Слайд 2Народные танцы
Народный танец – один из древнейших видов искусства
Он складывался
и развивался под влияниям географических, исторических и социальных условий жизни. Он выражает стиль и манеру исполнения каждого народа, неразрывно связан с музыкой и другими видами искусства.
Народный танец – результат коллективного творчества. Переходя из поколения в поколение, от исполнителя к исполнителю он обогащается, достигает виртуозной техники.
У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, приемы соотношения движения с музыкой.
Народ танцами украшал свою жизнь. Во время праздников водили хороводы, плясали, пели, играли в различные игры. О богатстве и многообразии народных танцев говорят красивые хороводы и кадрили, зажигательные пляски солистов и лихие переплясы, лирические и парные пляски.
Слайд 3Виды народного танца
Хоровод
Пляски – игры
Групповая пляска:
перепляс, кадриль.
Парная пляска
Сольная
пляска:
мужская,женская.
Слайд 4хоровод
Хоровод- массовый танец. Его рисунок – простой круг- олицетворял движение Солнца
вокруг Земли.
Участники хоровода поют, движутся по кругу, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. В народе говорят: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы».
Хоровод собирает большое число участников. В нем проявляется чувства дружбы, единения. Участники держатся за руки, за платок, пояс, венок. Иногда движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами.
Слайд 5
Они разнообразны в построениях. Фигуры хороводов: большой и маленький круги, «восьмерка»,
«воротца», «колонна», «корзиночка», «карусель».
Мастер ведения хоровода «заводила» пользуется уважением всех. Наделен фантазией, обладает хорошим голосом и артистизмом.
Под пение танцующих в хороводе разыгрывались сценки. В шуточных хороводах участники изображали животных и птиц. В танце «Заинька» юноша наряжался зайцем, вертелся, подпрыгивал, стремился вырваться из круга.
Исполняются в медленном, среднем и быстром темпах. Но при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек- «лебедушек», уверенная поступь парней - «ясных соколов».
Слайд 6Групповая пляска
Имеет определенное количество участников, установленное построение. Фигуры и перестроения должны
быть отрепетированы и отработаны.
Вобрала в себя многие фигуры хороводов, иногда в групповые пляски входят сольные и парные пляски, перепляс.
Исполняются по парам и тройкам в различных сочетаниях, одними девушками или одними парнями.
Танцуют под популярные в народе песни и плясовые мелодии, под различные припевки, страдания, частушки, которые помогают раскрытию содержания пляски.
.
Слайд 7
Создавались пляски на основе народных традиций и передавались из поколения в
поколение.
Очень разнообразны по своему содержанию, сюжетам и рисунку. В одних плясках с помощью различных движений передаются характер, поведение, повадки животных и птиц: «Медведь», «Гусачок», «Журавель». Другие пляски связаны с трудовыми процессами_ « Толкуша», «Веретено», «Косари». В них раскрываются и имитируются благодаря рисунку и движениям трудовые процессы
Слайд 8
Существуют пляски, в основе которых лежит построение или рисунок, от которого
и происходит название пляски: «Звездочка», «Цепочка». Многие групповые пляски связаны с количеством исполнителей: «Пятера», «Семера, «Восьмерка».
Есть пляски, передающие характер ее исполнения: «Метелица», «Бешеная». Иногда пляски зависят от названия движений: «Дробушечка», «Топотуха». Часто групповые пляски называются по песне, под которую они исполняются: «Сени», «Барыня», «Камаринская».
Они сочинялись талантливыми мастерами- плясунами. Каждая местность имела свои традиционные темы, песни и мелодии, формы построения , манеру исполнения.