Слайд 1Песни в солдатской шинели
Золина О.Е.,
учитель музыки МБОУ «Осиноплесская СОШ»
Слайд 2 Цель: развитие у учащихся чувства патриотизма, уважения к героическим поступкам людей
в военное и мирное время, воспитание толерантности.
Задачи:
- познакомить с историей создания песен Великой Отечественной войны.
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории Родины, к ее культурному наследию.
- развивать эмоциональный отклик на музыкальные произведения о ВОВ.
Слайд 3Что такое война?
Это «нет» на мечте, «нет» на счастье, любви, доброте,
красоте,
«Нет» весне, пенью птиц и цветущим лугам,
«Нет» на всем, что хотелось живущие вам.
«Нет» друзьям, играм, праздникам, блеску огней,
Поцелуям любимой, «нет» всей жизни твоей.
Это горечь и боль, цепенеющий страх,
Это пепел пожарищ в родных городах,
Детский плач и безумие матерей,
Потерявших своих сыновей, дочерей.
Это холод и голод, это вера в глазах:
«Не сегодня – так завтра отступать будет враг!»
Это грохот, огонь и решительный бой,
Где в смертельной атаке он закрыл нас с тобой.
Миллионы погибших, не пришедших с войны,
Чтобы жили сегодня, чтоб сегодня жил ты!
И победный наш май с сединой на висках,
Это вечный огонь на могилах солдат,
И печаль на устах, и слезинка в глазах,
Это память, что в сердце стучит как набат
Слайд 4 Память о ВОВ живет в воспоминаниях ветеранов, в исторических документах, в
произведениях литературы, музыке. В те страшные 1418 дней нас постоянно возвращает кинематограф с фильмами о войне. «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне».
Слайд 5 Первые годы войны были особенно тяжелыми: несмотря на ожесточенные бои, наши
войска отступали на всех фронтах, в оккупации на растерзание врагу оставались сотни городов и деревень. Вот в это время родилась одна из самых лирических песен Великой Отечественной войны «В землянке». Она «безоговорочно была принята и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны». Написана она поэтом-фронтовиком Алексеем Сурковым.
Слайд 6 «Катюша» – эта песня известна и сегодня каждому. А впервые она
прозвучала 27 ноября 1938 года. Едва появившись, песня эта стала знаменитой, родной и близкой миллионам людей. Ее распевали в селах и городах, на демонстрациях и народных гуляньях, а то и просто в домашнем кругу, за праздничным столом. Автор музыки – Матвей Блантер, автор слов – Михаил Исаковский.
Слайд 7 «Катюша» - ее слова и музыка выражают светлые чувства уверенности и
надежды. Простую и обаятельную девушку с ласковым именем Катюша полюбили и безоговорочно приняли всюду и все. Родилась не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в нее, помогает защитнику Родины выполнять свой долг.
По-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. В народе появились десятки новых вариантов этой песни, «ответы» на нее. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой. Пели во время войны и о Катюше-партизанке, «проходившей по лесам и селам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой веселой, что когда-то пела над рекой». В одной из песен девушка оказывается на захваченной врагом территории, её угоняют в немецкий плен.
Слайд 8 Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша.
Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, – реактивные гвардейские минометы. И об этих «катюшах» вскоре были сложены песни:
Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом-
Распевала песенки «катюша»
Под Калугой, Тулой и Орлом.
Слайд 9 История создания всенародно любимой песни «Тёмная ночь» очень интересна. В 1943
году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссёра Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссёру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным.
Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Тёмная ночь».
Слайд 10Леонид Луков
Владимир Агатов
Никит Богословский
Слайд 11 В 1940 году поэт Яков Захарович Шведов и композитор Анатолий Григорьевич
Новиков написали сюиту, посвящённую Григорию Котовскому как герою Гражданской войны. В состав сюиты вошло семь песен, в том числе и «Смуглянка». Однако ж, до всенародной славы «Смуглянке» было ещё далеко: в довоенный период песню практически не исполняли в связи с её «фривольностью», а партитура чуть позднее вовсе была утеряна.
В 1942 году Анатолий Новиков вернулся к своему детищу, решив сделать из песни законченное произведение. И вновь песню ждали проблемы. Когда ансамбль сделал запись на радио, редколлегия Государственного радио отвергла из всего записанного репертуара «Смуглянку» за сентиментальную чуждость советским слушателям в сложное время.
Слайд 12 Примечательно, что песню, в которой говорилось про партизан Гражданской войны, воспринимали
как рассказ о молодых людях, объединённых борьбой с гитлеровцами.
В 1973 году Леонид Фёдорович Быков снял фильм «В бой идут одни старики», – где спел «Смуглянку». Согласно легенде, впервые эту песню Быков услышал в поезде, где её пели двое военных, ехавших в Молдавию на могилы своих боевых товарищей, и настолько «Смуглянке» запала актёру в душу, что ни о каком другом гимне «поющей эскадрильи» не могло быть и речи. Через полгода Виктор попал на фронт, а 11 апреля 1945 года погиб в Чехословакии.
Через двадцать лет Быков написал сценарий к своему лучшему фильму «В бой идут одни старики», где погибшего Виктора он воплотил в образе Смуглянки, не изменив даже фамилии – лейтенант Щедронов.
Слайд 13Анатолий Григорьевич Новиков
Яков Захарович Шведов
Слайд 14 В августе 1965 года советская делегация деятелей культуры приехала в японский
город Хиросима. Прошло ровно двадцать лет после страшной трагедии, унесшей жизни сотен тысяч людей. В составе делегации был дагестанский поэт Расул Гамзатов. Один из памятников, установленных в центре Хиросимы – девочка с журавлем в руках. Девочка, которая верила старинной японской легенде, что если она создаст тысячу журавликов из бумаги, то страшная болезнь, последствия той страшной бомбардировки, отступит. Девочка умерла, так и не успев сделать тысячу журавлей.
Поэта поразила эта история, и он написал стихотворение «Журавли» на родном аварском языке, сразу после возвращения из Японии. История японской девочки осталась за кадром.
Слайд 15 Друг Расула Гамзатова поэт Наум Гребнев перевел это стихотворение на русский
язык и опубликовал его в журнале «Новый мир». Именно в этом журнале стихотворение и увидел актер и певец Марк Бернес, который услышал в нем что-то свое. Он обратился к своему другу Яну Френкелю с просьбой написать музыку. 8 июля 1969 года Марк Бернес приехал в студию. Во время записи у Бернеса в глазах стояли слезы. Через много лет Журавли в исполнении Ансамбля им. А. В. Александрова прозвучала в Японии.
Так белые журавли из древней
легенды возвратились в страну,
где Расул Гамзатов увидел памятник
маленькой девочке с журавлем
в руках, ставшей жертвой самого
страшного в мире оружия.