Презентация, доклад по музыке Творчество С.С.Прокофьева

Содержание

“Может  ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь  того убеждения, что  композитор, как и  поэт, ваятель, живописец  призван служить  человеку и народу…  Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…”

Слайд 1Творчество С.С.Прокофьева
Учитель музыки МБОУ «СОШ №1»
п.Ханымей Пуровского района, ЯНАО
Герман

Галина Александровна
Творчество  С.С.Прокофьева Учитель музыки МБОУ «СОШ №1» п.Ханымей Пуровского района, ЯНАО Герман Галина Александровна

Слайд 2“Может  ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь  того убеждения, что  композитор,

как и  поэт, ваятель, живописец  призван служить  человеку и народу…  Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…” С.С.Прокофьев.  

Сергей Сергеевич  (1891 - 1953) - советский композитор, пианист, дирижёр. Народный артист РСФСР (1947). Родился в семье агронома, управляющего имением. Семья сумела обеспечить одарённому мальчику все условия для быстрого духовного созревания. Особенно велика была роль матери - хорошей пианистки, ставшей его первой музыкальной воспитательницей. Жизнь в деревенской усадьбе среди степной природы, крестьянские песни навсегда оставили след в сознании композитора, заложив основы его гармонического мировосприятия

“Может  ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь  того убеждения, что  композитор, как и  поэт, ваятель, живописец  призван служить  человеку

Слайд 3 Годы учения в Петербургской консерватории (1904-14) были для Прокофьева периодом стремительного

творческого развития, создали прочные основы его композиторского и пианистического мастерства. Он учился у А. К. Лядова (композиция), Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витола (анализ форм). В 1909 году Прокофьев  закончил консерваторию по классу композиции, а пятью годами позже - как пианист  по классу знаменитой русской пианистки  А.Н. Есиповой.
Годы учения в Петербургской консерватории (1904-14) были для Прокофьева периодом стремительного творческого развития, создали прочные основы его

Слайд 4    Гениальное творчество С. С. Прокофьева охватило все жанры музыкального искусства. За

сорок пять лет своей замечательной творческой деятельности он написал свыше ста тридцати произведений, в числе которых восемь опер, семь балетов, семь симфоний, девять инструментальных концертов, свыше тридцати симфонических сюит и вокально-симфонических произведений (оратории, кантаты, поэмы, баллады), пятнадцать сонат для различных инструментов, несколько инструментальных ансамблей, большое количество фортепианных пьес и романсов, не считая музыки к театральным постановкам и кинокартинам.

   	Гениальное творчество С. С. Прокофьева охватило все жанры музыкального искусства. За сорок пять лет своей замечательной творческой

Слайд 5Музыкальный театр Прокофьева  
Театральная природа мышления композитора обусловила значимость музыкально-театральных жанров

в его творчестве, представленных операми, балетами, музыкой к кинофильмам и спектаклям, насыщенным яркой и многоплановой образностью.
Отличительными признаками многих балетов и опер является (отмечает Г.Алфеевская) занимательность интриги, стремительность динамики развития действия, роль комедийного начала.

Музыкальный театр Прокофьева   	 Театральная природа мышления композитора обусловила значимость музыкально-театральных жанров в его творчестве, представленных

Слайд 6Оперы С.Прокофьева
    Тематика оперных сюжетов охватывает образцы русской классической литературы; временной диапазон

от эпохи Средневековья вплоть до периода Советского времени. Помимо завершенных, немало оперных замыслов осталось нереализованными.
Среди завершенных опер:
«Пир во время чумы», родившийся во время занятий композитора с Глиэром;
«Маддалена» (1911, 2-я ред. 2013), одноактная лирико-драматическая опера;
«Игрок» (1916, 2-я ред. 1927), где зарождается тип конфликтной драматургии;
«Любовь к трем апельсинам» (1919), восходящая к традициям dellarte;
«Огненный ангел» (1919- 1027/28, по одноименному роману В. Брюсова), сочетает черты камерной лирико-психологической оперы и социальной трагедии;
«Семен Котко» (1939), сочетающий черты любовной драмы, комедии социальной трагедии;
«Дуэнья» (или «Обручение в монастыре», 1946) - синтезирует жанры лирической комедии и социальной сатиры;
«Война и мир» ( 1941-1952) – опера-дилогия по роману Л.Толстого;
«Повесть о настоящем человеке» (1948, 2-я ред.1960), посвящена одной из важнейших проблем советского искусства: национальный характер в период Великой Отечественной войны.

Опера «Война и мир»

Оперы С.Прокофьева    		Тематика оперных сюжетов охватывает образцы русской классической литературы; временной диапазон от эпохи Средневековья вплоть до

Слайд 7
В целом, для оперного творчества С.Прокофьева характерно господство игровой стихии, тенденция

к усилению роли оркестровых эпизодов, стремление воплотить современные идеалы и отразить особенности воссоздаваемой в конкретном сюжете исторической эпохи.
Прокофьев в музыкальных текстах своих произведений – сторонник рационального использования музыкально-выразительных средств; как драматург обновляет оперный жанр введением в него элементов драматического театра и кинематографа. Так, специфику прокофьевской монтажной драматургии охарактеризовал М.Друскин: «прокофьевская драматургия – это не простая смена «кадров», не калейдоскоп чередующихся эпизодов, а музыкальное перевоплощение принципов то «замедленной», то «убыстренной» съемки, то «наплыва», то «крупного плана».
Также оперы Прокофьева отличают многоплановость образов и сценических ситуаций, полярность в отражении действительности.

Опера «Огненный ангел»

Оперы «Маддалена»

В целом, для оперного творчества С.Прокофьева характерно господство игровой стихии, тенденция к усилению роли оркестровых эпизодов, стремление

Слайд 8Балеты
Характерная для русского балета XX века тенденция к симфонизации возводит балетный

жанр не только в ранг одного из ведущих, но и делает его серьезным конкурентом оперы. Во многом она (тенденция) связана с именем С.Дягилева, по заказу которого были созданы, практически все ранние балеты Прокофьева.
При различии литературной основы прокофьевские балеты роднят следующие черты:
композитор продолжает и завершает балетную реформу, начатую П.Чайковским, доводя её до той вершины, где балет из хореографического спектакля превращается в музыкальный театр;
из трех различных линий советского балетного театра (героико-историческая, классическая, сатирическая), именно классическая, имеющая лирико-психологическую природу, оказывается основополагающей для балетов Прокофьева;
симфонизация балетного жанра, важная роль оркестра, развитая лейтмотивная система.


Балет «Золушка»

Балеты 		Характерная для русского балета XX века тенденция к симфонизации возводит балетный жанр не только в ранг

Слайд 9 К ранним образцам балетов Прокофьева относятся:
«Ала и Лоллий» (1914) – в

основе которого - скифский сюжет. Его музыка также известна как «Скифская сюита», дерзкий, острый, смелый «Шут» или «Сказка про шута семерых шутов перешутившего» (1915-1920), поставлен в Париже;
балеты 20-30 годов: «Трапеция (1924), «Стальной скок» (1925), «Блудный сын (1928), «На Днепре» (1930);
три балета – шедевры, созданные по возвращении на Родину: «Ромео и Джульетта» (1935), «Золушка (1940-1944), «Сказ о каменном цветке» (1948-1950).
Инструментальная музыка – одна из важнейших сфер деятельности Прокофьева на протяжении всего творческого пути, выражающая типичные черты авторского музыкального языка – сложного, но весьма изысканного. Это, прежде всего, необычайный мелодический дар, гармония, насыщенность ярко национальным колоритом.


Балет «Сказ о каменном цветке»

Балет «Ромео и Джульетта»

К ранним образцам балетов Прокофьева относятся:«Ала и Лоллий» (1914) – в основе которого - скифский сюжет. Его

Слайд 10Симфонии
    7 симфоний, своеобразно синтезирующие и развивающие традиции эпического, драматического и

лирико-жанрового симфонизма.
№1 (1916-1917) «Классическая», где композитор обращается к бесконфликтному типу симфонизма добетховенского периода (гайдновский тип симфонизма);
№2-4 (1024,1928,1930) – симфонии зарубежного периода. Симфонию №2 Астафьев назвал симфонией из «железа и стали». Симфонии №3, 4 – на материале оперы «Огненный ангел» и балета «Блудный сын»;
№5-7 (1944, 1945-1947, 1951-1952) -написаны в поздний период. Героико-эпическая симфония №5 отразила дух военного времени. Симфония №7, завершенная менее чем за год до смерти композитора проникнута оптимизмом и радостью жизни

Симфонии    	 7 симфоний, своеобразно синтезирующие и развивающие традиции эпического, драматического и лирико-жанрового симфонизма.№1 (1916-1917) «Классическая», где

Слайд 11Фортепианное творчество
Войдя в музыку XX века как основоположник нового стиля, Прокофьев

утверждает тип тематизма наступательного, энергичного, напористого, действенного, где рождается особый жестокий «стеклянный колорит, точно соответствующий нонлегатному пианизму самого Прокофьева» (Л. Гаккель).
Не менее важны лирические темы. Яркая ощутимость национального начала в сочетании с оптимистическим юмором, высмеивающим зло, характерна не только для фортепианной музыки, а для творчества композитора в целом.
В фортепианном наследии Прокофьева – 9 сонат, 3 сонатины, 5 концертов, множество пьес, фортепианные циклы («Сарказмы», «Мимолетности», «Сказки старой бабушки» и т.д.).


Фортепианное творчество 		Войдя в музыку XX века как основоположник нового стиля, Прокофьев утверждает тип тематизма наступательного, энергичного,

Слайд 12Кантатно-ораториальное творчество
Прокофьевым создано 6 кантат: «Семеро их» (1917-1918); «Кантата к 20-летию

Октября (1936-1937); «Здравица (1939); «Александр Невский (1938-1939); «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» (1942-1943); «Расцветай, могучий край» (1947); оратория «На страже мира» (1950).
Одним из первых образцов нового подхода к жанру исторической кантаты считается одночастная кантата Прокофьева «Семеро их», написанная на тексты «Зовов древности» Бальмонта
Широко известный исторический (героико-патриотический) опус «Александр Невский» - монументальное творение Прокофьева, основанное на музыкальном материале одноименного кинофильма
«Кантата к 20-летию Октября» родилась под впечатлением возвращения композитором на Родину и стремлением запечатления эпохальных событий Советской России. Её идейная суть: Великая Октябрьская социалистическая революция, победа, индустриализация страны, Конституция. В текстовом отношении - содержит фрагменты работ Маркса, Сталина, Ленина. Произведение было отклонено Комитетом по делам искусства, поскольку идея воплотить эти темы в музыке была расценена как кощунство. Премьера состоялась лишь в 1966г.

Кантатно-ораториальное творчество		Прокофьевым создано 6 кантат: «Семеро их» (1917-1918); «Кантата к 20-летию Октября (1936-1937); «Здравица (1939); «Александр Невский

Слайд 13Музыка для детей
Чудесной страницей творчества С.С. Прокофьева стала его музыка

для детей и юношества. Для маленьких любителей музыки сочиняли многие, почти все композиторы, но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, столько серьезных размышлений и сердечного тепла, сколько уделял С. Прокофьев.
Свое первое сочинение для детской аудитории Прокофьев создал в одном из излюбленных им жанров – цикле фортепианных миниатюр. Так появился сборник из двенадцать легких пьес – «Детская музыка».
Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки («Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»), живые сцены детских игр («Марш», «Пятнашки»), танцевальные пьесы («Вальс», «Тарантелла»), тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания («Сказочка», «Раскаяние»).

Музыка для детей		 Чудесной страницей творчества С.С. Прокофьева стала его музыка для детей и юношества. Для маленьких

Слайд 14 Советские дети особенно должны быть благодарны С. С. Прокофьеву, ибо никто

из советских композиторов не посвятил детям столько прекрасных произведений. Достаточно назвать сказку «Петя и волк», пионерскую сюиту «Зимний костер», цикл фортепианных пьес «Детская музыка», песни школьников «Нам не нужна война» и «Голуби мира» из оратории «На страже мира» и много, много других.







Творчество Прокофьева получило всемирное признание. Непреходящая ценность его музыки — в душевной щедрости и доброте, в приверженности высоким гуманистическим идеям, в богатстве художественной выразительности его произведений.
Наряду с другими композиторами (К. Дебюсси, Б.Бартоком, А. Скрябиным) С.С.Прокофьев в своем творчестве определил новые пути развития музыки XX века.

Советские дети особенно должны быть благодарны С. С. Прокофьеву, ибо никто из советских композиторов не посвятил детям

Слайд 15
Творчество Прокофьева получило всемирное признание. Непреходящая ценность его музыки — в

душевной щедрости и доброте, в приверженности высоким гуманистическим идеям, в богатстве художественной выразительности его произведений.
Наряду с другими композиторами (К. Дебюсси, Б.Бартоком, А. Скрябиным) С.С.Прокофьев в своем творчестве определил новые пути развития музыки XX века.
Творчество Прокофьева получило всемирное признание. Непреходящая ценность его музыки — в душевной щедрости и доброте, в приверженности

Слайд 16Используемая литература:

1.Арановский М., Мелодика С. Прокофьева – Л.: Северное сияние,1969.
2. Гаккель,

Л. Фортепианная музыка ХХ века. – Л.,1976.
3.Гаккель Л., Фортепианное творчество С.С. Прокофьева – М.: Музыка,1960
4.Дельсон В., Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева – М.: Советский композитор, 1973.
5. Дьячкова, Л. Гармония в музыке ХХ века. – М.,1994
6. Павлинова, В. Важная черта фортепианного творчества Прокофь- ева. // Сов. Музыка. – 1981. - №4. –С.88-91
7. Тараканов, М. Новая тональность в музыке ХХ века. // Проблемы музыкальной науки. – М.,1972. – Вып.1
 
Используемая литература:1.Арановский М., Мелодика С. Прокофьева – Л.: Северное сияние,1969.2. Гаккель, Л. Фортепианная музыка ХХ века. –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть