Слайд 1О композиторах, сочинивших сборники этюдов
Выполнила: преподаватель ДШИ им Г.В. Свиридова
г.
Брянск
Слайд 2Этюд – это инструментальная пьеса, как правило, небольшого объема, основанная на
частом применении какого-либо трудного приема исполнения и предназначенная для развития техники исполнителя.
Слайд 3*Слово этюд французское, переводится как «изучение». Если посмотреть в словари, то
можно увидеть, что слово этюд встречается не только в музыке, но в самых различных сферах деятельности человека.
Слайд 4В изобразительном искусстве этюд – это произведение, выполненное обычно с натуры
с целью ее изучения. Этюды встречаются в живописи, скульптуре.
Слайд 6Бывают театральные этюды. Задача таких этюдов – научить актера работать в
разных предлагаемых обстоятельствах, а также в неожиданных условиях. Например, на сцене актер или его партнер забыли текст или произошла другая непредвиденная ситуация, тогда надо не растеряться, а быстро сообразить, что можно сделать.
Слайд 8Даже в шахматной игре есть этюды. Это составленная шахматным композитором позиция,
в которой одной из сторон предлагается выполнить задание.
Слайд 10Традиция написания этюдов появилась в 19в. Но музыкальные произведения, направленные
на обучение приемам игры существовали и раньше. Только они не назывались этюдами. И как мы знаем, до появления фортепиано были его предшественники: клавесин и клавикорд. И конечно же были исполнители на этих инструментах. Такие прекрасные исполнители как И.С. Бах, Ф.Куперен, Л.Дакен, Ж.Рамо (Франция),Д.Скарлатти (Италия). А в то время исполнители были одновременно и педагогами, и композиторами, сочинявшими для своих учеников упражнения и пьесы. Их прекрасная музыка была одновременно отличным учебным материалом.
Слайд 11Так, И.С.Бах писал маленькие прелюдии, инвенции и другие пьесы специально для
детей, среди которых самыми любимыми были его сыновья, жена Анна Магдалена. Им разработаны новые для того времени приемы игры на клавесине: он ввел в игру первый палец, подкладывание первого пальца, активно использовал пятый. Для обучения этим приемам он написал 15 двухголосных и 15 трехголосных симфоний. Эту музыку и сейчас исполняют юные музыканты, поскольку нет музыки лучше для развития полифонического слуха и приобретения технического мастерства. О назначении своих произведений Бах говорил: «Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как для особого время препровождения тех, кто преуспел в этом учении».
Слайд 12Для обучения игре на клавесине композитор Д.Скарлатти писал небольшие по размерам,
но необыкновенно яркие и разнообразные клавирные сонаты (свыше 500!!!) Он был новатором в области клавирной техники. Именно Д.Скарлатти применил в своих экзерсисах многие исполнительские приемы, которые получили развитие в 19 веке. Это и репетиции (быстрое повторение одного и того же звука), глиссандо (скользить), перекрещивание рук. Свои сонаты он скромно называл «Упражнения для чембало». В предисловии к ним он писал, чтобы не искали глубокого плана в этих произведениях, так как написаны они «дабы приучить себя к технике клавесина».
Слайд 13Таким образом, можно говорить, что зарождение жанра этюда как пьесы обучающего
характера происходило в творчестве композиторов эпохи барокко.
Ситуация изменилась в начале 19 века из-за растущей популярности фортепиано как домашнего инструмента. Руководства по обучению игре на фортепиано с упражнениями стали очень распространенным явлением. Многие композиторы сочиняли целые сборники этюдов.
Слайд 22Это наиболее известные композиторы и педагоги, писавшие этюды, произведения которых и
в настоящее время включены в репертуар юных музыкантов. Этюды помогают овладевать исполнительской техникой. Фортепианная техника очень разнообразна: гаммы, арпеджио, октавы, аккорды, хроматизмы… На каждый вид техники есть этюды, которые учат , развивают ловкость, беглость пальцев. Такие этюды называют ИНСТРУКТИВНЫМИ. Среди инструктивных этюдов выделяют этюды на разные виды техники: мелкую, крупную, и т.п.), ритмические этюды. Произведения вышеназванных авторов начинающие пианисты играют в начале своего музыкального образования, затем с годами переходят к этюдам более сложным.
Слайд 23Большинство из инструктивных этюдов сосредоточены на технической стороне музыки и не
предназначены для публичного исполнения. Однако, с поздними этюдами Клементи и Мошелеса (соч. 95, 1836) ситуация начала меняться и композиторы стремились создать музыку, которая могла служить хорошим средством обучения и имела музыкальную ценность для исполнения на концертах, эти работы стали называть КОНЦЕРТНЫМИ ЭТЮДАМИ.
Слайд 24МУЦИО КЛЕМЕНТИ — «Gradus ad Parnassum», цикл фортепианных пьес и ряд руководств
по изучению этюдов К. Черни