Слайд 2Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова
гармонии, «строительный материал» произведения.
Вся музыка сложена из нот, но одна нота – это ещё не музыка – равно, как и любая книга написана буквами, но буквы сами по себе ещё не несут смысла произведения. Если взять смысловые единицы крупнее, то в текстах это будут слова, а в музыкальном произведении – созвучия.
Слайд 3ГАРМОНИЧЕСКИЕ И МЕЛОДИЧЕСКИЕ ИНТЕРВАЛЫ
Созвучие двух звуков называется интервалом, причём эти два
звука можно сыграть, как вместе, так и по очереди, в первом случае интервал будет называться гармоническим, а во втором – мелодическим. Что значит гармонический интервал и мелодический интервал?
Звуки гармонического интервала берутся одновременно и поэтому сливаются в единое созвучие – гармонию, которая может прозвучать очень мягко, а может и остро, колюче.
В мелодических интервалах звуки играются (или поются) по очереди – сначала один, потом другой. Эти интервалы можно сравнить с двумя соединенными звеньями цепочки – из таких звеньев состоит любая мелодия.
Слайд 4РОЛЬ ИНТЕРВАЛОВ В МУЗЫКЕ
Какова же сущность интервалов в музыке, например,
в мелодии? Представим себе две разные мелодии и проанализируем их самое начало: пусть это будут всем известные детские песенки «Как под горкой, под горой» и «В лесу родилась ёлочка».
Слайд 5Давайте сравним начала этих песенок. Обе мелодии начинаются с ноты «до»,
но совершенно по-разному развиваются дальше. В первой песенке мы слышим, будто мелодия маленькими шажками поднимается по ступенькам – сперва от нотки до к ноте ре, потом от ре к ми и т.д.
А вот на первых же словах второй песенки мелодия сразу скачком уходит вверх, как бы перескакивая сразу через несколько ступенек («в лесу» – ход от до к ля). Действительно, между нотами до и ля поместились бы ещё совершенно спокойно ре ми фа и соль.
Движение вверх и вниз по ступенькам и скачком, а также повторение звуков на одной и той же высоте – это всё музыкальные интервалы, из которых, в конечном счёте, складывается общий мелодический рисунок.
Слайд 6СВОЙСТВА ИНТЕРВАЛОВ
Вы уже поняли, что интервал – это некий промежуток, расстояние
от одной ноты до другой. Теперь разберёмся, в чём же это расстояние можно измерить, тем более что пришла пора узнать названия интервалов.
Каждый интервал имеет два свойства (или две величины) – это ступеневая и тоновая величина.
Слайд 7Ступеневая величина зависит от того, сколько музыкальных ступеней охватывает интервал –
одну, две, три и т.д. (причём сами звуки интервала тоже считаются).
Ну, а тоновая величина относится к составу конкретных интервалов – подсчитывается точное число тонов (или полутонов), которые умещаются в интервале.
Эти свойства иногда называют по-другому – количественная и качественная величина, суть их при этом не меняется.
Слайд 8МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ – НАЗВАНИЯ
Для названия интервалов применяют числительные на латинском языке,
название определяется свойствами интервала. В зависимости от того, сколько ступеней охватывает интервал (то есть от ступеневой или количественной величины), даются названия:
1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава.
Для названия интервалов используются эти латинские слова, но для записи всё-таки удобнее применять цифровые обозначения. Например, кварту можно обозначить цифрой 4, сексту – цифрой 6 и т.д.
Слайд 9Интервалы бывают чистыми (ч), малыми (м), большими (б), уменьшёнными (ум) и
увеличенными (ув). Эти определения исходят из второго свойства интервала, то есть тонового состава (тоновой или качественной величины). Эти характеристики присоединяются к названию, например: чистая квинта (сокращённо ч5) или малая септима (м7) , большая терция (бз) и т.д. Чистые интервалы – это чистая прима (ч1), чистая октава (ч8), чистая кварта (ч4) и чистая квинта (ч5). Малыми и большими бывают секунды (м2, б2), терции (м3, б3), сексты (м6, б6) и септимы (м7, б7).
Слайд 10Число тонов в каждом интервале нужно запомнить. Например, в чистых интервалах
так: в приме 0 тонов, в октаве 6 тонов, в кварте – 2,5 тона, а в квинте – 3,5 тона.
Слайд 11Энгармонизмом называется тождество звуков по высоте при их различном обозначении
.Каждая ступень (как основная,
так и производная) может быть заменена ступенью другого наименования, но высота звука при этом не изменится. Таких энгармонических замен у всех ступеней (если не считать их основных названий) может быть всего две, за исключением тона ля-бемоль, который может иметь только одну энгармоническую замену.Например:
до-диез=си-дубль-диез=ре-бемоль,
Энгармонически равными называются интервалы, звучащие одинаково, но записанные по-разному. Чаще всего их ступеневая величина различна, но может быть и одинаковой. Тоновая же величина у энгармонически равных интервалов всегда одна и та же.
Слайд 12Энгармонизм интервалов достигается одним из двух способов:
1) посредством энгармонической замены одного
из составляющих интервал звуков. В этом случае обязательно изменится ступеневая величина интервала и, следовательно, его наименование;
2) посредством энгармонической замены обоих звуков интервала. В этом случае ступеневая величина (и, соответственно, наименование) интервала может измениться, а может и остаться неизменной, но названия образующих его звуков обязательно будут другими.
Таким образом, любой диатонический интервал может быть заменен энгармонически равными ему диатоническим же или хроматическим интервалами. И наоборот: любой хроматический интервал может быть заменен энгармонически равными ему хроматическим же или диатоническим интервалами.
Слайд 13Обращения интервалов
Обращением интервала называется результат перемены мест составляющих его тонов, когда
основание становится вершиной, а вершина — основанием интервала.
При обращении обязательно образуется новый интервал, который вместе с первоначальным непременно составляет октаву. Однако числовое выражение суммы обоих интервалов (данного и его обращения) всегда будет равняться 9 (а не 8), так как во взаимообратимых интервалах один из звуков считается дважды, ибо входит как в первый, так и во второй интервал
1) один из звуков составного интервала переносится на две октавы в сторону, противоположную его местонахождению (основание — вверх или вершина — вниз), а другой звук при этом остается на месте;
2) оба звука составного интервала одновременно переносятся на одну октаву навстречу друг другу, перекрещиваясь при этом.
Слайд 14Характерные интервалы — это интервалы, которые образуются только в гармоническом мажоре и миноре.
Название объясняется тем,
что они включают в себя характерные именно для гармонических ладов повышенные и пониженные ступени. В натуральных ладах данные интервалы не встречаются.
К характерным интервалам относятся увеличенная секунда, уменьшённая септима, увеличенная квинта и уменьшённая кварта. Они составляют две пары взаимообратимых интервалов.
Первую пару характерных интервалов составляют увеличенная секунда (ув. 2) и уменьшённая септима (ум. 7). Эта пара является общей для мажорного и для минорного лада. Увеличенная секунда строится на VI ступени лада; уменьшённая септима — на VII.
Слайд 15Вторую пару образуют увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум. 5"). В мажоре и миноре эти
интервалы строятся от разных ступеней: ув.4 строится на 4-7 ступенях. ум. 5 строится на 7-4 ступенях.
Третья пара уменьшённая квинта (ум.5) и увеличенная кварта (ув.4).
Слайд 16Все характерные интервалы являются неустойчивыми созвучиями и требуют разрешения в устойчивые. При этом
неустойчивая гармоническая ступень движется на полтона в ближайшую устойчивую (в мажоре VI => V, в миноре VII => I.) Увеличенный интервал при разрешении увеличивается, уменьшённый — уменьшается.
Соответственно:
увеличенная секунда разрешается в чистую кварту;
уменьшённая септима — в чистую квинту;
увеличенная квинта — в большую сексту;
уменьшённая кварта — в малую терцию.
Слайд 17Первый путь исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся
вокруг «характерной ступеньки».
Слайд 18Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды
с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (в мажоре «волшебная ступенька» — шестая, а в миноре — седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером. Второй путь – тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка
В мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!
Слайд 19КАК РАЗРЕШАЮТСЯ ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ В МАЖОРЕ И В МИНОРЕ? Характерные интервалы
созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интервалы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.
При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый. А в паре интервалов ув5- ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте. А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.
Слайд 20Вот и получается, что увеличенная секунда разрешается в чистую кварту, а
уменьшённая септима – в чистую квинту; увеличенная квинта, увеличиваясь, переходит при разрешении в большую сексту, а уменьшённая кварта, уменьшаясь, переходит в малую терцию.