Презентация, доклад региональной прогараммы по музыке

Содержание

Концепция Музыкального региональногообразования школьников

Слайд 1МОУ “Средняя общеобразовательная школа №1 с.Ногир”
Презентация
Методическое пособие к региональной программе
“Музыкальное искусство”
Автор

презентации:
педагог высшей категории
Орлова Т.Г.

г. Владикавказ 2008 год

МОУ “Средняя общеобразовательная школа №1 с.Ногир”ПрезентацияМетодическое пособие к региональной программе“Музыкальное искусство”Автор презентации:педагог высшей категорииОрлова Т.Г.г. Владикавказ 2008

Слайд 2Концепция
Музыкального регионального
образования школьников

Концепция Музыкального региональногообразования школьников

Слайд 3Концепция развития национального образования в средней общеобразовательной школе: будь то уроки

или внеклассные мероприятия, направлена на развитие у учащихся способности чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства.

Региональная программа по музыке составлена на основе типовой федеральной программы «Музыка», системы музыкального образования и развития детей, под научным руководством Д.Б. Кабалевского, где в инвариантной части на предмет «Музыка» отводится 33(34) часа в год из расчета один час в неделю.

Концепция развития национального образования в средней общеобразовательной школе: будь то уроки или внеклассные мероприятия, направлена на развитие

Слайд 4Внесенный в региональную программу «Музыка» разнообразный музыкальный материал, автор заведующая учебно-методическим

кабинетом музыки СОРИПКРО, старший научный сотрудник кафедры ЮНЕСКО, кандидат педагогических наук Т. В. Еманова, позволяет учащимся познакомиться и изучить закономерности музыкального искусства Осетии, соотнести его с общечеловеческими ценностями.
Внесенный в региональную программу «Музыка» разнообразный музыкальный материал, автор заведующая учебно-методическим кабинетом музыки СОРИПКРО, старший научный сотрудник

Слайд 5В музыкальном творчестве того или иного народа есть произведения, достижения национальной

культуры, которые несут в себе существеннейшие черты нации, выражающие чувства народа.

Музыкальная культура осетин, в частности танцевальная и песенная, является одной из наиболее устойчивых форм народного искусства.

В музыкальном творчестве того или иного народа есть произведения, достижения национальной культуры, которые несут в себе существеннейшие

Слайд 6В основу содержания данной программы положен один из важнейших принципов концепции

Д.Б. Кабалевского доступности учащимися школьного возраста высочайших образцов серьезной музыки, обращение к мировой музыкальной классике и композиторам Осетии, в нее включены произведения П. Чайковского, М. Глинки, И. Бaxa ,В. Моцарта, К. Сен-Санса, С. Прокофьева, Б. Галаев, Х.Плиева, А.Кокойти, З.Хабаловой, Ж. Плиевой.

В основу содержания данной программы положен один из важнейших принципов концепции Д.Б. Кабалевского доступности учащимися школьного возраста

Слайд 7Метод музыкально-ритмического воспитания модифицировался Д.Б. Кабалевским в программе «Музыка» в метод

«пластического интонирования», он становится основой всех видов движений.
Метод музыкально-ритмического воспитания модифицировался Д.Б. Кабалевским в программе «Музыка» в метод «пластического интонирования», он становится основой всех

Слайд 8Ведущей темой в 1 классе выступает тема «Искусство слышать» - обобщенная

на весь учебный год.
1 четверть - Как можно услышать музыку, которая живет внутри человека, принесенная ветром, шумом листвы деревьев, спетая мамой, бабушкой.

Первая четверть строится на взаимосвязи двух вопросов: как человек слышит музыку и как можно услышать музыку? Это не означает, что необходимо получить от детей конкретный ответ. Но каждый урок, беседа о музыке, каждое исполнение сочинения приближает детей к ответу, что музыку надо услышать в внутри себя. Музыкальные произведения призваны помочь учителю музыки скорректировать музыкальный материал с позиций собственных профессиональных возможностей и уровня развития детей данного возраста и класса.

Ведущей темой в 1 классе выступает тема «Искусство слышать» - обобщенная на весь учебный год.1 четверть -

Слайд 92 четверть - Как можно услышать музыку сказочных образов через авторское

осознание и осмысление народного творчества на уровне различных жанров: былин, сказаний, оперы, музыкального спектакля.

Драматургия четверти строится на детском восприятии сказочных образов, осмыслении сегодняшних событий к рождению воображаемого музыкального спектакля.

2 четверть - Как можно услышать музыку сказочных образов через авторское осознание и осмысление народного творчества на

Слайд 103 четверть - Как можно услышать музыку посредством осознания
особенностей музыкальной ткани,

средствами выразительности.
В этой четверти происходит соприкосновение учащихся со средствами музыкальной выразительности, особенностями музыкального языка.
Особо важными становятся моменты, когда ребята ощущают чудодейственные способности музыки: описать, нарисовать, удивить, развеселить, омрачить и утешить. То есть поистине безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни. Здесь появляется первый этап раздела музыкальной грамоты – донотный.

3 четверть - Как можно услышать музыку посредством осознанияособенностей музыкальной ткани, средствами выразительности.В этой четверти происходит соприкосновение

Слайд 114 четверть - Как можно услышать музыку думая, размышляя что такое

музыка и исполняя музыкальные сочинения, принося себе и другим радость.

Финальной темой содержания программы 1 класса становится тема «Путешествие за счастьем». Подбор музыкального материала в этой четверти должен осуществляться по принципу повторения пройденного, непременно должен быть светлым, радостным и выбираться самими детьми. Песни о музыке, любви к ней, помогут дать своеобразный ответ на основной вопрос «Что такое - музыка?»

4 четверть - Как можно услышать музыку думая, размышляя что такое музыка и исполняя музыкальные сочинения, принося

Слайд 12На начальном этапе обучения в общеобразовательной школе, музыкальная грамота ассоциируется как

музыкальная культура ребенка или музыкальная грамотность- это способность школьников воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное. Учитель в первом классе подводит учащихся к простейшим понятиям самого общего характера:
различие звуков по высоте, длительности, силе, скорости и направлению их движения;
соотношение сильных и слабых долей, по количеству в такте (метр и ритм);
мелодия и ее сопровождение (аккомпанемент);
различная окраска звуков (тембр);
формы построения музыки (одночастная, куплетная, рондо, вариации и т.д.);
различные виды исполнения музыки (разновидности и классификация музыкальных
инструментов, певцы-солисты, хоры, оркестры).

Формирование у детей целостного представления о музыкальном искусстве связано с идеей "прорастания" содержания программы во «внеурочную музыкальную деятельность детей». Содержание внеклассной музыкальной работы должно основываться на тех же принципах и методах, что и содержание учебно-воспитательной работы на уроках.

На начальном этапе обучения в общеобразовательной школе, музыкальная грамота ассоциируется как музыкальная культура ребенка или музыкальная грамотность-

Слайд 13Преемственность между классами, полугодиями, четвертями и уроками осуществляется благодаря тематическому построению

данной программы. Начатый разговор в предыдущем классе о том, «Что же такое музыка? и Как можно услышать музыку?» не перестает быть актуальным на протяжении встреч с музыкой во 2 классе.

Главная задача первых уроков музыки в первой четверти - помочь ребятам ощутить разницу в характере музыки танца, марша и песни.

Преемственность между классами, полугодиями, четвертями и уроками осуществляется благодаря тематическому построению данной программы. Начатый разговор в предыдущем

Слайд 14Необходимо привлекать внимание школьников к отдельным элементам музыкальной речи, что в

дальнейшем даст возможность ребятам осознать связи характера музыки и средств выразительности, использованных в народной и композиторской музыке. При восприятии танцевальной музыки применяется пластическое интонирование, игра на инструментах шумового оркестра и четырехручие, что помогает обратить внимание ребят на сходство и различие разнообразной музыки маршей, танцев, песен.

Проблему встречи одновременно первых трех жанров(«Жанры встречаются месте»), учащиеся должны решить самостоятельно на примере восприятия различных сочинений, в которых сочетаются разные виды музыки.

Необходимо привлекать внимание школьников к отдельным элементам музыкальной речи, что в дальнейшем даст возможность ребятам осознать связи

Слайд 15В сочинениях, которые прозвучат во второй четверти, ребята услышат различные настроения

и чувства, смогут различать черты человеческого характера: любовь и ненависть, силу и мужество, нежность и грубость, серьезность и шутливость.

На примере разнообразной музыки ребята смогут убедиться в том, что музыка может и изображать, и лучше всего движение: шаги, бег, прыжки, скачущую конницу и мчащийся поезд и т.д.

В сочинениях, которые прозвучат во второй четверти, ребята услышат различные настроения и чувства, смогут различать черты человеческого

Слайд 16Картины природы всегда вдохновляли поэтов, художников и музыкантов. Музыка рисует картины

природы с помощью средств музыкальной выразительности, которые уточняют замысел композитора, что делает ее более понятной для слушателя. Поэтому выразительность и изобразительность в музыке обычно существуют не порознь, а вместе.

Картины природы всегда вдохновляли поэтов, художников и музыкантов. Музыка рисует картины природы с помощью средств музыкальной выразительности,

Слайд 17В течение всей третей четверти учащиеся с помощью трёх простых жанров

будут входить в самые разные области музыки. Перед ними раскроются ворота, ведущие в оперу, балет, симфонию, концерт, в музыку, написанную для любых инструментов и оркестров, солистов и хоров, для театральных спектаклей и кинофильмов.

В течение всей третей четверти учащиеся с помощью трёх простых жанров будут входить в самые разные области

Слайд 18Углубляясь в тему четвертой четверти "Что такое музыкальная речь?", происходит знакомство

ребят с такими понятиями, компонентами средств музыкальной выразительности как мелодия и тембр; темп и ритм, динамика.
Сопоставляя особенности той или иной пьесы с ее эмоциональным характером, следует обращать внимание ребят на количество частей в сочинениях. С точки зрения закономерностей детского восприятия, необходимо определять форму песни как одночастную, содержащую один музыкальный образ, написанную в едином, не изменяющемся характере.
И форму песни как двухчастную, состоящую из заметно отличающихся друг от друга частей (запева и припева).
Обобщением пройденных в течение года тем будет заключительный разговор с ребятами о бесконечном разнообразии жанров, которые так похожи и не похожи друг на друга не только благодаря особенности музыкальной речи, а еще потому, что музыка выражает чувства и мысли людей и изображает какие-либо жизненные события.

Углубляясь в тему четвертой четверти

Слайд 19Отличительной особенностью уроков музыки в третьем классе является значительное усложнение образного

содержания музыкального материала, который базируется на знакомой музыке по предшествующим классам. Метод «забегания вперед» и «возращения к пройденному» в 3 классе получает значительно большее развитие и облегчает усвоение новых, более серьезных тем из выразительной, запоминающейся слушателям музыки.

Задача первой четверти – узнавание, определение и обобщение на новом материале учащимися трёх жанров. Умение слышать песенный, танцевальный и маршевый характер музыки (свойства музыки, вырастающие из песни, танца, марша- песенность, танцевальность и маршевость).

Отличительной особенностью уроков музыки в третьем классе является значительное усложнение образного содержания музыкального материала, который базируется на

Слайд 20Во второй четверти продолжается разговор о сходстве и различии разговорной и

музыкальной речи, ощущении и понимании знаков препинания в музыке, что влияет на интонационную осмысленность. Музыкальная фраза, мелодия, может вырасти из одного или нескольких музыкальных звуков, которые будут содержать в себе главное, что поможет запомнить и узнать произведение, даже если оно звучит с изменением, то есть как бы из зародыша интонации рождается мелодия, ритм и другие элементы музыкальной речи, а главное- характер.

Во второй четверти продолжается разговор о сходстве и различии разговорной и музыкальной речи, ощущении и понимании знаков

Слайд 21Изучение темы «Построение (формы) музыки», уже затронутой во 2 классе, продолжится

в четвертой четверти на знакомом музыкальном материале. Разные типы двухчастной формы раскроются перед учащимися не только в песнях с отчетливо выраженным запевом и припевом, но и в инструментальных пьесах, состоящих из двух контрастных частей.

Задачу третьей четверти составит осознание того, что интонация и ее развитие - главные основы музыки.
Сопоставление и столкновение различных музыкальных образов, яркие их интонации обеспечивают увлекательное развитие сюжета, содержание сочинения.

Изучение темы «Построение (формы) музыки», уже затронутой во 2 классе, продолжится в четвертой четверти на знакомом музыкальном

Слайд 22Несмотря на усложнение в третьем классе познавательных элементов музыкальных понятий, уроки

музыки должны по-прежнему оставаться увлекательными, живыми, интересными, эмоционально волнующими, нерасторжимо связанными с жизненными впечатлениями учащихся.

Несмотря на усложнение в третьем классе познавательных элементов музыкальных понятий, уроки музыки должны по-прежнему оставаться увлекательными, живыми,

Слайд 23Единство мировой музыкальной культуры, особенности ее проявления у каждого народа и

специфика музыкальной речи – стержень содержания уроков музыки в четвертом классе.

Вопрос о взаимоотношении композитора - исполнителя – слушателя продолжает проходит сквозной линией в тематизме программы четвертого класса и позволяет ребятам глубже понять неразделимость трех составных единого целого: композитор сочиняет, музыкант исполняет, слушатель воспринимает музыку разных стран.

Единство мировой музыкальной культуры, особенности ее проявления у каждого народа и специфика музыкальной речи – стержень содержания

Слайд 24В теме первого полугодия, «Музыка моего народа», учителю предоставляется возможность провести

аналогию между русской народно-композиторской школой и осетинским музыкально-поэтическим творчеством.

К самым древним, типичным для осетинского песенного творчества относятся жанры: кадаг (сказания о нартах) и хъарджыта (причитания по умершим). Сказания исполнялись певцами- сказителями, от которых мы узнали о нартах, быте, культуре осетин под аккомпанемент хъисын фандыра или дала фандыра. Жанр хъарджыта приближен к мужской героической песне и исполнялся только женщинами- плакальщицами.

В теме первого полугодия, «Музыка моего народа», учителю предоставляется возможность провести аналогию между русской народно-композиторской школой и

Слайд 25На ряду с интонациями осетинской народной музыки в сознании учащихся постепенно

складывается представление о национальном своеобразии славянской музыки. Основными качествами её выступают распевность, своеобразность интонационного строя, переменный лад, характерный тембр народных инструментов (балалайка, гусли, баян).

В связи с возрастными исполнительскими задачами начинается активная работа учителя по развитию навыков двухголосого пения и привлечения нотной записи фрагментов народных песен на доске для сольфеджирования.

На ряду с интонациями осетинской народной музыки в сознании учащихся постепенно складывается представление о национальном своеобразии славянской

Слайд 26Народная музыка играла и продолжает играть решающую роль в развитии профессионального

музыкального творчества композиторов и исполнительства осетинского и русского народов.

Учащиеся в процессе музыкальных занятий должны убедиться, что народная музыка - это зеркало жизни народа, где отражается атмосфера всей его жизни, истории, быта, культуры.

Народная музыка играла и продолжает играть решающую роль в развитии профессионального музыкального творчества композиторов и исполнительства осетинского

Слайд 27На уроках второго полугодия беседа с учащимися будет строиться на особенностях

музыкальной культуры народов мира, расширяя их представления об истории, быте и специфических особенностях музыкального искусства, а также чувствования глубокого единства и общности музыкального содержания произведений разных наций, что влияет на процесс постоянного взаимообогащения национальных культур.

И главный вывод, что музыка - это уникальный вид искусства, благодаря ее музыкальному языку люди разных народов мира без перевода хорошо понимают друг друга.

На уроках второго полугодия беседа с учащимися будет строиться на особенностях музыкальной культуры народов мира, расширяя их

Слайд 28Программа пятого класса направлена на установление внутренних связей музыки с литературой

и музыки с изобразительным искусством.

«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» – так звучит тема первой четверти. Ребятам предстоит осознать все многообразие и богатство связей музыки и литературы, что без стихов нельзя написать песню и любое другое вокальное произведение; а без пьесы, предназначенной для постановки на сцене /либретто/, нельзя сочинить оперу или балет.

Программа пятого класса направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством.«Что стало

Слайд 29«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки» –

тема второй четверти направлена на определение роли музыки в различных литературных произведениях, начиная с незатейливых детских сказочек и кончая крупнейшими творениями писателей разных народов и разных времен.

Второе полугодие пятого класса посвящено выяснению связей между музыкой и изобразительным искусством, т. е. выявлению способности услышать музыку внутри себя, которая в данный момент не звучит и способность увидеть внутри себя то, чего глазами в данный момент не увидишь.

«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки» – тема второй четверти направлена на определение

Слайд 30Богатство идейно – художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей

на уроках в пятом классе, непрерывно будут возрастать и развиваться вместе с музыкальными знаниями и навыками учащихся.Разбор произведений, в отличие от начальной школы, должен быть более содержательным в деталях, основываться на субъективном отношении к ним самих учащихся. Большое внимания должно быть обращено на жизненное содержание услышанной музыки.
Искусство не в состоянии было бы выполнить эти свои важные функции, если бы не обладало способностью доставлять человеку эстетическое наслаждение, увлекать и покорять своей красотой.

Богатство идейно – художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в пятом классе, непрерывно

Слайд 31В 6 классе продолжается непрерывное углубление понимания связи музыки с жизнью.

Влияние музыки сказывается на всей деятельности человека, на его поведении, и уже через человека, музыка воздействует на жизнь. Ее сила определяется двумя важнейшими качествами: красотой и правдой.
Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать его лучше, добрее, умнее.

Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальные образы, в которых воплощает те или иные творческие замыслы, то или иное жизненное содержание.

В 6 классе продолжается непрерывное углубление понимания связи музыки с жизнью. Влияние музыки сказывается на всей деятельности

Слайд 32На уроках учащиеся будут вслушиваться не только в характер, содержание и

построение музыкальных образов, но и в то, как они связаны между собой, как воздействуют один на другой, и как при этом музыка развивается и к чему это развитие приведет.

В результате наблюдений за жизнью одного, самостоятельного музыкального образа учащиеся придут к наблюдению за жизнью нескольких образов, взаимосвязанных в рамках одного произведения, т.е. к тому, что называется музыкальной драматургией.

На уроках учащиеся будут вслушиваться не только в характер, содержание и построение музыкальных образов, но и в

Слайд 33Особое внимание на уроках музыки будет уделено сонатно- симфонической форме, в

которой обычно бывают написаны сонаты, симфонии, концерты. Выработка самостоятельного творческого мышления учащихся становится все более важной задачей школьных занятий.

Особое внимание на уроках музыки будет уделено сонатно- симфонической форме, в которой обычно бывают написаны сонаты, симфонии,

Слайд 34Тема 1 четверти 7 класса- Музыка «серьезная» и музыка «легкая» .

Задача учителя направить и подвести учащихся к пониманию того, что истинная музыкальная культура опирается на большое, великое искусство, состоящее из серьезной и легкой музыки, и, что между этими сферами музыки нет четкой границы.

2 четверть- «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки». Здесь школьники знакомятся с образцами серьезной и легкой музыки преимущественно в одном и том же произведении, в котором будут противопоставляться музыкальные образы или взаимодополняться.

Тема 1 четверти 7 класса- Музыка «серьезная» и музыка «легкая» . Задача учителя направить и подвести учащихся

Слайд 353 четверть- «Современность серьезной и легкой музыки». Главной задачей четверти будет

сопоставление произведений разных эпох, стилей построения музыки: гомофонной в массовой песне, циклических и полифонических форм. Добиться понимания уч-ся термина – «современное искусство», и с каких позиций подходить к сложному миру современности.

3 четверть- «Современность серьезной и легкой музыки». Главной задачей четверти будет сопоставление произведений разных эпох, стилей построения

Слайд 36Уроки музыки последней четверти учебного года «Великие наши современники» строятся на

лучших образцах народно-песенного творчества выдающихся представителей мирового музыкального искусства: западно-европейской, русской классики и профессиональной осетинской музыки.
Уроки музыки последней четверти учебного года «Великие наши современники» строятся на лучших образцах народно-песенного творчества выдающихся представителей

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть