Слайд 1Содержание и задачи вокально-хоровой деятельности учащихся
Выполнил обучающийся:
3 курса 370МПб группы
Заочной формы обучения
Подборных Е.Н.
2019г.
Слайд 2Хоровое пение
Хор (др.-греч. χορός — толпа) — хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив,
музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.
Слайд 3Хоровое пение – один из самых древних видов музыкального искусства. Он
появился ещё в период античности, во времена Рима, и претерпевая всевозможные изменения дошёл до наших дней. В древние времена хоровые произведения исполнялись на праздниках, для увеселения царей и императоров, во время церковных обрядов.
Слайд 4
Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.
Чаще всего хор включает
в себя четыре партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий не ограничено, так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий.
Слайд 5Что такое хоровое пение ?
Один из видов коллективной исполнительской деятельности.
Пение в
котором каждая хоровая партия исполняется несколькими хористами.
Слайд 6Особенности вокальной работы в хоре
Искусство хорового пения–это коллективное искусство. Коллективное музицирование
способствует развитию творческих способностей, формирует художественный вкус.
Хоровое пение–это вокальное искусство, поэтому главная работа в хоре–это работа над вокалом. Но хор это коллективное, совместное пение и поэтому вокальная работа здесь имеет свои особенности. Чтобы петь в хоре, надо научиться управлять своим голосом и овладеть целым рядом вокально-хоровых навыков.
Искусство
техническое
художественное
Без освоения технической стороны искусства невозможно достичь художественных результатов. Техническая сторона пения в хоре: чистое интонирование, слитность звучания голосов, единую манеру звукообразования, организацию певческого дыхания вокальной позиции звука, четкую дикцию.
Слайд 7Значение «Хорового пения»
Хоровое пение – основа музыкальной культуры народа.
Пение –
природная способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как к средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру.
Хоровое пение детей – одно из главных средств школьного музыкального воспитания. Занятия в хоровых коллективах способствуют гармоническому развитию личности школьника.
Занятия хором – комплекс учебных знаний, тесно связанный с другими учебными дисциплинами музыкального, эстетического и общеобразовательного циклов.
Слайд 8Процесс обучения хоровому пению способствует:
формированию мышления, развитию воображения, эмоциональной отзывчивости;
развивает и улучшает
состояние дыхательной системы, кровообращения;
способствует росту и укреплению мышц гортани;
развивает слух, голосовой аппарат, чувство ритма, обогащает речь;
воспитывает дисциплинированность, чувство ответственности;
коммуникативную культуру
Слайд 9Какие качества у детей формируют хоровые занятия?
эмоциональность, коммуникабельность, инициативность, ответственность, организованность,
коллективизм, трудолюбие, креативность
Слайд 10Цель хорового пения
Развитие музыкально-творческих способностей, учащихся на основе приобретенных им знаний,
умений и навыков в области хорового исполнительства, выявление наиболее одаренных детей в области хорового исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.
Слайд 11Задачи хорового пения
- развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
- формирование умений и навыков хорового исполнительства;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
- приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
Слайд 12Виды детских хоровых коллективов
Слайд 13Детский хор
Детский хор состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов,
иногда из трёх — сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.
Слайд 14Хор мальчиков и юношей
Хор мальчиков и юношей состоит из тех же
четырех основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики — дисканты, партию альтов — контратенора — юноши, поющие фальцетом; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами
Слайд 15С точки зрения манеры пения различают:
* академические хоры — поющие в
академической манере, основанной на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров.
* народные хоры — поющие в народной манере. Опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов.
Слайд 16По количеству участников различают:
* камерные хоры — от 12 до 30-50
участников;
* большие хоры — от 50 до 120 участников;
* сводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хэппининг-перфоманс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.
Слайд 17ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ГОЛОСА
Чтобы развивать и воспитывать детские голоса, учителю необходимо знать
певческие возможности школьников.
Слайд 18Подготовка и организация
вокально-хоровой деятельности
учащихся
Настройка на певческий процесс и распевание
Разучивание произведения
Исполнение
произведения
Слайд 19Основные группы хоровых произведений использующихся в работе с детским хором
Популярные детские
песни отечественных композиторов
Современные хоровые
Народные песни республик России и ближнего зарубежья
Песни зарубежных композиторов
Сокральные песни
Эстрадные песни из мультфильмов и кинофильмов
Слайд 20Принципы подбора репертуара для детского хора
Слайд 21Оснавная направленность обучения хоровому пению в начальной школе.
Песни разного эмоционального содержания
Чувствовать
настроение музыкального произведения и передавать его в своём исполнении.
Соблюдать правила пения и охраны голоса
Понимать основные дирижерские жесты
На ряду с пением по слуху целесообразно активизировать процесс пения по нотам
Петь двухголосие
Слайд 22РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МНОГОГОЛОСНОГО ПЕНИЯ
Формирование навыков многоголосного пения начинается с воспитания у
детей внимания к исполнению своему и товарищей, с развития умения воспринимать качества звука на слух.
Слайд 23СРЕДСТВА ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (ВОКАЛЬНО-ХОРОВые НАВЫКИ)
Важная роль в пении принадлежит:
▪ Дыханию
▪ Артикуляции
▪
Дикции
Слайд 25ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
РАЗУЧИВАНИЯ ПЕСНИ НА ШКОЛЬНОМ УРОКЕ
Общими приёмами разучивания песни являются :
▪
Показ учителем отдельных фраз и пояснения к их исполнению(например, он обращает внимание на характер звуковедения, объясняет непонятные слова).
▪ Выстраивание первого звука, с которого начинается фраза.
▪ Разучиванию мелодии в рабочем темпе, активным звуком при плавном звуковедении.
Слайд 26ТРЕБОВАНИЯ К ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЕ НА ПЕРВОМ УРОКЕ МУЗЫКИ
На первом уроке ученики
легко запоминают 4 жеста, обозначающих :
▪ Внимание
▪ Дыхание
▪ Вступление
▪ Окончание.