных занятиях и уроках. Индивидуальные виды деятельности помогают выявить способности детей. Работа в группах позволяет мне больше уделить внимание одарённым детям, которые впоследствии смогут выступать на школьных и муниципальных мероприятиях.

Мои ученики постоянные участники муниципального этапа Республиканского конкурса народной песни «Живи, народная

Слайд 15 Проблему, которую я решаю – найти

оптимальные и эффективные пути решения для приобщения учащихся к русскому и мордовскому народному творчеству, способствующему формированию личности ребенка, его отношения к действительности; активизации творческого мышления, на основе которого развивается понимание истинно прекрасного, потребности приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию наших предков.
Используемая литература:
Знакомство детей с русским народным творчеством. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева. Корепанова О. Н. – Санкт-Петербург «Детство – Пресс», 2004г.
Методы и приёмы формирования интереса к народной музыке у детей младшего возраста. Л. Бабенко «Музыка». Музыкальное воспитание в школе, вып. 14: Сб. статей/ сост. О. А. Апраскина. М., 1979г
Нравственное воспитание школьников на народных традициях. Г. Батурина, К. Лисова, Г. Суворова. – Москва,2005,
Русские Фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками. Ворошилов О.В. – Волгоград,2007г.



Проблему, которую я решаю – найти оптимальные и эффективные пути решения для

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть