Слайд 2 «Моё убеждение таково,
мажорный лад побуждает к деятельности,
отправляет
в широкий мир...
Минорный выражает всё невыразимое и томительное…»
И. В. Гёте
Слайд 3В музыке крайне редко встречаются произведения, в которых выражалось бы полностью
безмятежное настроение. Гораздо чаще музыкальная гармония построена на противоположности светлого и затемнённого, печального и радостного.
Слайд 4Такое понимание гармонии как единства противоположных начал заложено ещё в мифологии.
В
одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Гармония была дочерью Ареса - бога войны и раздора и Афродиты – богини любви и красоты.
Слайд 5В своих странствиях Кадм однажды убил змея и вошёл в пещеру,
где раньше жил змей, и увидел там девушку неописуемой красоты, узницу змея. Когда Кадм и Гармония выходили из пещеры, Кадм увидел в пасти убитого змея что-то золотое, ярко сверкающее, но не стал подходить ближе.
Вскоре они увидели спускающуюся с неба лестницу, по которой шли Зевс с Герой, Посейдон с Амфитритой и Арес с Афродитой.
Слайд 7Вмиг появились столы с яствами, и Зевс объявил, что в награду
за подвиг он даёт Кадму в жёны Гармонию. Они зажили счастливо, но однажды, вспомнив прошлое, Кадм рассказал Гармонии о золоте, лежащем у пасти змея. Жена тотчас же пожелала его иметь и послала Кадма к пещере.
Слайд 8У пещеры сидела Афина под видом нимфы и предупредила, чтобы Кадм
не брал золото, но тот испугался гнева жены и нашёл под костями змея золотое ожерелье невиданной красоты. (ожерелье работы Гефеста было подарено Гармонии в день свадьбы). Когда Кадм принёс ожерелье Гармонии, та решила подарить его Семеле. Вскоре Семела погибла, сгорев в пламени своего возлюбленного Зевса. Потом ожерельем владели по очереди Агава и Автоноя, но и те скоро погибли.
Слайд 9На старости лет Кадм и Гармония, потерявшие дочерей, покинули Фивы. «Боги
карают меня за убийство змея, лучше б и мне стать змеёй» - сказал однажды Кадм и превратился в змею. Гармония бросилась к нему, обвила его тело руками и тоже стала змеёй. Впоследствии боги перенесли их на острова блаженных.
Слайд 11Соединение коварной и разрушительной силы и силы вечной юности, жизни и
любви - такова основа равновесия и покоя, олицетворяемых Гармонией. Поэтому гармония в музыке - искусстве временном, движущемся - почти никогда не предстаёт в своём законченном виде. Наоборот, она достигается в развитии, борьбе, становлении.
Слайд 13Наверное, двойственная природа гармонии и стала причиной того, что гармония музыкальная
почти целиком строится на противоположностях. Противоположны светлый мажор и печальный минор; консонанс своим согласным звучанием противостоит диссонансу с его напряжённостью; неустойчивый аккорд стремится к разрешению в устойчивый.
Слайд 14Ни одно музыкальное произведение не может быть построено только лишь на
благозвучных сочетаниях. Диссонанс является важнейшим стимулятором развития в музыке. Одна из важнейших особенностей диссонансов заключается в том, что, будучи несогласованными, они как бы лишают музыку ощущения покоя, требуют движения, которое обычно связывается с необходимостью перехода диссонанса в консонанс, его разрешения.
Слайд 15Слово консонанс в переводе с латинского означает согласное звучание, а диссонанс
- нестройное, несогласное звучание.
Слайд 18Поэтому, не таким удивительным кажется то, что произведений, подобных Прелюдии До
мажор Баха, в музыке не так много. Гораздо чаще встречаются сочинения, в которых гармония выражает стремления и страдания, мечты и надежды, тревоги и раздумья - всё, чем полна человеческая жизнь. И так же как, например, в живописи, где даже самую простую картину невозможно написать одной краской и одной линией, так и в музыке никакой замысел не может быть воплощён только каким-нибудь одним гармоническим средством.
Слайд 19Вспомните «Серенаду» Ф. Шуберта, которую вы слушали недавно. В ней для
передачи различных настроений композитор использовал ладовый контраст – контраст мажора и минора, передающий различные оттенки чувств героя.
Слайд 20Гармония во все времена опиралась на лады, различные по своему характеру.
Уже древнегреческие философы спорили о характере воздействия музыкальных ладов. Они признавали, что изменение даже одного звука лада придаёт ему совершенно иную выразительность.
Вспомним хорошо известные нам мажор и минор, основные аккорды которых отличаются друг от друга одним-единственным звуком! Но как резко отличается характер их звучания!
Слайд 21«Моё убеждение таково, - писал великий немецкий писатель и мыслитель Иоганн
Вольфганг фон Гёте, - мажорный лад побуждает к деятельности, отправляет в широкий мир... Минорный выражает всё невыразимое и томительное».
Слайд 22Вспомните Симфонию № 40 В. А. Моцарта - одного из самых
гармоничных композиторов. Как естественно в ней гармоническое дыхание, соотношение «света» и «тени», как органично переплетение мажора и минора в их сопоставлении, чередовании, изящной игре!
Слайд 23 Роберт Шуман сказал про эту симфонию: «Каждая нота в ней
- чистое золото, каждая часть её - это клад» ...
Слайд 24Гармония всегда возникает из противоположностей и противоречий там, где есть любовь.
Ведь гармония - подлинная душа искусства, его красота и правда.
Слайд 25 Вопросы и задания:
1.В чём заключается смысл
древнегреческого мифа о Гармонии?
2.Какие два лада составляют основу музыкальной гармонии?
3.Подумайте, гармонично ли музыкальное произведение, звучащее исключительно в мажоре, содержащее только благозвучные аккорды. Чего в нём не хватает?
4. В чём выражает себя гармония в Симфонии № 40 В. А. Моцарта?