Слайд 227 января 1756 года в небольшом городе Зальцбурге, расположенном в районе
Альп и окруженном живописными реками, садами и лесами родился Иоганнес Хризостомус Вольфгангус Теофилус Моцарт. Для родных и близких мальчик был просто Вольфгангом или Амадео - так звучало это имя по-итальянски.
Слайд 3Отец Моцарта, Леопольд Моцарт, был довольно известным скрипачом, органистом, педагогом и
работал в качестве придворного музыканта и камердинера у зальцбургского вельможи графа Турн.
Вольфганг - седьмой ребенок в семье. Почти все его братья и сестры умерли в младенческом возрасте. В живых осталась только лишь одна сестра Мария Анна, или, как ласково звали ее в семье, Наннерль. Девочка была старше брата на четыре с половиной года.
Слайд 4Первоначальное музыкальное развитие Вольфганга и Наннерль проходило под руководством отца. В
восемь лет Наннерль начинает учится игре на клавесине. Родителям не приходится напоминать дочери о том, что ей нужно сесть за инструмент. Все чаще к клавесину подходит Моцарт. К великому изумлению отца, малыш, которому едва исполнилось три с половиной года, по слуху безошибочно повторяет все пьески, которые разучивает сестра.
Слайд 5В январе 1762 года Вольфгангу исполняется шесть, сестре его - десять
с половиной. Оба настолько хорошо овладели техникой игры на клавесине, что отец принимает решение совершить с детьми концертную поездку. Для начала отправляются в Мюнхен, где дети успешно выступают при дворе курфюрста Баварского. Леопольд Моцарт принимается хлопотать об отпуске для поездки в столицу Австрии. В сентябре 1762 года семейство зальцбургского капельмейстера прибывает в Вену. Однако доступ в город преграждает таможня. Миновать очередной осмотр багажа невозможно, ведь Зальцбург - столица самостоятельного княжества, все равно, что заграница. Как знать, не везет ли кто контрабанды? Пассажиры выстраиваются в очередь.
.
Слайд 6Осматривая скромный багаж зальцбургского музыканта, служащие таможни обращают внимание на довольно
тяжелый и громоздкий чемодан. При толчке из него слышится жалобный дребезжащий звук.
Вы же в отпуск едете. Для чего ж возите с собой тяжелые клавикорды? - спрашивают таможенники
В разговор вступает Вольфганг.
- Мы же едем давать концерты. Надо упражняться...
- Давать концерты? - переспрашивает чиновник. - И ты вправду, малыш, умеешь играть на этой штуке?
- Конечно умею, - обижается мальчик. Он готов сесть за клавесин, но крышка инструмента на запоре. - В таком случае я сыграю вам на скрипке
И вытащив откуда-то крошечную скрипочку, Вольфганг начинает играть менуэт. Свою нехитрую пьеску маленький музыкант играет так ритмично и четко и вместе с тем воодушевленно, что все чиновники приходят в восхищение. На багаж быстро наклеиваются ярлычки. Препятствий к въезду в Вену больше нет.
Слайд 7Отец с талантливыми детьми гастролируют по многим другим городам Германии. Затем
был Париж, Лондон, Голландия, Швейцария. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами.
Слайд 8До этого времени выступлениям юного музыканта сопутствовали удачи. Все восхищались им
как забавной игрушкой. Теперь Вольфгангу уже двенадцать лет. Скоро он станет опасным соперником для своих собратьев-музыкантов. Шутка ли, если уже в этом возрасте он начнет сочинять и ставить оперы? Счастливая пора детства, полного разнообразных впечатлений, блестящих успехов и радужных надежд на будущее, остается позади. Начинается новая полоса жизни.
Слайд 9Вольфгангу 17 лет. Это невысокий, худощавый юноша с тонкими, хотя и
не очень правильными чертами лица, с крупным носом. Выражение его подвижного лица изменчиво. Большие серые глаза смотрят серьезно и задумчиво. Но когда они загораются огнем творческого воодушевления, лицо становится прекрасным. Однако в расцвете своего огромного таланта Моцарт под давлением обстоятельств обречен на прозябание в маленькое захолустном городке.
Все тяготит здесь юношу: и рабская зависимость от грубого и деспотичного архиепископа, чванство местной аристократии косность обывателей. Нет в Зальцбурге ни оперного театра, ни открытых концертов, ни встреч с интересными образованными людьми. Отлучаться без дозволения из города и тем более писать для кого-либо оперы юному Моцарту строжайше запрещено.
Слайд 10Лишь через пять лет с великим трудом удается Моцарту добиться разрешения
уехать из Зальцбурга. Проездом через Мюнхен и Маннгейм он направляется в Париж. Здесь же в Маннгейме молодой Моцарт повстречает 15-летнюю Алоизию Вебер. У Алоизии - прекрасный голос. Для нее юноша пишет блестящие концертные арии, мечтая о том, что Алоизия станет его женой и будет петь в его будущих операх. Намерение сына жениться на дочери бедного работника театра приводит Леопольда Моцарта в негодование.
Слайд 11Моцарт поселяется в Вене. Пристанище он находит в бедном доме госпожи
Вебер, матери Алоизии.
В семье есть еще несколько сестер, и одна из них, Констанца, впоследствии станет женой Моцарта.
Слайд 12Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящим. Оставив
место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт для обеспечения своей семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии
После смерти императора Иосифа II (1790 год) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела.
Слайд 13В мае 1787 года скончался отец композитора. Этот год вообще стал
рубежным в жизни Моцарта, что касается ее внешнего течения и душевного состояния композитора. Его размышления все чаще окрашивал глубокий пессимизм; навсегда в прошлое ушли блеск успеха и радости молодых лет.
В 1789 пошатнулось здоровье Констанцы, потом самого Вольфганга, и материальное положение семьи стало просто угрожающим.
Слайд 14Моцарт был уже болен, когда при таинственных обстоятельствах к нему явился
незнакомец и заказал реквием. Это был управляющий графа Вальзегг-Штуппаха. Граф заказал сочинение в память умершей жены, намереваясь исполнить его под своим именем. Моцарт, уверенный, что сочиняет реквием для себя, лихорадочно работал над партитурой, пока силы не оставили его.
Слайд 15Констанца в это время лечилась в Бадене и спешно вернулась домой,
когда поняла, сколь серьезна болезнь мужа. 20 ноября Моцарт слег и через несколько дней почувствовал такую слабость, что принял причастие. В ночь с 4 на 5 декабря он впал в бредовое состояние и в полусознательном состоянии воображал себя играющим на литаврах в «День гнева» из собственного незаконченного реквиема. Был почти час ночи, когда он отвернулся к стене и перестал дышать.
Слайд 16Констанца, сломленная горем и не имевшая никаких средств, должна была согласиться
на самое дешевое отпевание в часовне собора св. Стефана. Она была слишком слаба, чтобы сопровождать тело мужа в далекий путь на кладбище св. Марка, где он был похоронен без всяких свидетелей, кроме могильщиков, в могиле для бедняков, местоположение которой было вскоре безнадежно забыто.
Слайд 17Если при жизни Моцарта его творческая мощь осознавалась лишь сравнительно небольшим
числом слушателей, то уже в первое десятилетие после кончины композитора признание его гения распространилось по всей Европе
Подлинная слава пришла к Моцарту после его смерти. Имя Моцарта стало символом высшей музыкальной одаренности, творческой гениальности, единства красоты и жизненной правды. Непреходящую ценность моцартовских творений и огромную роль их в духовной жизни человечества подчеркивают высказывания музыкантов, писателей, философов, ученых начиная с И. Гайдна, Л. Бетховена, И. В. Гете, Э. Т. А. Гофмана и кончая А. Эйнштейном, Г. В. Чичериным и современными мастерами культуры.
"Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!"