Слайд 1 Сергей Сергеевич Прокофьев
Выполнила:
учитель начальных классов МОУ СОШ №9
г. Раменское
Сеничева Мария Евгеньевна
Слайд 2Прокофьев Сергей Сергеевич
23 апреля 1891 – 5 марта 1953)
Сергей Сергеевич Прокофьев
родился 23 апреля 1891 года в имении Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне - Украина) в семье агронома Сергея Алексеевича Прокофьева.
Музыкальное дарование С. С. Прокофьева раскрылось в раннем детстве, его первые опыты композиции относятся к 5-6-летнему возрасту, в 9 лет он написал оперу. Первоначальное музыкальное образование композитор получил дома, занимаясь с матерью, а также с композитором Р. М. Глиэром, приезжавшим в Сонцовку летом 1902 и 1903 годов. К 1904 году был автором 4 опер, симфонии, 2 сонат и фортепианных пьес.
Слайд 3В 1904 году С. С. Прокофьев поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где
занимался по композиции у Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, Я. Витола, фортепиано у А. Н. Есиповой, дирижированию у Н. Н. Черепнина. Окончил консерваторию в 1914 году с премией им. А. Г. Рубинштейна.
Становление С. С. Прокофьева как композитора протекало в противоречивой, сложней обстановке, отмеченной интенсивными поисками новых тем и выразительных средств во всех областях искусства. Присматриваясь к новым течениям и отчасти испытывая на себе их влияние, С. С. Прокофьев стремился к независимости и самостоятельности. Произведения, написанные за предреволюционное десятилетие, охватывают почти все жанры. Большое место занимает фортепианная музыка
Слайд 4С 1908 года С. С. Прокофьев вел регулярную и обширную концертную
деятельность как пианист и дирижер - исполнитель собственных произведений. Весной 1918 года он выехал из Советской России через Японию в США. Пребывание за рубежом вместо предполагаемых нескольких месяцев продолжалось 15 лет. Первые 4 года композитор провел в поездках по Америке и Европе (главным образом Франции) в связи с постановкой своих сценических сочинений и сильно расширившейся концертной деятельностью. В 1922 году он жил в Германии, а с 1923 года - в Париже. Зарубежный период творчества С. С. Прокофьева отмечен активным интересом к театральным жанрам. Им были созданы оперы: комическая «Любовь к трем апельсинам» по К. Гоцци (1919), замысел которой возник ещё до отъезда за границу, и экспрессивная драма «Огненный ангел» по В. Я. Брюсову (1919-1927). Творческое содружество с С. П. Дягилевым, поставившим в 1921 году «Сказку про шута...», стимулировало создание новых балетов для его труппы: «Стальной скок» (1925) и «Блудный сын» (1928). В 1930 году для театра «Гранд-Опера» композитором был написан балет «На Днепре».
Слайд 5В 1927 году С. С. Прокофьев приезжал с концертами в СССР,
выступал в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе. В 1929 году он вторично посетил СССР, в 1932 году окончательно вернулся на родину и поселился в Москве.
С 1933 года в течение нескольких лет С. С. Прокофьев вел занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Московской консерватории. В эти годы им были созданы балет «Ромео и Джульетта» (1935-1936) и опера «Семен Котко» по повести В. П. Катаева «Я сын трудового народа» (1930). Значительное место в предвоенные годы занимала работа С. С. Прокофьева для драматического театра и кино в содружестве с крупнейшими советскими режиссерами — В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым, С. М. Эйзенштейном. Одним из этапных произведений композитора стала музыка к кинофильму «Александр Невский» (1938) С. М. Эйзенштейна, послужившая основой для одноименной кантаты. На 60-летие И. В. Сталина композитор написал кантату «Здравица» (1939), исполнение которой стало кульминационным моментом юбилейных торжеств. В 1930-е годы С. С. Прокофьев также писал произведения для детей: сборник фортепианных пьес «Детская музыка» (1935), симфоническая сказка «Петя и волк» для чтеца и оркестра (1936), детские песни.
Слайд 6На рубеже 1930-х и 1940-х годов С. С. Прокофьев почти одновременно
начал работу над целым рядом сочинений: сонатой для скрипки и фортепиано, тремя сонатами для фортепиано (6-я, 7-я, 8-я), лирико-комической оперой «Обручение в монастыре» по пьесе Р. Б. Шеридана «Дуэнья», балетом «Золушка». Завершение большинства из них было отодвинуто начавшейся Великой Отечественной войной 1941-1945 годов.
В годы войны С. С. Прокофьев находился в эвакуации в Нальчике, Тбилиси, Алма-Ате, Перми, продолжая интенсивную творческую работу. Осенью 1943 возвратился в Москву. Важнейшим его произведением военных лет стала опера «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого (1941-1952). Тема войны отразилась и в других сочинениях того времени: в 7-й сонате для фортепиано (1939-1942), 5-й и 6-й симфониях (1944, 1945-1947). С этой же темой связана и последняя опера композитора «Повесть о настоящем человеке» по Б. Н. Полевому (1947-1948).
Слайд 7 Литературное наследие
Прокофьев обладал незаурядными литературными способностями,
которые проявили себя в «Автобиографии», «Дневнике», рассказах, оперных либретто, на основании чего композитор характеризован как музыкальный писатель. Литературное наследие Прокофьева свидетельствует о свойственных творческой натуре композитора оптимизме, остроумии, блестящем чувстве юмора.
«Автобиография», охватывающая период жизни от рождения до 1909 года, предствляет собой, несмотря на скромный заголовок, вполне законченное литературное произведение. Прокофьев тщательно работал над текстом в течение 15 лет. Первая часть книги «Детство» была закончена в 1939 году, вторая часть «Консерватория» создавалась с 1945 по 1950 год с перерывом в 1947—1948 годах. В «Краткой автобиографии», завершённой в 1941 году, жизнеописание охватывает период до 1936 года.
Слайд 8Личность
Со времени учёбы в консерватории Прокофьев стремился быть в центре внимания
и часто демонстрировал свою эпатажность. Современники отмечали, что необычным был даже внешний вид Прокофьева, позволявшего себе яркие, броские цвета и сочетания в одежде. Сохранившиеся фотографии свидетельствуют об элегантности композитора и умении одеваться со вкусом.
В 1954 году Шостакович писал: «Дисциплина труда у С. С. Прокофьева действительно была поразительная, и, что было для многих непостижимо, он одновременно работал над несколькими произведениями»[96]. Кроме занятий музыкой композитор испытывал большой интерес к шахматам и литературе. Обладая даром богатого воображения, Прокофьев с юности привык переключать интеллектуальную деятельность с сочинения музыки на решения шахматных задач или литературное творчество.
Если бы Прокофьев не стал композитором, у него было достаточно много оснований для того, чтобы стать литератором, а с шахматами не расставался с раннего детства до последних лет жизни.
Слайд 9Христианская наука
В начале июня 1924 года Сергей и Лина Прокофьевы узнали
о чудесных исцелениях, совершаемых адептами Христианской науки. Супруга композитора решила обратиться к целительнице, чтобы поправить своё состояние после родов. Прокофьев также прибег к помощи приверженцев Христианской науки, так как его самого беспокоили сердце и головные боли. Впоследствии, как писал Прокофьев в «Дневнике», методы Христианской науки помогали ему и жене избавляться от страха перед выступлениями. В дальнейшем чтение книги Мэри Бэйкер Эдди «Наука и здоровье» (Science and Health) способствовало становлению собственного отношения Прокофьева к Богу, человеку, к понятиям о добре и зле.
Слайд 10Оценки и место в культуре
Прокофьев. Шостакович. Хачатурян 1945 год.
Прокофьев причисляется к
одним из самых исполняемых авторов XX века. Высокую оценку творчества С. С. Прокофьева дал Д. Д. Шостакович: «Я счастлив и горд, что мне выпало счастье быть свидетелем блистательного расцвета гения Прокофьева… Никогда не устану вслушиваться в его музыку, изучать его драгоценный опыт»
Альфред Шнитке высказывался о Прокофьеве как об одном из величайших композиторов в русской музыкальной истории, приводил «пару» Прокофьев и Шостакович как пример конкуренции двух начал в истории музыки. По мнению Шнитке оба композитора принадлежали к русской музыкальной культуре: «Это несомненно, и для меня Шостакович никак не менее русский композитор, чем Прокофьев, который внешне несет гораздо больше признаков русской музыки». Известно сочинение Шнитке «Посвящение Игорю Стравинскому, Сергею Прокофьеву, Дмитрию Шостаковичу» для фортепиано в 6 рук 1979 года.
Слайд 11Семья
В 1919 году Прокофьев познакомился с испанской (каталонской) камерной певицей Линой
Коди́ной, в 1923 году в немецком городе Этталь женился на ней, при этом супруга взяла фамилию мужа. В 1936 году Прокофьев с женой и сыновьями Святославом и Олегом окончательно переехал в СССР и обосновался в Москве.
На фото: Сергей Прокофьев, Святослав Прокофьев, Олег Прокофьев, Лина Покофьева 1936 год.
Слайд 12Ирония судьбы. Смерть.
Смерть Сергея Прокофьева соотечественники почти не заметили, поскольку скончался
он 5 марта 1953 года, в один день с «вождем народов» Иосифом Сталиным – всего на 40 минут позже и по той же причине: кровоизлияние в мозг. Близкие композитора столкнулись с колоссальными трудностями в организации похорон. Некое подобие цветов – хвойный венок – к гробу Прокофьева удалось раздобыть, сказав, что это на похороны вождя. Остальные цветы были комнатные – их принесли из квартир и поставили у гроба прямо в глиняных горшках. Траурная церемония проходила в тогдашнем здании Союза композиторов на Миусской улице в Москве, собрав немногим более 40 человек. Выдающиеся музыканты – друзья Прокофьева – обязаны были играть на траурных мероприятиях по случаю смерти Сталина и смогли отправиться на прощание с Сергеем Сергеевичем, только отыграв свою программу. Скрипач Давид Ойстрах чудом успел на похороны и исполнил у гроба Прокофьева первую и третью части Первой скрипичной сонаты композитора, о гаммаобразных пассажах которой сам автор говорил, что «это ветер гуляет по кладбищу». Виолончелист Мстислав Ростропович сразу поехал на Новодевичье кладбище. Тем временем на улице многотысячная толпа направлялась в Колонный зал Дома Союзов проститься со Сталиным, поэтому подогнать автобус к Дому композиторов оказалось невозможно. Тогда гроб с телом композитора понесли на руках шестеро студентов‑добровольцев. Два километра они прошли за пять часов, иногда опуская печальную ношу на мерзлый тротуар, чтобы отдохнуть. Мир узнал о смерти Прокофьева только в конце марта 1953‑го, когда одна из советских газет опубликовала некролог.