Слайд 1МОУ “Средняя общеобразовательная школа №1 с.Ногир”
Презентация
Методическое пособие к региональной программе
“Музыкальное искусство”
Автор
презентации:
педагог высшей категории
Орлова Т.Г.
г. Владикавказ 2008 год
Слайд 2Концепция
Музыкального регионального
образования школьников
Слайд 3Концепция развития национального образования в средней общеобразовательной школе: будь то уроки
или внеклассные мероприятия, направлена на развитие у учащихся способности чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства.
Региональная программа по музыке составлена на основе типовой федеральной программы «Музыка», системы музыкального образования и развития детей, под научным руководством Д.Б. Кабалевского, где в инвариантной части на предмет «Музыка» отводится 33(34) часа в год из расчета один час в неделю.
Слайд 4Внесенный в региональную программу «Музыка» разнообразный музыкальный материал, автор заведующая учебно-методическим
кабинетом музыки СОРИПКРО, старший научный сотрудник кафедры ЮНЕСКО, кандидат педагогических наук Т. В. Еманова, позволяет учащимся познакомиться и изучить закономерности музыкального искусства Осетии, соотнести его с общечеловеческими ценностями.
Слайд 5В музыкальном творчестве того или иного народа есть произведения, достижения национальной
культуры, которые несут в себе существеннейшие черты нации, выражающие чувства народа.
Музыкальная культура осетин, в частности танцевальная и песенная, является одной из наиболее устойчивых форм народного искусства.
Слайд 6В основу содержания данной программы положен один из важнейших принципов концепции
Д.Б. Кабалевского доступности учащимися школьного возраста высочайших образцов серьезной музыки, обращение к мировой музыкальной классике и композиторам Осетии, в нее включены произведения П. Чайковского, М. Глинки, И. Бaxa ,В. Моцарта, К. Сен-Санса, С. Прокофьева, Б. Галаев, Х.Плиева, А.Кокойти, З.Хабаловой, Ж. Плиевой.
Слайд 7Метод музыкально-ритмического воспитания модифицировался Д.Б. Кабалевским в программе «Музыка» в метод
«пластического интонирования», он становится основой всех видов движений.
Слайд 8Ведущей темой в 1 классе выступает тема «Искусство слышать» - обобщенная
на весь учебный год.
1 четверть - Как можно услышать музыку, которая живет внутри человека, принесенная ветром, шумом листвы деревьев, спетая мамой, бабушкой.
Первая четверть строится на взаимосвязи двух вопросов: как человек слышит музыку и как можно услышать музыку? Это не означает, что необходимо получить от детей конкретный ответ. Но каждый урок, беседа о музыке, каждое исполнение сочинения приближает детей к ответу, что музыку надо услышать в внутри себя. Музыкальные произведения призваны помочь учителю музыки скорректировать музыкальный материал с позиций собственных профессиональных возможностей и уровня развития детей данного возраста и класса.
Слайд 92 четверть - Как можно услышать музыку сказочных образов через авторское
осознание и осмысление народного творчества на уровне различных жанров: былин, сказаний, оперы, музыкального спектакля.
Драматургия четверти строится на детском восприятии сказочных образов, осмыслении сегодняшних событий к рождению воображаемого музыкального спектакля.
Слайд 103 четверть - Как можно услышать музыку посредством осознания
особенностей музыкальной ткани,
средствами выразительности.
В этой четверти происходит соприкосновение учащихся со средствами музыкальной выразительности, особенностями музыкального языка.
Особо важными становятся моменты, когда ребята ощущают чудодейственные способности музыки: описать, нарисовать, удивить, развеселить, омрачить и утешить. То есть поистине безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни. Здесь появляется первый этап раздела музыкальной грамоты – донотный.
Слайд 114 четверть - Как можно услышать музыку думая, размышляя что такое
музыка и исполняя музыкальные сочинения, принося себе и другим радость.
Финальной темой содержания программы 1 класса становится тема «Путешествие за счастьем». Подбор музыкального материала в этой четверти должен осуществляться по принципу повторения пройденного, непременно должен быть светлым, радостным и выбираться самими детьми. Песни о музыке, любви к ней, помогут дать своеобразный ответ на основной вопрос «Что такое - музыка?»
Слайд 12На начальном этапе обучения в общеобразовательной школе, музыкальная грамота ассоциируется как
музыкальная культура ребенка или музыкальная грамотность- это способность школьников воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное. Учитель в первом классе подводит учащихся к простейшим понятиям самого общего характера:
различие звуков по высоте, длительности, силе, скорости и направлению их движения;
соотношение сильных и слабых долей, по количеству в такте (метр и ритм);
мелодия и ее сопровождение (аккомпанемент);
различная окраска звуков (тембр);
формы построения музыки (одночастная, куплетная, рондо, вариации и т.д.);
различные виды исполнения музыки (разновидности и классификация музыкальных
инструментов, певцы-солисты, хоры, оркестры).
Формирование у детей целостного представления о музыкальном искусстве связано с идеей "прорастания" содержания программы во «внеурочную музыкальную деятельность детей». Содержание внеклассной музыкальной работы должно основываться на тех же принципах и методах, что и содержание учебно-воспитательной работы на уроках.
Слайд 13Преемственность между классами, полугодиями, четвертями и уроками осуществляется благодаря тематическому построению
данной программы. Начатый разговор в предыдущем классе о том, «Что же такое музыка? и Как можно услышать музыку?» не перестает быть актуальным на протяжении встреч с музыкой во 2 классе.
Главная задача первых уроков музыки в первой четверти - помочь ребятам ощутить разницу в характере музыки танца, марша и песни.
Слайд 14Необходимо привлекать внимание школьников к отдельным элементам музыкальной речи, что в
дальнейшем даст возможность ребятам осознать связи характера музыки и средств выразительности, использованных в народной и композиторской музыке. При восприятии танцевальной музыки применяется пластическое интонирование, игра на инструментах шумового оркестра и четырехручие, что помогает обратить внимание ребят на сходство и различие разнообразной музыки маршей, танцев, песен.
Проблему встречи одновременно первых трех жанров(«Жанры встречаются месте»), учащиеся должны решить самостоятельно на примере восприятия различных сочинений, в которых сочетаются разные виды музыки.
Слайд 15В сочинениях, которые прозвучат во второй четверти, ребята услышат различные настроения
и чувства, смогут различать черты человеческого характера: любовь и ненависть, силу и мужество, нежность и грубость, серьезность и шутливость.
На примере разнообразной музыки ребята смогут убедиться в том, что музыка может и изображать, и лучше всего движение: шаги, бег, прыжки, скачущую конницу и мчащийся поезд и т.д.
Слайд 16Картины природы всегда вдохновляли поэтов, художников и музыкантов. Музыка рисует картины
природы с помощью средств музыкальной выразительности, которые уточняют замысел композитора, что делает ее более понятной для слушателя. Поэтому выразительность и изобразительность в музыке обычно существуют не порознь, а вместе.
Слайд 17В течение всей третей четверти учащиеся с помощью трёх простых жанров
будут входить в самые разные области музыки. Перед ними раскроются ворота, ведущие в оперу, балет, симфонию, концерт, в музыку, написанную для любых инструментов и оркестров, солистов и хоров, для театральных спектаклей и кинофильмов.
Слайд 18Углубляясь в тему четвертой четверти "Что такое музыкальная речь?", происходит знакомство
ребят с такими понятиями, компонентами средств музыкальной выразительности как мелодия и тембр; темп и ритм, динамика.
Сопоставляя особенности той или иной пьесы с ее эмоциональным характером, следует обращать внимание ребят на количество частей в сочинениях. С точки зрения закономерностей детского восприятия, необходимо определять форму песни как одночастную, содержащую один музыкальный образ, написанную в едином, не изменяющемся характере.
И форму песни как двухчастную, состоящую из заметно отличающихся друг от друга частей (запева и припева).
Обобщением пройденных в течение года тем будет заключительный разговор с ребятами о бесконечном разнообразии жанров, которые так похожи и не похожи друг на друга не только благодаря особенности музыкальной речи, а еще потому, что музыка выражает чувства и мысли людей и изображает какие-либо жизненные события.
Слайд 19Отличительной особенностью уроков музыки в третьем классе является значительное усложнение образного
содержания музыкального материала, который базируется на знакомой музыке по предшествующим классам. Метод «забегания вперед» и «возращения к пройденному» в 3 классе получает значительно большее развитие и облегчает усвоение новых, более серьезных тем из выразительной, запоминающейся слушателям музыки.
Задача первой четверти – узнавание, определение и обобщение на новом материале учащимися трёх жанров. Умение слышать песенный, танцевальный и маршевый характер музыки (свойства музыки, вырастающие из песни, танца, марша- песенность, танцевальность и маршевость).
Слайд 20Во второй четверти продолжается разговор о сходстве и различии разговорной и
музыкальной речи, ощущении и понимании знаков препинания в музыке, что влияет на интонационную осмысленность. Музыкальная фраза, мелодия, может вырасти из одного или нескольких музыкальных звуков, которые будут содержать в себе главное, что поможет запомнить и узнать произведение, даже если оно звучит с изменением, то есть как бы из зародыша интонации рождается мелодия, ритм и другие элементы музыкальной речи, а главное- характер.
Слайд 21Изучение темы «Построение (формы) музыки», уже затронутой во 2 классе, продолжится
в четвертой четверти на знакомом музыкальном материале. Разные типы двухчастной формы раскроются перед учащимися не только в песнях с отчетливо выраженным запевом и припевом, но и в инструментальных пьесах, состоящих из двух контрастных частей.
Задачу третьей четверти составит осознание того, что интонация и ее развитие - главные основы музыки.
Сопоставление и столкновение различных музыкальных образов, яркие их интонации обеспечивают увлекательное развитие сюжета, содержание сочинения.
Слайд 22Несмотря на усложнение в третьем классе познавательных элементов музыкальных понятий, уроки
музыки должны по-прежнему оставаться увлекательными, живыми, интересными, эмоционально волнующими, нерасторжимо связанными с жизненными впечатлениями учащихся.
Слайд 23Единство мировой музыкальной культуры, особенности ее проявления у каждого народа и
специфика музыкальной речи – стержень содержания уроков музыки в четвертом классе.
Вопрос о взаимоотношении композитора - исполнителя – слушателя продолжает проходит сквозной линией в тематизме программы четвертого класса и позволяет ребятам глубже понять неразделимость трех составных единого целого: композитор сочиняет, музыкант исполняет, слушатель воспринимает музыку разных стран.
Слайд 24В теме первого полугодия, «Музыка моего народа», учителю предоставляется возможность провести
аналогию между русской народно-композиторской школой и осетинским музыкально-поэтическим творчеством.
К самым древним, типичным для осетинского песенного творчества относятся жанры: кадаг (сказания о нартах) и хъарджыта (причитания по умершим). Сказания исполнялись певцами- сказителями, от которых мы узнали о нартах, быте, культуре осетин под аккомпанемент хъисын фандыра или дала фандыра. Жанр хъарджыта приближен к мужской героической песне и исполнялся только женщинами- плакальщицами.
Слайд 25На ряду с интонациями осетинской народной музыки в сознании учащихся постепенно
складывается представление о национальном своеобразии славянской музыки. Основными качествами её выступают распевность, своеобразность интонационного строя, переменный лад, характерный тембр народных инструментов (балалайка, гусли, баян).
В связи с возрастными исполнительскими задачами начинается активная работа учителя по развитию навыков двухголосого пения и привлечения нотной записи фрагментов народных песен на доске для сольфеджирования.
Слайд 26Народная музыка играла и продолжает играть решающую роль в развитии профессионального
музыкального творчества композиторов и исполнительства осетинского и русского народов.
Учащиеся в процессе музыкальных занятий должны убедиться, что народная музыка - это зеркало жизни народа, где отражается атмосфера всей его жизни, истории, быта, культуры.
Слайд 27На уроках второго полугодия беседа с учащимися будет строиться на особенностях
музыкальной культуры народов мира, расширяя их представления об истории, быте и специфических особенностях музыкального искусства, а также чувствования глубокого единства и общности музыкального содержания произведений разных наций, что влияет на процесс постоянного взаимообогащения национальных культур.
И главный вывод, что музыка - это уникальный вид искусства, благодаря ее музыкальному языку люди разных народов мира без перевода хорошо понимают друг друга.
Слайд 28Программа пятого класса направлена на установление внутренних связей музыки с литературой
и музыки с изобразительным искусством.
«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» – так звучит тема первой четверти. Ребятам предстоит осознать все многообразие и богатство связей музыки и литературы, что без стихов нельзя написать песню и любое другое вокальное произведение; а без пьесы, предназначенной для постановки на сцене /либретто/, нельзя сочинить оперу или балет.
Слайд 29«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки» –
тема второй четверти направлена на определение роли музыки в различных литературных произведениях, начиная с незатейливых детских сказочек и кончая крупнейшими творениями писателей разных народов и разных времен.
Второе полугодие пятого класса посвящено выяснению связей между музыкой и изобразительным искусством, т. е. выявлению способности услышать музыку внутри себя, которая в данный момент не звучит и способность увидеть внутри себя то, чего глазами в данный момент не увидишь.
Слайд 30Богатство идейно – художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей
на уроках в пятом классе, непрерывно будут возрастать и развиваться вместе с музыкальными знаниями и навыками учащихся.Разбор произведений, в отличие от начальной школы, должен быть более содержательным в деталях, основываться на субъективном отношении к ним самих учащихся. Большое внимания должно быть обращено на жизненное содержание услышанной музыки.
Искусство не в состоянии было бы выполнить эти свои важные функции, если бы не обладало способностью доставлять человеку эстетическое наслаждение, увлекать и покорять своей красотой.
Слайд 31В 6 классе продолжается непрерывное углубление понимания связи музыки с жизнью.
Влияние музыки сказывается на всей деятельности человека, на его поведении, и уже через человека, музыка воздействует на жизнь. Ее сила определяется двумя важнейшими качествами: красотой и правдой.
Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать его лучше, добрее, умнее.
Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальные образы, в которых воплощает те или иные творческие замыслы, то или иное жизненное содержание.
Слайд 32На уроках учащиеся будут вслушиваться не только в характер, содержание и
построение музыкальных образов, но и в то, как они связаны между собой, как воздействуют один на другой, и как при этом музыка развивается и к чему это развитие приведет.
В результате наблюдений за жизнью одного, самостоятельного музыкального образа учащиеся придут к наблюдению за жизнью нескольких образов, взаимосвязанных в рамках одного произведения, т.е. к тому, что называется музыкальной драматургией.
Слайд 33Особое внимание на уроках музыки будет уделено сонатно- симфонической форме, в
которой обычно бывают написаны сонаты, симфонии, концерты. Выработка самостоятельного творческого мышления учащихся становится все более важной задачей школьных занятий.
Слайд 34Тема 1 четверти 7 класса- Музыка «серьезная» и музыка «легкая» .
Задача учителя направить и подвести учащихся к пониманию того, что истинная музыкальная культура опирается на большое, великое искусство, состоящее из серьезной и легкой музыки, и, что между этими сферами музыки нет четкой границы.
2 четверть- «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки». Здесь школьники знакомятся с образцами серьезной и легкой музыки преимущественно в одном и том же произведении, в котором будут противопоставляться музыкальные образы или взаимодополняться.
Слайд 353 четверть- «Современность серьезной и легкой музыки». Главной задачей четверти будет
сопоставление произведений разных эпох, стилей построения музыки: гомофонной в массовой песне, циклических и полифонических форм. Добиться понимания уч-ся термина – «современное искусство», и с каких позиций подходить к сложному миру современности.
Слайд 36Уроки музыки последней четверти учебного года «Великие наши современники» строятся на
лучших образцах народно-песенного творчества выдающихся представителей мирового музыкального искусства: западно-европейской, русской классики и профессиональной осетинской музыки.