Слайд 1Феликс Мендельсон - Бартольди
(1809 - 1847)
- немецкий композитор, пианист,
дирижёр, педагог - один из крупнейших представителей романтизма в музыке, глава художественного направления «Лейпцигская школа».
Слайд 2
Помимо музыки, образование Мендельсона включало изобразительное искусство, литературу, языки и философию.
Для своего наставника Хейзе перевел «Андрию» Теренса в 1825 году. Учитель был поражен и издал ее как работу «его ученика F****». Этот перевод стал квалификационной работой Мендельсона для получения права обучаться в Университете Берлина, где он посещал лекции по эстетике Георга Гегеля, по истории Эдуарда Ганса и географии Карла Риттера.
Портрет Ференца Листа Mendelsohn 1847
Слайд 3Феликс Мендельсон со своей любимой сестрой
Фанни
В возрасте 6 лет Феликс Мендельсон стал получать уроки фортепиано от своей матери, а с семи лет обучался у Мари Биго в Париже. С 1817 года изучал композицию у Карла Фридриха Цельтера. В 9 лет состоялся его дебют, когда он принял участие в камерном концерте в Берлине.
Слайд 4Цельтер представил Феликса своему другу Гёте, который позднее поделился своими впечатлениями
о юном таланте, приведя сравнение с Моцартом:
«Музыкальные чудеса … вероятно больше не так редки; но то что этот маленький человек способен сделать, играя импровизацию или с листа, это на грани волшебства. Я не могу поверить, что это возможно в столь раннем возрасте».
«Все же Вы слышали Моцарта на его седьмом году во Франкфурте?» — сказал Цельтер. «Да», ответил Гёте, «…, но то, чего уже достиг Ваш ученик, имеет такое же отношение к Моцарту того времени, какое культурный разговор взрослых людей имеет к лепету ребенка»
Позже Феликс неоднократно встречался с Гёте и положил на музыку немало его стихотворений.
Слайд 6В Хоровой академии Берлина Мендельсон стал дирижером, и, при поддержке директора
академии Зельтера, а также с помощью друга Эдуарда Девринта, смог осуществить в 1829 году постановку «Страстей по Матфею» Иоганна Баха. Успех этой работы положил начало возрождению музыки Баха в Германии, а затем во всей Европе.
Слайд 7
В 1843 году Феликс Мендельсон основал Лейпцигскую
Консерваторию Музыки, первое учебное
заведение
такого рода в Германии, осуществив таким
образом свою мечту
и сделав Лейпциг музыкальным центром на карте страны.
Преподавание здесь велось не как ранее, по принципу: мастер-подмастерье, а по университетской схеме: профессор-предмет. В дирижировании он перенёс внимание, ранее прикованное к главной скрипке, на весь оркестр. При этом часто сам садился за инструмент, разрушая установленную схему - или дирижёр или исполнитель. При организации музыкальных вечеров, вместо ранее принятых смешанных программ, он перешёл к тематическим - посвящённым отдельным композиторам, ознакомив мир с новыми именами. Заново открыл и подарил миру Иоганна Баха.
Слайд 8Альбе́рт Франц Август Эммануил Саксен-Кобург-Готский
(1819 - 1861)
Александрина Виктория
(1919 - 1901)
Фредери́к
Шопе́н
(1810 - 1849)
Иога́нн Во́льфганг Гёте
(1749 - 1832)
Слайд 9
Мендельсон играет перед Гете в Веймар, 1830’ (деталь):
Мориц Даниэль Оппенгейм,
1864. Еврейский музей Франкфурта-на-Майне: кредит Александр Теслер, Франкфурт-На-Майне.
Слайд 10
«Мендельсон - это Моцарт девятнадцатого века, самый светлый композитор, который яснее
всех видит все противоречия времени и раньше всех их примиряет».
(Роберт Шуман).
Роберт Шуман
(1810 - 1856)
немецкий композитор,педагог и влиятельный музыкальный критик. один из выдающихся композиторов эпохи романтизма
Слайд 11Церковь Св. Фомы (Thomaskirche) в Лейпциге стала всемирно известной благодаря деятельности
Иоганна Себастьяна Баха, который работал здесь органистом в течение 27 лет и исполнял обязанности кантора церковного хора мальчиков.
Слайд 12
I.S. Bach –
The Passion According
To Saint Matthew
BWV 244
Слайд 13Па
Все было не просто в судьбе этого гения. Точнее в его
творческой судьбе. Зато сейчас город Лейпциг по заслугам оценил дар композитора, его наследие, оставшееся в городе и вообще во всемирной культуре. Перед церковью Святого Фомы в 1908 году был поставлен памятник композитору. Томаскирхе во время II мировой войны изрядно пострадала, но говорят, что когда союзническая армия узнала, что это церковь, в которой работал Бах, самолеты старались не крушить территорию рядом с церковью.
Памятник композитора И.С. Баха перед Томаскирхе
Слайд 15Ева́нгелие - (εὐαγγέλιον — «благая весть») – часть Библии.
Библия - жизнеописание
народов, из которых впоследствии вышел Христос.
Евангелие - жизнеописание одного человека, Христа.
Библия имеет сложную композицию, она разделена на Ветхий Завет и Новый завет. Ветхий завет описывает время от сотворения мира до рождения Христа.
Новый Завет, собственно Евангелие (благая весть) - от рождения Христа до Откровения, данного Христом через Иоанна (в т. ч. Апокалипсис) и представляет собой несколько книг разных авторов.
Основными жизнеописателями жизни и деяний Христа являются 4 автора: Матфей, Марк, Лука, Иоанн.
Существуют и другие, в том числе и мифический от Иуды, но все они, кроме этих 4х, вошедших в Библию, были признаны ересью.
Слайд 16Орато́рия (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора,
солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Подобно опере, оратория включает сольные арии, речитативы, ансамбли и хоры; как и в опере, действие в оратории развивается на основе драматического сюжета. Специфическая черта оратории - преобладание повествования над драматическим действием, т. е. не столько показ событий, как в опере, сколько рассказ о них. Имея много общих черт с кантатой, оратория отличается от последней более крупным размером, большим масштабом развития и более отчётливо намеченным сюжетом. Для оратории характерны также драматизм и раскрытие темы в героико-эпическом плане. Первоначально оратории писались главным образом на библейские и евангельские тексты и нередко предназначались для исполнения непосредственно в храме в дни соответственных церковных праздников. Создавались специальные "рождественские", "пасхальные" и "страстные" Оратории, т. н. "страсти" (Passionen). В процессе исторического развития Оратория приобретала всё более светский характер и полностью перешла на концертную эстраду.
Непосредственными предшественниками оратории считаются средневековые литургические представления, целью которых было разъяснять прихожанам малопонятный для них латинский текст богослужений. Литургические представления сопровождались пением и всецело подчинялись церковному ритуалу.
Задание:
Дайте (своими словами) определение жанра оратории, её сходства с оперой и различия
Дайте определение: речитатив – это…
Дайте определение: ария – это…
Кого в оратории или в опере изображает хор? (может быть несколько вариантов)
Слайд 18Evangelist
Er antwortete und sprach:
Jesus
Der mit der Hand mit mir in die
Schüssel tauchet, der wird mich verraten. Des Menschen Sohn gehet zwar dahin, wie von ihm geschrieben stehet; doch wehe dem Menschen, durch welchen des Menschen Sohn verraten wird! Es wäre ihm besser, dass derselbige Mensch noch nie geboren wäre.
Евангелист
Он же сказал в ответ:
Иисус
Кто опустил руку свою в одно блюдо со Мной, тот предаст Меня. Сын Человеческий идет Своим путем, как предречено о Нем в Писании; но горе тому человеку, через которого Сын Человеческий будет предан! Лучше было бы тому человеку не родиться.
Слайд 19Evangelist
Da antwortete Judas, der ihn verriet, und sprach:
Judas
Bin ich's, Rabbi?
Evangelist
Er sprach
zu ihm:
Jesus
Du sagest's.
Evangelist
Da sie aber aßen, nahm Jesus das Brot, dankete und brach's und gab's den Jüngern und sprach:
Jesus
Nehmet, esset, das ist mein Leib.
Евангелист
Тогда Иуда, что предавал Его, вставил слово:
Иуда
Не я ли, Равви?
Евангелист
Говорит ему Иисус:
Иисус
Ты сказал.
Евангелист
И когда они ели, Иисус, взяв в руки хлеб и, произнеся над ним благословение, разломил и, раздавая ученикам Своим, сказал:
Иисус
Возьмите, вкусите, это есть Тело Мое.
Слайд 20Evangelist
Und er nahm den Kelch und dankte, gab ihnen den und
sprach:
Jesus
Trinket alle daraus; das ist mein Blut des neuen Testaments, welches vergossen wird für viele zur Vergebung der Sünden. Ich sage euch: Ich werde von nun an nicht mehr von diesem Gewächs des Weinstocks trinken bis an den Tag, da ich's neu trinken werde mit euch in meines Vaters Reich.
Евангелист
И, взяв чашу и произнеся благодарение, Он дал им ее, говоря:
Иисус
Пейте из нее все! Это Кровь Моя, Кровь Нового Завета, за многих изливаемая ради прощения грехов. Говорю вам: не пить Мне отныне от этого плода виноградной лозы до Дня того, когда буду пить вино новое вместе с вами в Царствии Отца Моего.
Слайд 27Когда Иисуса Христа увели на суд к первосвященникам, апостол Иоанн, как
знакомый первосвященнику, вошел во двор, а Петр остался за воротами. Потом Иоанн, сказав служанке-придвернице, ввел во двор и Петра.
Служанка, увидев Петра, сказала ему: "и ты не из учеников ли этого Человека (Иисуса Христа)?"
Петр ответил: "нет".
Ночь была холодная. Служители развели на дворе огонь и грелись. Петр также грелся у огня вместе с ними.
Вскоре другая служанка, увидев греющегося Петра, сказала служителям: "и этот был с Иисусом Назореем".
Но Петр опять отрекся, сказав, что не знает этого Человека.
Через некоторое время служители, стоявшие во дворе, снова стали говорить Петру: "точно и ты был с Ним; ибо и речь твоя обличает тебя: ты галилеянин". Тут же подошел родственник того самого Малха, которому Петр отсек ухо, и сказал: "не я ли видел тебя с Ним в саду Гефсиманском?"
Петр же начал клясться и божиться: "не знаю этого Человека, о Котором говорите".
В это время запел петух, и вспомнил Петр слова Спасителя: "прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня". В эту минуту Господь, бывший среди стражи на дворе, обратился в сторону Петра и взглянул на него. Взор Господа проник в сердце Петра; стыд и раскаяние овладели им и, вышедши вон со двора, он горько заплакал о своем тяжком грехе.
С той минуты Петр никогда не забывал своего падения. Святой Климент, ученик Петра, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни, при полуночном пении петуха, становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своем, простил его. Сохранилось еще древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матф., гл. 26, 69-75; от Марка, гл. 14, 66-72; от Луки, гл. 22, 55-62; от Иоан., гл. 18, 15-18, 25-27.
Слайд 32Протестантский хорал (нем. evangelisches Kirchenlied, — евангелическая церковная песня) - духовное
песнопение на немецкий текст, связанное с протестантским культом. П. х. возник в Германии в 16 в. в период Реформации и Крестьянской войны. Деятели Реформации Т. Мюнцер и М. Лютер полностью заменили богослужение на латинском языке пением всей общиной немецких гимнов и псалмов. Лютер и его помощники создали необходимый для этого фонд песнопений. Текстами служили переводы на немецкий язык католических песнопений, переработки старых немецких духовных песен; некоторые тексты создавались заново. Лютер стремился к тому, чтобы музыка П. х. была простой, доступной для понимания и исполнения не имевшей певческой подготовки общиной, красивой и запоминающейся.
Слайд 33
Протестантский хорал (нем. evangelisches Kirchenlied, —
евангелическая церковная песня) - духовное
песнопение на немецкий текст, связанное с протестантским культом. П. х. возник в Германии в 16 в. в период Реформации и Крестьянской войны. Деятели Реформации Т. Мюнцер и М. Лютер полностью заменили богослужение на латинском языке пением всей общиной немецких гимнов и псалмов. Лютер и его помощники создали необходимый для этого фонд песнопений. Текстами служили переводы на немецкий язык католических песнопений, переработки старых немецких духовных песен; некоторые тексты создавались заново. Лютер стремился к тому, чтобы музыка П. х. была простой, доступной для понимания и исполнения не имевшей певческой подготовки общиной, красивой и запоминающейся.
Слайд 34
Во многих случаях были использованы в переработанном виде григорианские напевы, основным
источником мелодий служила немецкая народная песенность, причём заимствовались и приспособлялись к немецким текстам мелодии не только духовных, но и светских песен. Привлекались и песни определённых авторов. Так, в основу знаменитого хорала «Ein' feste Burg ist mein Gott» («Господь — моя твердыня»), который Ф. Энгельс назвал «Марсельезой XVI века», положен «Серебряный напев» Г. Сакса. Отличие П. х. от народной песенности состоит в равномерности ритмики, нивелирующей свободу песенно-мелодического движения, заковывающей его в строгие рамки. П. х. с большой постепенностью входил в церковную службу. Вначале он исполнялся в основном профессиональным хором. С 17 в. к пению хора, а затем и общины присоединился орган.
В это общее широкое русло попадали и подлинно народные (быть может, крестьянского происхождения) мелодии, и стихи поэтов-гуманистов, и создания композиторов. Тематика песен в XV-XVI веках была самой разнообразной: от любовной лирики до сатиры, от охотничьих, застольных, шуточных куплетов до духовных напевов, от календарного цикла, баллады, легенды до боевого гимна во время крестьянской войны. Здесь чувствуется и демократическое начало - в самом происхождении песен, и следы серьезной полифонической традиции - в обработке мелодий.
Слайд 35Чело в крови и ранах,
На нем кощунства боль,
Глумливое убранство -
Терновник
- как венец!
Давно ль над ним сияли
И слава, и почет...
Теперь его позорят.
Склоняюсь пред Тобой!
BWV 244 – 63 choral
«O Haupt voll Blut und Wunden»
Слайд 36Пьетро Перуджино . «Вознесение Христа»
1496-98
Дерево, масло, 342 x 263 см.
Музей изобразительных
искусств. Лион
Слайд 37Annunciation, 1660-65, The State Hermitage, St. Petersburg
Слайд 38Рафаэль Санти.
«Преображение Господне».
Фрагмент. 1519–1520. Ватиканская пинакотека
Слайд 42Презентацию подготовила учитель музыки МБОУ СОШ №3
им. Тази Гиззата
Набиева
Гульнара Флюровна
Февраль 2018
г.Агрыз