Презентация, доклад по музыке на тему Сергей Сергеевич Прокофьев

Прокофьев Сергей Сергеевич 23 апреля 1891 – 5 марта 1953)Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в имении Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне - Украина) в семье агронома Сергея Алексеевича Прокофьева.Музыкальное дарование С. С.

Слайд 1     Сергей Сергеевич Прокофьев                

                   Выполнила:                                  учитель начальных классов МОУ СОШ №9                                  г. Раменское                                  Сеничева Мария Евгеньевна
     Сергей Сергеевич Прокофьев                    

Слайд 2Прокофьев Сергей Сергеевич 23 апреля 1891 – 5 марта 1953)
Сергей Сергеевич Прокофьев

родился 23 апреля 1891 года в имении Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне - Украина) в семье агронома Сергея Алексеевича Прокофьева.
Музыкальное дарование С. С. Прокофьева раскрылось в раннем детстве, его первые опыты композиции относятся к 5-6-летнему возрасту, в 9 лет он написал оперу. Первоначальное музыкальное образование композитор получил дома, занимаясь с матерью, а также с композитором Р. М. Глиэром, приезжавшим в Сонцовку летом 1902 и 1903 годов. К 1904 году был автором 4 опер, симфонии, 2 сонат и фортепианных пьес.
Прокофьев Сергей Сергеевич 23 апреля 1891 – 5 марта 1953)Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года

Слайд 3В 1904 году С. С. Прокофьев поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где

занимался по композиции у Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, Я. Витола, фортепиано у А. Н. Есиповой, дирижированию у Н. Н. Черепнина. Окончил консерваторию в 1914 году с премией им. А. Г. Рубинштейна.

Становление С. С. Прокофьева как композитора протекало в противоречивой, сложней обстановке, отмеченной интенсивными поисками новых тем и выразительных средств во всех областях искусства. Присматриваясь к новым течениям и отчасти испытывая на себе их влияние, С. С. Прокофьев стремился к независимости и самостоятельности. Произведения, написанные за предреволюционное десятилетие, охватывают почти все жанры. Большое место занимает фортепианная музыка

В 1904 году С. С. Прокофьев поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где занимался по композиции у Н. А.

Слайд 4С 1908 года С. С. Прокофьев вел регулярную и обширную концертную

деятельность как пианист и дирижер - исполнитель собственных произведений. Весной 1918 года он выехал из Советской России через Японию в США. Пребывание за рубежом вместо предполагаемых нескольких месяцев продолжалось 15 лет. Первые 4 года композитор провел в поездках по Америке и Европе (главным образом Франции) в связи с постановкой своих сценических сочинений и сильно расширившейся концертной деятельностью. В 1922 году он жил в Германии, а с 1923 года - в Париже. Зарубежный период творчества С. С. Прокофьева отмечен активным интересом к театральным жанрам. Им были созданы оперы: комическая «Любовь к трем апельсинам» по К. Гоцци (1919), замысел которой возник ещё до отъезда за границу, и экспрессивная драма «Огненный ангел» по В. Я. Брюсову (1919-1927). Творческое содружество с С. П. Дягилевым, поставившим в 1921 году «Сказку про шута...», стимулировало создание новых балетов для его труппы: «Стальной скок» (1925) и «Блудный сын» (1928). В 1930 году для театра «Гранд-Опера» композитором был написан балет «На Днепре».
С 1908 года С. С. Прокофьев вел регулярную и обширную концертную деятельность как пианист и дирижер -

Слайд 5В 1927 году С. С. Прокофьев приезжал с концертами в СССР,

выступал в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе. В 1929 году он вторично посетил СССР, в 1932 году окончательно вернулся на родину и поселился в Москве.

С 1933 года в течение нескольких лет С. С. Прокофьев вел занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Московской консерватории. В эти годы им были созданы балет «Ромео и Джульетта» (1935-1936) и опера «Семен Котко» по повести В. П. Катаева «Я сын трудового народа» (1930). Значительное место в предвоенные годы занимала работа С. С. Прокофьева для драматического театра и кино в содружестве с крупнейшими советскими режиссерами — В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым, С. М. Эйзенштейном. Одним из этапных произведений композитора стала музыка к кинофильму «Александр Невский» (1938) С. М. Эйзенштейна, послужившая основой для одноименной кантаты. На 60-летие И. В. Сталина композитор написал кантату «Здравица» (1939), исполнение которой стало кульминационным моментом юбилейных торжеств. В 1930-е годы С. С. Прокофьев также писал произведения для детей: сборник фортепианных пьес «Детская музыка» (1935), симфоническая сказка «Петя и волк» для чтеца и оркестра (1936), детские песни.

В 1927 году С. С. Прокофьев приезжал с концертами в СССР, выступал в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове,

Слайд 6На рубеже 1930-х и 1940-х годов С. С. Прокофьев почти одновременно

начал работу над целым рядом сочинений: сонатой для скрипки и фортепиано, тремя сонатами для фортепиано (6-я, 7-я, 8-я), лирико-комической оперой «Обручение в монастыре» по пьесе Р. Б. Шеридана «Дуэнья», балетом «Золушка». Завершение большинства из них было отодвинуто начавшейся Великой Отечественной войной 1941-1945 годов.

В годы войны С. С. Прокофьев находился в эвакуации в Нальчике, Тбилиси, Алма-Ате, Перми, продолжая интенсивную творческую работу. Осенью 1943 возвратился в Москву. Важнейшим его произведением военных лет стала опера «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого (1941-1952). Тема войны отразилась и в других сочинениях того времени: в 7-й сонате для фортепиано (1939-1942), 5-й и 6-й симфониях (1944, 1945-1947). С этой же темой связана и последняя опера композитора «Повесть о настоящем человеке» по Б. Н. Полевому (1947-1948).
На рубеже 1930-х и 1940-х годов С. С. Прокофьев почти одновременно начал работу над целым рядом сочинений:

Слайд 7 Литературное наследие
Прокофьев обладал незаурядными литературными способностями,

которые про­яви­ли себя в «Автобиографии», «Днев­ни­ке», рас­ска­зах, опер­ных либ­рет­то, на основании чего композитор характеризован как музыкальный писатель. Литературное наследие Прокофьева свидетельствует о свой­ст­вен­ных творческой на­ту­ре композитора оп­ти­мизме, остро­умии, бле­стя­щем чув­ст­ве юмо­ра.

«Ав­то­био­гра­фия», охватывающая период жизни от рождения до 1909 года, предствляет собой, несмотря на скромный заголовок, вполне законченное литературное произведение. Прокофьев тщательно работал над текстом в течение 15 лет. Первая часть книги «Детство» была закончена в 1939 году, вторая часть «Консерватория» создавалась с 1945 по 1950 год с перерывом в 1947—1948 годах. В «Крат­кой ав­то­био­гра­фии», завершённой в 1941 году, жизнеописание охватывает период до 1936 года.
Литературное наследиеПрокофьев обладал незаурядными литературными способностями, которые про­яви­ли себя в «Автобиографии», «Днев­ни­ке»,

Слайд 8Личность
Со времени учёбы в консерватории Прокофьев стремился быть в центре внимания

и часто демонстрировал свою эпатажность. Современники отмечали, что необычным был даже внешний вид Прокофьева, позволявшего себе яркие, броские цвета и сочетания в одежде. Сохранившиеся фотографии свидетельствуют об элегантности композитора и умении одеваться со вкусом.

В 1954 году Шостакович писал: «Дисциплина труда у С. С. Прокофьева действительно была поразительная, и, что было для многих непостижимо, он одновременно работал над несколькими произведениями»[96]. Кроме занятий музыкой композитор испытывал большой интерес к шахматам и литературе. Обладая даром богатого воображения, Прокофьев с юности привык переключать интеллектуальную деятельность с сочинения музыки на решения шахматных задач или литературное творчество.
Если бы Прокофьев не стал композитором, у него было достаточно много оснований для того, чтобы стать литератором, а с шахматами не расставался с раннего детства до последних лет жизни.


ЛичностьСо времени учёбы в консерватории Прокофьев стремился быть в центре внимания и часто демонстрировал свою эпатажность. Современники

Слайд 9Христианская наука
В начале июня 1924 года Сергей и Лина Прокофьевы узнали

о чудесных исцелениях, совершаемых адептами Христианской науки. Супруга композитора решила обратиться к целительнице, чтобы поправить своё состояние после родов. Прокофьев также прибег к помощи приверженцев Христианской науки, так как его самого беспокоили сердце и головные боли. Впоследствии, как писал Прокофьев в «Дневнике», методы Христианской науки помогали ему и жене избавляться от страха перед выступлениями. В дальнейшем чтение книги Мэри Бэйкер Эдди «Наука и здоровье» (Science and Health) способствовало становлению собственного отношения Прокофьева к Богу, человеку, к понятиям о добре и зле.
Христианская наукаВ начале июня 1924 года Сергей и Лина Прокофьевы узнали о чудесных исцелениях, совершаемых адептами Христианской

Слайд 10Оценки и место в культуре
Прокофьев. Шостакович. Хачатурян 1945 год.
Прокофьев причисляется к

одним из самых исполняемых авторов XX века. Высокую оценку творчества С. С. Прокофьева дал Д. Д. Шостакович: «Я счастлив и горд, что мне выпало счастье быть свидетелем блистательного расцвета гения Прокофьева… Никогда не устану вслушиваться в его музыку, изучать его драгоценный опыт»
Альфред Шнитке высказывался о Прокофьеве как об одном из величайших композиторов в русской музыкальной истории, приводил «пару» Прокофьев и Шостакович как пример конкуренции двух начал в истории музыки. По мнению Шнитке оба композитора принадлежали к русской музыкальной культуре: «Это несомненно, и для меня Шостакович никак не менее русский композитор, чем Прокофьев, который внешне несет гораздо больше признаков русской музыки». Известно сочинение Шнитке «Посвящение Игорю Стравинскому, Сергею Прокофьеву, Дмитрию Шостаковичу» для фортепиано в 6 рук 1979 года.
Оценки и место в культуреПрокофьев. Шостакович. Хачатурян 1945 год.Прокофьев причисляется к одним из самых исполняемых авторов XX

Слайд 11Семья
В 1919 году Прокофьев познакомился с испанской (каталонской) камерной певицей Линой

Коди́ной, в 1923 году в немецком городе Этталь женился на ней, при этом супруга взяла фамилию мужа. В 1936 году Прокофьев с женой и сыновьями Святославом и Олегом окончательно переехал в СССР и обосновался в Москве.
На фото: Сергей Прокофьев, Святослав Прокофьев, Олег Прокофьев, Лина Покофьева 1936 год.
СемьяВ 1919 году Прокофьев познакомился с испанской (каталонской) камерной певицей Линой Коди́ной, в 1923 году в немецком

Слайд 12Ирония судьбы. Смерть.
Смерть Сергея Прокофьева соотечественники почти не заметили, поскольку скончался

он 5 марта 1953 года, в один день с «вождем народов» Иосифом Сталиным – всего на 40 минут позже и по той же причине: кровоизлияние в мозг. Близкие композитора столкнулись с колоссальными трудностями в организации похорон. Некое подобие цветов – хвойный венок – к гробу Прокофьева удалось раздобыть, сказав, что это на похороны вождя. Остальные цветы были комнатные – их принесли из квартир и поставили у гроба прямо в глиняных горшках. Траурная церемония проходила в тогдашнем здании Союза композиторов на Миусской улице в Москве, собрав немногим более 40 человек. Выдающиеся музыканты – друзья Прокофьева – обязаны были играть на траурных мероприятиях по случаю смерти Сталина и смогли отправиться на прощание с Сергеем Сергеевичем, только отыграв свою программу. Скрипач Давид Ойстрах чудом успел на похороны и исполнил у гроба Прокофьева первую и третью части Первой скрипичной сонаты композитора, о гаммаобразных пассажах которой сам автор говорил, что «это ветер гуляет по кладбищу». Виолончелист Мстислав Ростропович сразу поехал на Новодевичье кладбище. Тем временем на улице многотысячная толпа направлялась в Колонный зал Дома Союзов проститься со Сталиным, поэтому подогнать автобус к Дому композиторов оказалось невозможно. Тогда гроб с телом композитора понесли на руках шестеро студентов‑добровольцев. Два километра они прошли за пять часов, иногда опуская печальную ношу на мерзлый тротуар, чтобы отдохнуть. Мир узнал о смерти Прокофьева только в конце марта 1953‑го, когда одна из советских газет опубликовала некролог.
Ирония судьбы. Смерть.Смерть Сергея Прокофьева соотечественники почти не заметили, поскольку скончался он 5 марта 1953 года, в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть