Слайд 1Старинный русский романс
Русский романс
Слайд 2Романсеро
Термин «романс» возник в Испании еще в средние века и первоначально
обозначал светскую песню на испанском («романском») языке. Также слово «романс» появилось в испанской литературе. Оно означало небольшой стихотворный рассказ. А сборники старинных испанских романсов называли «романсеро».
В музыке термин «романс» появился в 19 веке в эпоху романтизма. Это чаще всего вокальное произведение небольшое по размерам, близкое к балладе или песне, но бывают романсы и для инструментальной музыки. Романс в музыке — это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.
Слайд 4Чем же отличается романс от песни?
Тем же, чем отличается поэзия от
стихосложения. И, пожалуй, тем же, чем искусство от ремесла. Хотя и бывает весьма искусное ремесло. Можно очень любить песню, но романс ассоциируется с интеллектуальной категорией более высокого порядка.
А главное - романс это всегда что-то глубоко личное. Время показало, что романсы живут дольше, чем повседневные массовые песни. Как и подобает произведениям искусства.
Слайд 6Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано, и
относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы звучат и в сопровождении оркестра, и в сопровождении гитары.
Романс это чаще всего вокальный монолог для голоса с музыкальным сопровождением, отражающий глубокие драматические индивидуальные переживания.
Драматизм индивидуальных переживаний отражается в характере музыки, в поэтическом тексте, в интонационных приёмах певца-исполнителя и в музыкальном сопровождении.
Слайд 7Соавторами романса являются исполнитель-вокалист и музыкальное сопровождение. В этом смысле разные
исполнения создают разный «конечный продукт». Схема художественного и эмоционального воздействие романса на слушателя определяется примерно в следующей пропорции:
Музыка – 30%
Текст – 20%
Исполнение – 35%
Аккомпанемент – 15%
Первые два фактора можно считать неизменными. Зато вторые два фактора полностью зависят от конкретного вокального исполнения и музыкального сопровождения
Слайд 8В России первыми образцами романса можно считать канты, распространенные уже в
конце XVIIв. А в XVIIIв. стихи наиболее известных русских поэтов — А.П. Сумарокова, А.Ф. Мерзлякова, М.В. Ломоносова — сразу же подхватывались музыкантами и распевались певцами-любителями. Назывались такие произведения российскими песнями.
Одними из первых авторов романсов были Теплов, Козловский, Жилин, а несколько позднее — Фомин, Алябьев, Варламов, Гурилев, Булахов и другие.
Романс «Калитка»
Слайд 9Стили исполнения
Можно отличить три основные стиля исполнения романсов:
академический (оперно-классический),
эстрадный
цыганский.
Исполнители академического стиля довольно часто используют замечательный жанр романса и его очаровательную музыку преимущественно для демонстрации своих превосходных голосовых данных.
Исполнители эстрадного стиля уделяют больше внимания выражению лирико-драматических чувств, заключённых в поэтическом тексте и музыке романса.
Исполнители цыганского стиля делают упор на вокальные приёмы цыганской манеры пения.
Слайд 10Правда о старинном романсе
Романс вплоть до Глинки не делился на
старинный и классический. Лучшие романсы Глинки и Даргомыжского звучали и в салонах, и в концертах, как и сочинения Алябьева и Варламова, Девитте. И пели их и профессиональные певцы и любители. И Глинка и Даргомыжский, не получившие консерваторского образования, охотно общались с композиторами-любителями. По общедоступности они не уступали друг другу.
Линию Глинки в романсе продолжили Могучая кучка и Чайковский, Рахманинов и Мясковский, профессиональные композиторы 20 века и наших дней. Сочинения высоких профессионалов составили отныне и учебные программы, и программы серьезных концертов. Никакой надобности в продолжении доглинкинского романса не оставалось, и эта линия захирела, зачахла.
Слайд 11
Правда
Старинный романс – это не беспомощное подражание классическому, а совершенно особый
жанр со своей собственной эстетикой. И когда консерваторские профессионалы пытались сочинить нечто подобное, ничего не получалось, и консерваторские певцы сталкивались с трудностями в исполнении, которое требовало особых навыков, особого мастерства. С этой проблемой сталкивались даже великие певцы: Шаляпин, Обухова, Нежданова…
Слайд 12А.Нежданова
Н.Обухова
Ф.Шаляпин
И.Юрьева
С.Лемешев
Вертинский
Слайд 13В наше современное время внесли свой вклад в воскрешение русского романса
такие певцы: Георгий Виноградов, Ольга Воронец, Юрий Гуляев, Людмила Зыкина, Надежда Казанцева, Галина Карева, Иосиф Кобзон, Иван Козловский, Сергей Лемешев, Муслим Магомаев, Елена Образцова, Тамара Синявская, Борис Штоколов, Артур Эйзен, Н. Сличенко.
Вышеперечисленные исполнители, в своём большинстве, были еще и ведущими оперными певцами страны. И визитной карточкой русского романса можно считать романс «Очи черные» - известный и любимый во всем мире. Давайте послушаем в исполнении Н. Сличенко
Слайд 14Николай Сличенко
Романс «Очи черные»
Слайд 15В современной России в число исполнителей романса влилось громадное количество вокальных
талантов, таких как Надежда Бабкина, Алла Баянова, Жанна Бичевская, Нана Брегвадзе, Валерия, Владимир Девятов, Сергей Захаров, Юлия Зиганшина, Надежда Кадышева, Вячеслав Кобзев, Иосиф Кобзон, Николай Копылов, Ирина Крутова, Рузанна и Карина Лисициан, Александр Малинин, Валентина Пономарева, Евгения Смольянинова, Галина Улётова, Пелагея Ханова, Дмитрий Хворостовский, Вика Цыганова, и многие другие.
Слайд 17Размышление о жанре
Сегодня, когда один век сменил другой, неизбежны и перемены
в музыкальном сознании.
Какую музыку будем вспоминать время от времени, какую будем бережно сохранять и нести сквозь время, какую будем создавать в будущем - эти вопросы волнуют старшее поколение, сможем ли мы передать вам, молодым, русскую музыкальную культуру?
Завершим нашу беседу романсом «Любовь и разлука» в исполнении А.Малинина.
Слайд 18А.Малинин
Романс «Любовь и разлука»
Слайд 19Мы – твои поклонники,
прекрасный наш, русский романс!